Форма урока – урок коллективного исследования исторических источников.
Тип урока - урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока:
- Определить предпосылки, причины и значение принятия Русью христианства, объяснить, почему на Руси установилось двоеверие, сохранившееся до наших дней.
- Продолжить формирование умения анализировать исторический источник, работать с картой, схемами, определять ход, последовательность событий, связанных с крещением Руси.
- Развивать монологическую речь учащихся, формировать умение составлять «Я – высказывание».
- Развивать умение давать оценку исторических событий, явлений.
- Продолжить работу над формированием у учащихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.
Оборудование урока: карта «Древнерусское государство в IX –XI вв.», исторические картины по теме «Крещение Руси», магнитофон, аудиозаписи «Колокола», М.П. Мусоргский «Ночь на Лысой горе», П.И. Чайковский «Отче наш» из «Литургии Иоанна Златоуста», слайд-проектор, ноутбук, экран
Методические материалы для учащихся: тексты из «Повести временных лет» - «Выбор веры» (Приложение 1) и «Крещение Руси» (Приложение 2), плакаты с опорными сигналами «Этапы крещения Руси» (Приложение 3).
Ход урока |
Компьютерная презентация |
1. Вводное слово учителя.
Здравствуйте, дети. На сегодняшнем уроке мы узнаем о том, как Древняя Русь приняла христианскую веру – веру в одного Бога, почему из нескольких подобных (монотеистических) религий Русь выбрала именно православие. Нам предстоит работа с историческим источником, созданным в XII веке –«Повестью временных лет». Надеюсь услышать ваше мнение по ряду вопросов и проблем. 2. Опрос по домашнему материалуЗапись в тетради новой темы – «Крещение Руси» 3. Изучение нового материалаУчитель: Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича. Звучит музыкальный фрагмент «Колокола» Учитель: Памятники Владимиру, крестителю Руси, стоят в Киеве и в Новгороде (памятник «1000-летие России»). Святой, равноапостольный князь держит в руке крест, знак новой, истинной веры. А с чего же всё началось?
Учитель: Русь не стала исключением. Вопрос стоял лишь о том, какую веру принять. Среди соседей Руси были языческие племена балтов и финно-угров, но были и государства, исповедовавшие веру в одного Бога. Работа у доски с картой. Вопрос – «Назвать и показать места проживания соседей славян. Какие верования были у них?» Учитель на карте после ответа ученика значками отмечает государства, исповедовавшие веру в одного Бога: Волжская Болгария (ислам) – ‚ Z Хазарское царство (иудаизм) – Y Византийская империя (православие) – Германская империя, Польша (католичество) – † V Учитель: Однако до принятия веры в одного Бога князь Владимир решил реформировать (обновить) язычество. Звучит музыкальный фрагмент (Музыкальная картина М. Мусоргского «Ночь на Лысой горе») Учитель: Из множества славянских богов Владимир выделил 6 главных. В Киеве были поставлены статуи этих богов (идолы) – Перуна, Даждьбога, Хороса, Симаргла, Стрибога, Мокоши. Главным богом стал Перун – бог войны, бог князя. Запылали костры, состоялись жертвоприношения, в том числе и человеческие. Однако попытка превратить язычество в государственную религию, объединить различные верования и божества была неудачной. Язычество регулировало отношения человека с природой, а не человека с властью, с правителем. Язычество разделяло людей.
Учитель: Как рассказывает нам Нестор-летописец в «Повести временных лет», первоначально к Владимиру пришли послы из четырёх разных государств (см. карту), чтобы рассказать князю о своей вере. Владимир выслушал всех и задал вопросы. Однако сделать выбор князь не смог. О том, что было дальше, мы узнаем из исторического источника – отрывка из «Повести временных лет» («Выбор веры» - Приложение 1).
|
Слайд 1 «Тема урока» |
Учащиеся работают с текстом «Выбор
веры».
Один ученик читает одноименный раздел в учебнике. После прочтения текста учащиеся отвечают на вопросы к источнику.
|
Слайд 2 «Выбор веры» |
Звучит музыкальный фрагмент «Отче
наш» из «Литургии Иоанна Златоуста»
П.И. Чайковского
Учитель показывает картинки с элементами церковного убранства православного храма Учитель дополняет ответы учащихся на вопрос о причинах принятия крещения от греков (христианство проповедовало миролюбие, милосердие, гуманизм, равенство людей, свободу выбора, духовную самостоятельность личности. За свои поступки человек отвечал перед Богом. Христианство отличало благолепие. Идея «единое государство – единый князь – единый Бог». Требование международной обстановки. Помощь в развитии культуры. Вера не посягала на земные порядки и богоустановленную власть). Учитель коротко рассказывает о крещении Владимира в Корсуни в 988 году. |
Слайд 3,4 «Православный храм» |
Работа учащихся с отрывком из
«Повести временных лет» «Крещение
киевлян»
Учащиеся отвечают на вопросы: |
Слайд 5 («Крещение Владимира») |
Запись в тетради даты крещения киевлян – 988 год Учитель: Киевляне были знакомы с христианской верой ещё со времен княгини Ольги. Да и торговые контакты с византийцами-греками были достаточно тесными. Иное дело – новгородцы, закоренелые язычник (в жизни Новгорода большую роль играли варяги. Князь Святослав - отец Владимира, воспитывавшийся в Новгороде в варяжской среде, так и не принял крещения, несмотря на уговоры матери – княгини Ольги). После крещения киевлян настала роль новгородцев. Их, активно сопротивлявшихся крестили «огнём и мечом» воеводы Добрыня и Путята с дружинами. С большим трудом несли новую веру в землю вятичей. Нередко возникало противостояние между язычниками и христианами, заканчивавшееся применением силы. |
Слайд 6 («Крещение киевлян») |
Учитель показывает детям картину С.В. Иванова «Христиане и язычники» и комментирует эпизод, запечатленный на картине, делая вывод, что за язычником-волхвом стоял народ, а за христианским священником – княжеская дружина и сам князь.
Учитель проводит параллели между крещением Руси, реформами Петра Первого и 1917 годом. «В России всегда все новшества принимаются вопреки мнению народа, именно с помощью насилия. Однако уничтожить то, что человек впитал с молоком матери, невозможно. Насильно навязать новые принципы, идеалы человеку, не проникшемуся ими, невозможно». Учитель: Чтобы смягчить противостояние, церковь попыталась связать язычество и христианство: наряду с посещением храмов люди продолжали праздновать Масленицу, Колядки, день Ивана Купалы; наряду с почитанием икон люди продолжали верить в домовых, леших, водяных, в заговоры и обереги. Объединялись христианские и языческие праздники, языческие боги получали имена христианских святых (Перун – Илья Пророк, Велес – св. Власий и т.п.). Таким образом, на Руси установилось двоеверие, которое сохранилось до нашего времени. |
Слайд 7,8. Картина «Христиане и язычники» |
Запись в тетради: «Двоеверие=
язычество+христианство»
Идет работа по записям на доске. Учащиеся заносят в тетрадь основные положения, объясненные учителем. Запись на доске или на экране. Значение крещения Руси
Учитель объясняет детям все положения схемы. Содержание пункта «Развитие просвещения и культуры» дети раскрывают самостоятельно, читая отрывок из «Повести временных лет вслух («Крещение Руси» со слов «… И повелел Владимир рубить церкви…» (Приложение 2)).
О смягчении нравов учитель говорит на примере князя Владимира до и после крещения. Учитель: Христианские принципы милосердия, любви к ближнему вступали в противоречие с методами принятия христианской веры – насилием и жестокостью.
Ученикам предлагается расположить плакаты с опорными сигналами «Этапы Крещения Руси» (см. Приложение 3) в порядке следования событий.
Домашнее задание § «Крещение Руси», вопросы к § Творческое задание по вариантам: выскажетесь от имени язычника-новгородца (1 вариант) и православного княжеского дружинника (2 вариант), нужно ли было крестить Русь? Если да, то как, если нет – почему? Подведение итогов.
Учитель оценивает работу учащихся
|
Слайд 9 «Значение крещения Руси» |
Приложение 4 – компьютерная презентация к уроку
Литература к уроку:
- Рассказы начальной русской летописи (любое издание)
- История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 кл.: Дидактические материалы / В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдуллаев и др. – М.: Дрофа, 2000.
- История России с древнейших времен до конца XVII века. – М. ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. – (Научно-популярная энциклопедия).