Цель мероприятия:
- Систематизировать знания учащихся по теме « Права и обязанности», «Государство и власть», «Уголовное право», «Избирательное право».
- Проверить качество усвоения пройденного материала;
- Формирование гражданской и правовой компетентности учащихся.
- Способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности.
Ход мероприятия
Слайд 1. Добрый день, дорогие друзья! «Я гражданин России» - так называется наш конкурс, который мы проводим в рамках дня правовых знаний.
В правовом турнире участвуют 2 команды 10-х классов. Перед конкурсом было дано задание придумать название своей команде и выбрать капитана.
Представление команд. Представить членов жюри и ведущих.
Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов.
Слайд 2. I конкурс «Уголовное право»
Каждой команде предлагается дать определение понятиям, которые выводятся на слайд, поочередно для каждой команды. Время на размышление не выделяется. За правильный ответ команда получает 2 балла.
1 команда |
|
|
2 команда |
Оскорбление |
|
|
Хулиганство |
Вандализм |
|
|
Закон |
Суд |
|
|
Улика |
Наказание |
|
|
Терроризм |
Алиби |
|
|
Мировой судья |
Преступление |
|
|
Кодекс |
Презумпция |
|
|
Криминология |
Вердикт |
|
|
Вымогательство |
Дознание |
|
|
Грабеж |
Оскорбление - преступление, заключающееся в умышленном унижении чести и достоинства человека, выраженном в неприличной форме. О. может быть нанесено словесно, письменно, действием (пощечина, непристойный жест и т.д.), публично, либо в отсутствии потерпевшего. (ст.130 УК РФ).
Вандализм – бессмысленное, варварское уничтожение материальных и культурных ценностей. В уголовном праве – вид преступления, выражающегося в осквернении общественных сооружений надписями, которые грубо оскорбляют общественную нравственность, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах (ст.214 УК РФ).
Суд – орган государства, осуществляющий правосудие.
Наказание – особая мера государственного принуждения за совершенное преступление, назначаемая только судом от имени государства и применяемая к лицам, совершившим преступление.
Алиби - в уголовном процессе — обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте.
Преступление - Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние.
Презумпция невиновности - положение, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.
Вердикт – решение присяжных заседателей в уголовном процессе о виновности или невиновности подсудимого.
Дознание – предварительное расследование правонарушений, следственные действия.
Хулиганство – преступление, состоящее в грубом нарушении общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой такого насилия, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (ст.213 УК РФ).
Закон – в юридическом смысле - это нормативный акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти либо населением на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Улика – фактические сведения об обстоятельствах, помогающих правильно разрешить уголовное или гражданское дело.
Терроризм – преступление, выражающееся в совершении взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решения органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях (ст.205 УК РФ),
Мировой судья – судья общей юрисдикции субъекта РФ; в пределах свой компетентности рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
Кодекс – законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений.
Криминология – наука о преступности, ее причинах, личности преступника, путях и средствах предупреждения и сокращения преступности.
Вымогательство – преступление, заключающееся в требовании передачи чужого имущества или права на имущество или совершении других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего и его близких (ст.163 УК РФ)
Грабеж – открытое похищение имущества, совершенное без насилия или с насилием, не опасным для жизни и здоровья. Уголовная ответственность за Г. наступает с 14 лет (ст.161 УК РФ).
Жюри подводит итог 1 конкурса.
Слайд 3. II Конкурс "Я будущий избиратель"
Командам раздаются тесты и предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. За правильный ответ команда получает 3 балла. Время 3 мин.
- С какого возраста гражданин Российской Федерации имеет право избирать?
- Достигший возраста 16 лет
- Достигший возраста 18 лет
- Достигший возраста 20 лет
- Каково участие гражданина РФ в выборах и референдуме?
- Участие в выборах и референдуме является обязательным для граждан РФ
- Участие в выборах и референдуме является свободным и добровольным
- Как осуществляется деятельность комиссии по подготовке и проведении выборов, референдумов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдумов?
- Осуществляется тайно, в закрытом режиме;
- Осуществляется открыто и гласно.
- Как осуществляется голосование на выборах?
- Тайным голосованием;
- Открытым голосованием.
- Осуществляется ли контроль за голосованием граждан на выборах, референдуме со стороны органов государственной власти?
- Да;
- Нет.
- Имеет ли право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособным или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда?
- Да;
- Нет.
- Имеют ли право быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступление и имеющие на день голосования на выборах неснятую и не погашенную судимость за указанные преступления?
- Да;
- Нет.
- Зависит ли право гражданина избирать, быть избранным, участвовать в референдуме от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям?
- Да;
- Нет.
Слайд 4,5. III Конкурс капитанов «Самый трудолюбивый гражданин».
Для следующего конкурса приглашаются капитаны команд за отдельный стол. Капитанам команд предлагаются незаконченные пословицы о труде. Задача в течение 5 минут - воспроизвести фразу полностью и точно или предложить свой остроумный ответ. Ответы оцениваются от 1 до 3 баллов на усмотрение жюри.
Например:
Капитану 1 команды.
- «Кто не работает, тот…..» (не ест)
- «Дерево ценят по плодам, а человека…..» (по делам)
- «В труде рождаются……» (герои)
- «Без труда жить, только…….» (небо коптить)
- «Терпение и труд ……» (все перетрут)
Капитану 2 команды.
- «Землю солнце красит, а человека…» (труд)
- «Суди о человеке по …..» (его делам)
- «Труд все……» (побеждает)
- «Где труд, там и ……..» (счастье)
- «Мастерство совершенствуется трудолюбием, а …….» (утрачивается праздностью).
Слайд 6. Пока капитаны думают над своими ответами, командам предлагается следующий конкурс. С понятием «гражданин» тесно связано и такое понятие как «обязанность», и поэтому, IV конкурс «Обязанности гражданина РФ». Командам раздаются печатные тексты. Вам нужно отметить правильные ответы также в течение 5 минут.
- Соблюдать законы.
- Платить налоги.
Состоять в рядах какой-нибудь политической партии.
Быть членом профсоюза.
- Защищать Отечество.
- Сохранять природу и окружающую среду.
- Бережно относиться к памятникам истории культуры.
- Учиться, получать образование.
Участвовать в управлении делами государства.
- Заботиться о детях и воспитывать их.
Команды сдают жюри варианты ответов. Заслушиваются ответы капитанов.
Жюри подводит итог 3 и 4 конкурсов.
Слайд 7.V Конкурс «Ты мне - я тебе».
Командам заранее было дано задание подготовить 5 вопросов команде соперников по теме «Человек и его права». Команды обмениваются вопросами. Необходимо ответить да или нет. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Слайд 8. VI Конкурс "Правовой статус ребёнка"
Командам предлагаются в электронном варианте выполнить тест «Правовой статус несовершеннолетнего» (Приложение 1). Необходимо заранее предусмотреть наличие 2 ПК для каждой команды.
Слайд17. Жюри подводит итог. Награждение команд.
Презентация – Приложение 2.