Цель: познакомить детей с особенностями и разнообразием сказок Х.К.Андерсена.
Задачи:
- Вырабатывать потребность в приобретении знаний, регулярном чтении;
- Развивать внимание, кругозор, мышление, память, речь, словарный запас;
- воспитывать интерес к детской литературе;
Оборудование: презентация по автобиографии Х.К.Андерсена, выставка книг, мультфильм «Ель».
Ход занятия
Сегодня мы с вами совершим путешествие по сказкам Х. К. Андерсена. (Фрагмент № 1)
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
АНДЕРСЕН, ХАНС-КРИСТИАН
К биографии прилагается презентация «Король сказок из Дании» (Приложение 1).
Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с творчеством великого датского сказочника Х.К.Андерсена. (Фрагмент № 2)
Есть на свете небольшой остров Фюн, принадлежащий Дании. (Фрагмент № 3) Наверное, мало кто знал бы об этом острове, но именно там в его главном городе Оденсе 2 апреля 1805года родился мальчик Ханс. Жил он в маленьком, ничем не приметном доме. (Фрагмент № 4)
Мать стирала чужое бельё. Она была прачкой. Отец Ханса шил башмаки. Больше всего ему нравилось мастерить детские игрушки и читать сыну сказки.
В раннем детстве Ханс Кристиан был замкнутым ребёнком с большими голубыми глазами. Любил сидеть в углу и играть в свою любимую игру — кукольный театр. Его отдали в школу для бедных, где учили всего 2 предметам: письму и арифметике.
Когда Хансу Кристиану исполнилось 11 лет его отдали в подмастерья, сначала на суконную фабрику, затем на табачную. (Фрагмент № 5)
Однажды в Оденс приехали артисты и мальчика пригласили на крошечную роль пажа. С тех пор мечта о театре не покидала Андерсена.
Четырнадцатилетний Андерсен, заработав немного денег и купив первые в жизни сапоги, отправился завоевывать Копенгаген. (Фрагмент № 6)
Благодаря помощи добрых людей, он посещал балетную и хоровую школу, получал бесплатные уроки латыни, немецкого и датского языков, изучал драматургию и поэзию. Постоянно сочинял стихи и пьесы, а позже много путешествовал.
Но не пьесами и путешествиями прославился Андерсен. Всемирно известным сделали его сказки и сказочные истории.
Какие сказки Х.К.Андерсена вы знаете? (Дети перечисляют названия сказок) Невозможно перечислить все, ведь их более 400. (Фрагмент № 7)
Любовь к человеку – вот основная тема всех сказок и историй Х.К.Андерсена.
В Королевском саду Копенгагена поставлен памятник Х.К.Андерсену, на котором написано: «Воздвигнут датским народом». Народ так полюбил сказочных персонажей, что воздвигает и им памятники. (Фрагмент № 8)
Сейчас мы предлагаем посмотреть инсценировку из сказки Х.К.Андерсена. Вы внимательно посмотрите и скажите из какой сказки этот фрагмент.
Фрагмент сказки «Дюймовочка». (Исполняют ученицы 1»А», 1 «Б» классов).
Узнали из какой сказки фрагмент? (Дюймовочка)
Итак, друзья, наше путешествие продолжается.
Что же требуется от вас:
Отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
У нас две команды:
- Всезнайка.
- Читайка.
У всех участников викторины есть номер, посмотрите на него. Значит, отвечать на вопросы викторины будем согласно номерам. (Занести в КМ школу название команд.)Сначала выходит участник под номером один из команды «Читайка», а затем участник под номером один из команды «Всезнайка».
Вопросы для викторины.
Какая из этих сказок принадлежит Х.К.Андерсену? |
Принцесса на горошине Гадкий утёнок Буратино 12 месяцев. |
Сказочный солдатик был сделан из лёгкого металла? |
Да нет |
Какая из птиц помогла Дюймовочке попасть в страну Эльфов? |
Синица Ласточка Стриж |
Из каких сказок эти герои Х.К. Андерсена? |
Маленькая разбойница Оле-Лукойе Крот |
Что случилось с Оловянным солдатиком сначала? Потом? |
Оказался мостовой Утонул Сгорел |
Сколько дочерей было у морского царя? |
8 3 6 |
Кого маленькая разбойница в помощь Герде? |
Жар-птицу Оленя Конька-Горбунка |
Во что превратилась Русалочка, когда принц женился на другой? |
В радугу Морскую пену Облако |
В чем волшебная сила Огниво |
Исполняло желания Разжигало огонь Высекало монеты |
Как называли прекрасного лебедя в детстве? |
Гадким утёнком |
Физкультминутка
Руки выше поднимаем,
А потом их опускаем,
А теперь их разведём,
И к себе скорей прижмём,
А теперь быстрей, быстрей,
Хлопай, топай веселей.
Она легко, как по канату |
Дюймовочка |
Это была высокая, стройная, сирогая женщина. Шуба и шапка на ней были из снега. Оком эти строки? |
Снежная Королева |
Что попало Каю в глаз? |
Льдинка |
. В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда? |
Снежная королева |
Из какой сказки эти строчки? - Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Очень уж он велик, да чудной какой-то… Кто же этот чудной ребёнок, впоследствии превратившийся в прекрасного лебедя? / |
Гадкий утёнок |
Как звали девочку, которая появилась на свет из чудесного цветка, похожего на тюльпан? |
Дюймовочка |
Герой - персона в государстве, |
Голый король |
Подведение итогов викторины.
Вот и всё. Последней сказки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время мчится!
Были, вы, друзья, отважны,
Не боялись злых героев.
В жизни, верьте, очень важно
За друзей стоять горою!
Ну, а если захотите
В Лукоморье возвратиться,
То чудесные мгновенья
Могу снова повториться.
В этом нам поможет книга!
Стоит в руки её взять,
И любимые герои
С вами встретятся опять!
До новых встреч.
В подарок победителям и в поддержку проигравшим посмотрим мультфильм по сказке Х.К.Андерсена «Ель».