Интегрированный урок (химия + информатика) в 9-м классе по теме "Удивительный мир металлов Мурманской области"

Разделы: Химия, Информатика


Тип урока:  урок расширения знаний с региональным  содержанием.

Продолжительность: 2 урока по 40 минут, а также домашняя работа с материалами интернет-источников по оформлению результатов деятельности (краткосрочный исследовательский проект)

Класс: 9 класс

Форма урока: урок-путешествие

Технологии:  технология Web-квеста, создание мультимедийных презентаций  средствами приложения MS PowerPoint, поиск информации в сети Интернет.

При работе над проектом учащиеся исследуют свою тему в мини-группах, выполняют задания Web- квеста, совершая  виртуальное путешествие по просторам сети Интернет,  по результатам работы делают отметки на интерактивной карте Кольского полуострова. Собранную  в ходе исследования информацию   учащиеся оформляют в виде
мультимедийной презентации и создают геоинформационную карту «Металлические полезные ископаемые Кольского полуострова». Результаты работы заслушиваются, обсуждаются и оцениваются всеми участниками проекта   на  конференции.

Предлагаемая тема отбиралась так, чтобы при работе над ней учащиеся углубили и закрепили свои знания по предмету или приобрели новые знания, способствующиерасширению их кругозора, мировоззрения и развитию эрудиции. В ходе исследования  ребята могут найти информацию, выходящую за рамки Web-квеста, но представляющую интерес для других исследований. Таким образом, создаваемый образовательный ресурс, геоинформационная карта «Металлические полезные ископаемые Кольского полуострова»,  имеет возможность дальнейшего пополнения и развития.

Планируемые результаты обучения: ожидается, что работа над проектом поможет учащимся лучше овладеть теоретическими аспектами в области изучения темы: «Металлы», а также расширить знания о  многообразии и богатстве минерально-сырьевых ресурсах родного края, познакомит с новыми формами использования ИКТ, возможностями  для активного обучения.

Практическая реализация: Разработанный нами образовательный ресурс предоставляет широкие возможности для использования его в учебном процессе не только по химии, но и позволяет осуществлять межпредметные связи. Web-квест предназначен для учащихся среднего и старшего школьного возраста, педагогов, его можно использовать не только на уроках географии при изучении минерально-сырьевой  базы Кольского полуострова,  биологии и экологии при изучении влияния  металлов на живые организмы и окружающую среду,  информатики, при знакомстве с электронными поисковыми системами и как самостоятельную домашнюю  работу.
Работу с web – квестами можно организовать как внеурочную проектную деятельность с учащимися,  интересующимся химией и (или) информатикой,   на занятиях кружка в качестве предпрофильной подготовки,  проводить во время дополнительных занятий с одарёнными детьми, при подготовке к интеллектуальным конкурсам и викторинам. Учащиеся могут участвовать в разработке собственных Web-квестов.  

Цели:

  • обобщить знания о свойствах металлов, изучить историю их открытия,  области распространения и значение некоторых металлов, добываемых на территории  Мурманской области, выяснить месторождения металлических полезных ископаемых Кольского полуострова, районы их добычи и переработки.
  • формировать ключевые компетенции:
    • обучать  учащихся самостоятельному приобретению новых знаний, с использованием WEB-технологии; 
    • побуждать школьников к исследовательской деятельности с использованием  различных информационных ресурсов;
    • развивать познавательный интерес к предмету посредством использования ИКТ в учебном процессе;
    • развивать у учащихся критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно;
    • стимулировать учащихся на  совместное творчество через работу в команде, воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение выступать перед аудиторией;
  • расширять межпредметные связи, способствующие формированию ключевых компетенций;
  • создать геоинформационную  карту «Металлические полезные ископаемые Кольского полуострова».

Оборудование: компьютер (ноутбуки на каждый ученический стол) с выходом в сеть Интернет,  интерактивная доска, проектор, WEB-квест (Приложение 1),  раздаточный материал для каждой группы учащихся: инструкция для работы с квестом – «Маршрутная карта путешествия» (Приложение 2), рекомендации по содержанию проектов (Приложение 3), памятка для учащихся «Правила создания презентаций» (Приложение 4), оценочный лист (Приложение 5).

Метод:  самостоятельная работа учащихся на разных уровнях учебно-познавательной деятельности (репродуктивный, поисково-исследовательский, творческий)

Форма организации познавательной деятельности: групповая  работа, в результате которой каждая группа вырабатывает общее мнение по заданному вопросу и делает сообщение об итогах своей работы для всего класса, реализуя тем самым идею взаимообучения.

Этапы работы

1. Игра-путешествие по просторам сети Интернет (Web-квест), начало создания геоинформационной карты.
2 . Оформление результатов исследования (домашняя работа)
3 . Защита проектов (конференция)
4. Рефлексия

I этап. WEB-квест. Игра-путешествие по просторам сети Интернет (урок  1)

1. Введение. Погружение в тему

Учитель химии: «Мы заканчиваем изучение большой темы «Металлы». Вы уже знаете о металлах достаточно. Вспомните, пожалуйста, 1) какое количество металлов существует в природе в настоящее время? 2) какие на ваш взгляд металлы являются наиболее значительными в жизни человека и почему? (Отвечают)  
Действительно их много, а знаете ли вы, что многие из самых  значимых для человека металлов добываются на территории нашего края? Кольский полуостров – поистине минералогическая сокровищница. Здесь на сравнительно небольшом пространстве выявлено свыше 900 видов минералов. Минерально-сырьевая база Мурманской области уникальна: 64 химических элемента таблицы Д. И. Менделеева обнаружены в промышленных концентрациях, более 30 извлекаются горнопромышленными предприятиями. Все используемое  минеральное сырье подразделяют на три группы, среди которых металлические полезные ископаемые.
Сегодня на уроке мы с вами совершим виртуальное путешествие в мир самых значимых для человека металлов, которыми богата Кольская земля».

Учитель информатики: «Наша работа будет проходить в новой, необычной форме – формеWeb-квест.
С понятием «квест» многие из вас знакомы по компьютерным играм. Можете ли вы пояснить  этот термин? (Обсуждаем)  Да, действительно, квест – это один из основных жанров игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.
Что же такое Web-квест?
Под квестом (от англ. quest – путешествие) понимают  продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой.  Web-квест в педагогике – проблемное  задание  c элементами  ролевой игры, для  выполнения которого  используются информационные ресурсы сети Интернет.
Web-квесты представляют собой минипроекты, основанные на поиске информации в интернете. Методика работы с Web-квестами предложена учеными из Государственного университета Сан-Диего в 1995г и рекомендована для изучения самых разных научных дисциплин».

2. Oзнакомление с заданиями Web-квеста

Учитель знакомит учащихся с планом работы, с помощью интерактивной доски демонстрирует структуру Web-квеста, указывая на особенности перехода по ссылкам, обращает внимание на  дидактические материалы к уроку (Приложение 2). Собранный материал рекомендуется сохранять в личные папки для дальнейшей обработки, анализа и использования при подготовке домашнего задания. Работа на уроке будет осуществляться по группам

3. Выполнение задания на основе ресурсов сети Интернет

Каждая группа выполняет собственное исследование, осуществляет  поиск и сбор материала.

4. По окончании работы с квестом ребята по ссылке переходят на карту Кольского полуострова, где находят и отмечают  на ней районы добычи металлических полезных ископаемых и предприятия их перерабатывающие.  Результаты  демонстрируют  всему классу с помощью интерактивной доски.

2 этап. Оформление результатов исследования (домашняя работа)

Собранную  в ходе исследования информацию ученикам предлагается оформить в виде презентации, учитывая рекомендации  (Приложение 3 и Приложение 4).

3 этап. Защита проектов – конференция (урок 2)

Учащиеся представляют выполненные работы, обсуждают   и оценивают их в соответствии с критериями оценочного листа (Приложение 5).
Лучшие работы станут составной частью геоинформационной карты «Металлические полезные ископаемые Мурманской области».

4 этап. Рефлексия

Ученики  отвечают на вопросы, ставя знак «плюс» в случае своего согласия:

  • Данная форма работы на уроке показалась мне интересной.
  • Узнал  много нового
  • На все вопросы,  возникшие в процессе урока, получил ответы
  • Работа показалась сложной
  • Я доволен своей работой

Учитель предлагает учащимся написать отзыв о проведенном исследовании.

Список используемых источников:

  1. Аранская О.С, Бурая И.В., Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии, Москва, “Вентана-Граф”, 2005 г.
  2. Курдюмова Т. Н. Компьютерная технология обучения химии: достоинства и недостатки.// Химия в школе, 2002. –  №8.
  3. Нечитайлова Е.В.. Информационные технологии на уроках химии.// – Химия в школе. – 2005. –  №3.
  4. Сагайдачная В.В. Краеведческий материал на уроках химии.//Методическое пособие. – Мурманск, 2003.
  5. Об использовании Web-квестов в процессе обучения // Химия в школе. 2007. –  № 6.
  6. Энциклоперия Кирилла и Мефодия
  7. http://www.murman.ru/ecology/comitet/report97/mur_obl.htm  – Минерально-сырьевые ресурсы Кольского полуострова
  8. http://www.xumuk.ru/encyklopedia/ Химическая энциклопедия
  9. http://home.uic.tula.ru/~zanchem/ занимательная химия
  10. http://all-met.narod.ru/iin.html занимательная химия: все о металлах
  11. http://www.medkurs.ru/lecture1k/chemistry/qc20/ Алюминий
  12. http://www.medkurs.ru/lecture1k/chemistry/qc23/ кальций
  13. http://www.xumuk.ru/encyklopedia/1527.html
  14. http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/ Электронная  библиотека по химии
  15. http://hemi.wallst.ru/ Химия образовательный сайт для школьников
  16. http://www.priroda.ru/regions/nedra/detail.php?SECTION_ID=&FO_ID=622&ID=9091  Природа России. Мурманская область.
  17. http://goruo.kostanay.kz/index.php?what=forum&num_f=&num_v=15 квесты
  18. http://www.alhimik.ru/fun/fun.htm  Энциклопедия для школьников по химии «Алхимик»
  19. http://www.catalogmineralov.ru/mineral/389.html   Российский каталог минералов
  20. http://all-met.narod.ru/al.html    Все о металлах
  21. Предприятия Кольского полуострова
  22. http://www.metaltorg.ru/catalogue/show.php?id=28625
  23. http://www.metaltorg.ru/catalogue/show.php?id=33560
  24. http://www.metaltorg.ru/catalogue/show.php?id=3507
  25. http://www.metaltorg.ru/catalogue/show.php?id=33560