Цель: подготовка студентов колледжа к профессиональной деятельности.
Задачи:
- обучение психотехническим приемам делового общения необходимым студентам при работе на предприятиях;
- обучение приемам самопомощи в стрессовых ситуациях;
- снятие эмоционального напряжения перед трудоустройством на работу или на практику.
Реализация поставленной цели и задач лежит на педагоге-психологе, который выступая в роли тренера, в интерактивной форме организует в подгруппах студентов игровое взаимодействие, позволяющее им не только решить поставленные задачи, но и способствовать личностному росту студентов.
Целевая группа: студенты колледжа в количестве 17–18 человек в каждой подгруппе.
Время проведения: два тренинговых занятия по 3 часа каждое.
Помещение: учебная аудитория, позволяющая расставить стулья по кругу с достаточной зоной для свободного перемещения участников.
Необходимое оборудование: тренинговое пространство, стулья (по количеству
участников), мяч, ватман, карандаши, фломастеры,
бумага (А 4), карточки с
заданиями, карточки с названиями, магнитофон, раздаточный материал в виде схем,
аудиокассета с записью спокойной музыки.
Проведение программы тренинга по осуществлению психологического сопровождения
профессионального становления студентов – важный момент в становлении
профессионального будущего.
Ее значение сложно переоценить, поскольку именно с момента проведения данного
вида тренинга начинается знакомство студента с азами профессии не с позиции
теории, а с позиции активного овладения практическими умениями и навыками, столь
необходимыми для успешного освоения профессией, знакомством с возможными
трудностями профессии. Этот момент сопровождается активным осознанием и
пониманием себя в профессии, выработкой собственных профессиональных позиций и
приоритетов. Очень важно, чтобы на момент начала этой деятельности у учащегося
был положительный опыт вхождения в профессии, поскольку от этого зависит вся его
дальнейшая профессиональная судьба, отношение к себе как к профессионалу,
видение себя в этой профессии, т.е. профессиональной самосознание будущих
профессионалов. Таким образом, основная задача деятельности педагога-психолога в
этом направлении – это осуществление психологического сопровождения, оказание
психологической помощи в процессе формирования профессионального самосознания
учащихся.
Осуществление данного направления деятельности происходит при содействии
классных руководителей, кураторов групп.
Целью данной работы является подготовка студентов колледжа к профессиональной
деятельности, снятие эмоционального напряжения в группе. В этапы проведения
тренинга, в обязательном порядке, включаются упражнения на знакомство, игры на
сплочение, на решение проблем в общении, на решение возможных конфликтных
ситуаций, упражнения на снятие эмоционального напряжения с элементами самопомощи
в стрессовых ситуациях, упражнение на рефлексию. Тренинговое занятие проводится
по специально составленному расписанию, группы учащихся при помощи проведения
специального упражнения перемешиваются, что также дополнительно способствует
сплочению самих студентов между собой.
Этапы тренинга:
- Тренинговое занятие по деловому общению.
- Тренинговое занятие по повышению эмоциональной устойчивости.
Содержание тренинга:
Этапы тренингового занятия по деловому общению:
1. Вводная часть:
- Представление ведущего и целей тренинга;
- Упражнение “Имена”
2. Основная часть:
- Мини-лекция “Что такое деловое общение?”
– Упражнения на развитие коммуникативных умений;
– Упражнения на развитие навыков распознавания манипуляций и противостояния им;
– Упражнения на решение конфликтных ситуаций.; - Упражнение “Чувствование”;
- Упражнение “Дискуссия”;
- Мини – лекция “Манипуляция и ее характеристика”;
- Мозговой штурм “Почему необходимо уметь распознавать манипуляции?”;
- Упражнение “Виды манипуляций”;
- Упражнения “Колобок”;
- Мини – лекция “Конфликт – что это такое?”;
- Упражнение “Атомы и молекулы”;
- Упражнение “Проигрывание ролевых ситуации конфликта”
3. Заключительная часть:
- Подведение итогов участниками
- Упражнение “Спасибо по кругу”
Этапы тренингового занятия по повышению эмоциональной устойчивости:
1. Вводная часть:
- Упражнение “Зеркало”
- Упражнение “Цвета эмоций”
- Упражнение “Чувство”
2. Основная часть:
- Упражнение “Вообрази”
- Упражнение “Ассоциации”
- Упражнение “Пустое место”
- Упражнение “Гвалт”
- Упражнение “Стрессовые ситуации из личного опыта”
- Упражнение “Признаки стресса”
- Мини-лекция “Виды стресса”
- Мозговой штурм “Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?”
- Упражнение на правильное дыхание
- Упражнение “Знакомство с собой”
- Упражнение “Отвлеченное внимание”
3. Заключительная часть:
- Упражнение “Ключ”
- Упражнение “Три стихии”
- Подведение итогов участниками
- Подведение итогов ведущим