Программное содержание: Учить детей рисовать несложный сюжет, изображая зимнюю природу, выделять главный образ в рисунке, придумывать его композицию. Находить самостоятельные приемы изображения леса. Воспитывать любовь к искусству.
Подготовка к занятию: рассматривание картин И.И. Шишкина “Лесные дали”, “Рожь”. Знакомство со стихотворения С.Есенина “Пороша”.
1.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна…
(Как вы понимаете эти строки стихотворения?)
2.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна…
(О какой косынке говорит поэт?)
3.
А сейчас послушайте, как поэт говорит о сосне.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку…
(Кто может изобразить сосну, похожую на старушку?)
4.
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку...
(Что заметил поэт на суку сосны?)
Материал:
Картины: пейзаж, портрет, натюрморт;
игрушка Карлсон.
Раздаточный: открытки: пейзаж, портрет,
натюрморт.
Ход занятия
На доске висят картины: портрет, натюрморт, пейзаж; на столах: открытки: портрет, натюрморт, пейзаж на каждого ребенка.
Заходит Карлсон: Здравствуйте, ребята,
а что вы тут делаете?
Воспитатель: У нас занятие по рисованию,
мы учимся рисовать.
Карлсон: А как это рисовать? А это что? (показывает
на картины)
Воспитатель: Сколько у тебя сразу много
вопросов! Это картины. (Показывает на доску с
картинами)
Карлсон: Картины? (задумчиво) Но
ведь они все разные.
Воспитатель: Правильно, они разные. Одни
картины называются пейзажем, другие – портретом,
а третьи – натюрмортом.
Карлсон: Да?! А как же их различить? Какие
пейзажи, какие портреты, какие натюрморты?
Воспитатель: А мы тебя научим. Ребята, вы
согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Я буду читать стихи – загадки, а дети будут отгадывать, показывая нужную открытку – отгадку.
1.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале.
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это… (натюрморт)
2.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина
Или Колька – твой сосед
Обязательно картина называется… (портрет)
3.
Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель, иль белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется… (пейзаж)
Воспитатель: Карлсон, теперь, ты,
сможешь отличить портрет от натюрморта,
натюрморт от пейзажа.
Карлсон: Теперь, конечно (показывает
на картины): вот портрет, а вот пейзаж. А вот это
самая любимая картина – натюрморт.
Воспитатель: Карлсон, а ты любишь книги?
Карлсон: Да, конечно, особенно где есть
картинки.
Воспитатель: А ты знаешь кто рисует
картинки в книжках?
Карлсон: Нет, не знаю.
Воспитатель: Дети, а вы знаете?
Дети: Да, это художники-иллюстраторы.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю
освоить профессию художника-иллюстратора.
Карлсону предлагается понаблюдать за тем, как дети будут иллюстрировать предлагаемое произведение. На доску вывешивается работа воспитателя иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина “Зимнее утро”.
Воспитатель: Посмотрите на мой рисунок и скажите, что здесь нарисовано (лес, небо, солнце, река, снег, ель).
Воспитатель: Послушайте стихотворение А.С. Пушкина “Зимнее утро”.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит
Прозрачный лес, один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
Воспитатель: Все ли я изобразила в своем рисунке, о чем написал А.С. Пушкина?
Дети рассматривают рисунок воспитателя и высказывают свое мнение о рисунке.
Детям предлагается проиллюстрировать стихотворение С.Есенина “Пороша”.
Дети рисуют под тихую спокойную музыку.
Анализ работ:
Работы вывешиваются или расставляются на стенд. Карлсон зачитывает строку из стихотворения, дети находят рисунок – отгадку.
Карлсон прощается с детьми, но обещает вернуться.