Цели урока:
- Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь;
- Воспитывать интерес к своему организму и охране своего здоровья;
- Развивать интерес к учебе, память, речь и мышление учащихся.
Оборудование у учителя: карта-схема игры-путешествия, DVD, диск с записью “Времена года” П.И. Чайковского, рисунки учащихся на тему “Осень”, иллюстрации с детьми, занимающимися зимними видами спорта, зонты, витаминосодержащие продукты, опорные схемы для Дома Здоровья, звезды настроения холодных (синих, зеленых) и теплых (красных, желтых) оттенков.
Оборудование у учащихся: учебники, раздаточный печатный материал “Правила здоровья”, модели часов.
Ход урока
І. Оргмомент.
Проверка готовности к уроку. У детей на партах отпечатанные правила здоровья, модели часов, учебники “Окружающий мир”.
Учитель: Мы готовы в путь
отправиться?
Дети: Да!
Учитель: Мы с любой задачей
справимся?
Дети: Да!
ІІ. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: На доске записаны слова “Здоровый нищий богаче больного короля”. Прав ли древний философ? Почему?
Выслушиваются ответы детей, их примеры и доказательства истинности фразы.
Вывод: Здоровье – самое ценное, что есть у человека и его надо беречь.
ІІІ. Постановка темы и задач урока.
Учитель: Сегодня мы отправимся в город
Здоровейск. На воротах этого города очень важная
надпись. Давайте прочитаем ее хором.
Дети: “Если хочешь быть сильным –
бегай, если хочешь быть красивым – бегай, если
хочешь быть умным – бегай”.
Учитель: Правильна ли с вашей точки
зрения эта пословица? Как вы понимаете ее смысл?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: Истинна и другая поговорка: “Кто много ходит, тот долго живет”. Но с каждым годом двигательная активность человека уменьшается. А мышечный голод для человека так же опасен, как недостаток кислорода или витаминов. В школьном возрасте ребенок должен не менее 1ч 30 мин заниматься активными мышечными упражнениями. Это оградит его в будущем от болезней и преждевременной старости. Прочитайте правила здоровья, по которым живут в городе Здоровейске.
Дети (читают “про себя”):
- Соблюдай режим дня, занимайся физкультурой и спортом!
- Человеку нужен кислород. Больше бывай на свежем воздухе!
- Чистота – залог здоровья. Будь опрятным!
- Человеку нужна красивая осанка. Будь стройным!
- У природы нет плохой погоды, у людей должна быть удобная одежда.
- Долго жуёшь – долго живёшь, а полезное жуёшь – ещё дольше живёшь.
- Здоровые привычки – к кладу отмычки, а вредные привычки – смерти сестрички.
- Если хочешь быть здоров – закаляйся!
- Управляй своим настроением! Береги нервы свои и чужие.
Учитель: Понравились вам правила? Хотите побывать в городе Здоровейске? Тогда в путь! В результате этого путешествия мы должны построить свой Дом Здоровья.
ІV. Этап путешествия – Проспект Успеваек.
<Рисунок1>
Учитель: Город начинается проспектом Успеваек. Успевайки делятся своими секретами.
Дети:
Секрет первый. Взялся за дело – не отвлекайся.
Секрет второй. Делай быстро и хорошо.
Секрет третий: Бери в помощники режим дня:
чередуй учебу с отдыхом, тихие игры с подвижными,
прогулки с просмотром телевизора.
Учитель: Чтобы нам двигаться дальше,
нужно ответить на вопросы: почему так важно
чередование разных видов деятельности?
Дети: Чередуется работа разных групп
мышц.
Учитель: У вас на партах модели часов.
Покажите, во сколько вы должны лечь спать? (9 ч) А
во сколько встаем в школу? (7 ч) Сколько должен
длиться ваш сон? (10 ч).
Дети ответы показывают на моделях часов.
Учитель: Почему нельзя долго сидеть у
телевизора или у компьютера?
Дети: Сильно ухудшается зрение.
Учитель: Что помогает снять напряжение
с мышц?
Дети: Зарядка.
V. Физминутка.
Зарядка для глаз. (Поднять глаза вверх, опустить вниз, посмотреть влево, вправо, вращение в одну и другую стороны, посмотреть далеко, найти взглядом свой нос).
Учитель: Какое правило здоровья
вывели Успевайки?
Дети: Соблюдай режим дня, занимайся
физкультурой и спортом!
Учитель прикрепляет на доску кирпичик Дома Здоровья – плакат с надписью “Режим дня”.
VІ. Этап путешествия – Площадь Здоровья.
<Рисунок2>
Учитель: Молодцы! Теперь мы можем пройти на площадь Здоровья. Здесь нам предлагается кроссворд.
- Управляет работой всех органов (мозг).
- Мышечный орган кровообращения (сердце).
- Основа скелета (позвоночник).
- Орган дыхания в виде трубки (трахея).
- Орган осязания (кожа).
- Орган пищеварения (пищевод).
- Жидкость, текущая по сосудам человека (кровь).
- Орган дыхания, где происходит газообмен между кислородом и углекислым газом (легкие).
Учитель: Почему так важно содержать
кожу в чистоте?
Дети: Кожа защищает внутренние органы.
Учитель: Почему для человека так важен
свежий воздух?
Дети: Свежий воздух содержит кислород,
необходимый для работы всех органов.
Учитель: Почему именно в детском
возрасте позвоночник склонен к искривлениям?
Дети: Позвоночник более гибкий, он легко
принимает неправильную форму.
Учитель: Молодцы! Какие правила
поведала нам площадь Здоровья?
Дети:
Человеку нужен кислород. Больше бывай на свежем
воздухе!
Чистота – залог здоровья. Будь опрятным!
Человеку нужна красивая осанка. Будь стройным!
Учитель вешает на доску новый кирпичик для Дома Здоровья – “Гигиена тела”.
VІІ. Этап путешествия – Дом Моделей.
<Рисунок3>
Учитель: Смотрите, какая интересная
вывеска? Прочитайте, куда мы с вами попали.
Дети: Дом моделей.
Учитель: Стены этого дома украшены вашими акварелями. На них так и бушует осень. А до осени было лето, потом будет зима, весна. Изменяется ли наша одежда с изменением времени года?
Дети: Да.
Учитель: Давайте посмотрим. (Включает
музыку П.И. Чайковского из цикла “Времена года”).
Дети, одетые по-летнему, двигаются под музыку. Потом характер музыки меняется, она становится грустной, медленной. Дети одевают куртки. Открывают зонты. Медленно двигаются под музыку.
Учитель: Почему так важно одеваться по
погоде?
Дети: От этого зависит здоровье.
Учитель: Я увидела здесь эскизы зимней
коллекции. Зима, но почему ребята так легко одеты?
Дети рассматривают иллюстрации с детьми, занимающимися зимними видами спорта.
Учитель: Сделайте вывод по правилам
здоровья.
Дети: Одеваться нужно не только по
погоде, но и в зависимости от деятельности. У
природы нет плохой погоды, у людей должна быть
удобная одежда.
Учитель вешает на доску новый кирпичик – “Одежда по погоде”.
VІІІ. Этап путешествия – Кафе “Витаминка”.
<Рисунок4>
Учитель: Настало время перекусить. Что же лучше съесть? Давайте послушаем доклад.
Доклад ученика о пользе витаминов. Показ продуктов, содержащих разные группы витаминов.
Учитель: Какую роль в пищеварении
играют зубы? Как нужно ухаживать за вами?
Дети: Зубы помогают измельчать пищу, их
нужно чистить не реже двух раз в день, не есть
слишком горячую и холодную пищу, не грызть тверде
предметы и т. д.
Учитель: Почему нужно долго
пережевывать пищу?
Дети: Чтобы лучше усваивалась, лучше
работали органы пищеварения.
Учитель: Почему для человека важно
иметь высокий гемоглобин?
Дети: Чем выше гемоглобин, тем больше
красных кровяных телец – эритроцитов.
Вывод: Человеку нужна здоровая пища, в которой есть витамины. Долго жуёшь – долго живёшь, а полезное жуёшь – ещё дольше живёшь.
Учитель вешает на доску новый кирпичик – “Правильное питание”.
ІX. Этап путешествия – Тупик Опасностей.
<Рисунок5>
Учитель: Мы попали в страшный тупик. Чтобы из него выбраться, нужно по страницам учебника найти материал о вредных привычках и подготовить сообщение.
Дети находят материал и делают сообщение.
Учитель: Делаем вывод.
Дети: Здоровые привычки – к кладу
отмычки, а вредные привычки – смерти сестрички.
Учитель вешает новый кирпичик – “Отсутствие вредных привычек”.
Молодцы! Мы можем продолжить путь.
X. Этап путешествия – Переулок Неболеек.
<Рисунок6>
Учитель: Мы входим в переулок Неболеек.
Сценка о пользе закалки.
Ученик 1:
У меня печальный вид, голова с утра болит
Я чихаю, я охрип. Что такое? Это грипп!
Поднялась температура. Я лежу и не ропщу –
Пью соленую микстуру, кислой горло полощу.
День лежу, второй лежу, третий в школу не хожу.
И друзей не подпускают, говорят, что заражу!
Ученик 2:
Говорил я им зимой: закалялись бы со мной.
Утром – бег и душ бодрящий,
Как для взрослых – настоящий!
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать!
Ноги мыть водой холодной
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет.
Не послушались – болеют!
Ученик 3:
Поздно поняли мы, братцы,
Как полезно закаляться!
Кончим кашлять и чихать –
Станем душ мы принимать
Из водицы ледяной!
Ученик 2:
Погодите! Ой-ой-ой!
Крепким стать нельзя мгновенно,
Закаляйтесь постепенно.
Учитель: Какой делаем вывод?
Дети: Если хочешь быть здоров – закаляйся!
Новый кирпичик – “Физкультура и закалка”.
XІ. Этап путешествия – Улица Хорошего Настроения.
<Рисунок7>
Учитель: Я думаю, что все мы хотели бы жить на Улице Хорошего Настроения.
Монтаж стихотворения “Радость”.
Ученик 1:
А за мною всюду рядом,
А за мною тут и там,
А за мною радость, радость,
Радость ходит по пятам!
Ученик 2:
Утром радость пахнет кашей,
Солнцем ласковым смеется,
Едет в бричке с дядей Сашей,
Песней звонкою поется.
Ученик 3:
Радость мчится на рыбалку,
Радость плещется в реке.
А потом лежит вповалку.
Загорает на песке.
Ученик 4:
Радость – это хлеб хрустящий.
Радость – прятки и футбол,
Радость – самый настоящий,
Самый первый в жизни гол!
Ученик 5:
А за мною всюду рядом,
А за мною тут и там,
А за мною радость, радость,
Радость ходит по пятам!
Учитель: Делаем вывод.
Дети: Управляй своим настроением!
Береги нервы свои и чужие.
Учитель: Крыша нашего дома – “Хорошее
настроение!”
XІІ. Итог урока.
Учитель: Вот мы с вами и построили Дом Здоровья. Давайте прочитаем, из каких кирпичиков он состоит.
<Рисунок8>
Дети читают хором.
XІІІ. Рефлексия.
Учитель: Чтобы сделать наш дом более уютным, нарядным, давайте украсим его. Здесь лежат разноцветные звездочки, вы можете взять любую и прикрепить к стенам, крыше дома.
Дети украшают дом.
Учитель: Спасибо за урок. Я поставила оценки… Молодцы!