Цели:
- познакомить с кодированием чисел в компьютере;
- формировать навыки работы на ПК;
- формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить материал по теме “Системы счисления”;
- познакомить с системами счисления, используемыми в ПК для кодирования чисел;
- изучить правила перевода из десятичной системы счисления в 2-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления и наоборот;
- показать возможность использования стандартной программы Калькулятор для работы с разными системами счисления.
Развивающие:
- Развивать мышление, логику; внимательность;
- Развивать навыки самостоятельной работы на ПК.
Воспитательные:
- Воспитывать: интерес к предмету через интересные факты, сообщения; бережное отношение к технике.
- Формировать информационную культуру.
Ход урока
- Организационный момент: объявление темы, целей урока (3 мин.)
- Фронтальный опрос, бесед (13 мин.)
- Объяснение нового материала (10 мин.)
- Первичное закрепление (10 мин.)
- Постановка д/з (2 мин.)
- Подведение итогов урока, выставление оценок (2 мин.)
Урок начинается с демонстрации слайдов презентации Приложение № 1. Звучит стихотворение А. Старикова “необыкновенная девочка” (слады 1,2,3).
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Всё это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять тёмно-синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет всё совсем обычным,
Когда поймёте мой рассказ.
А. Стариков “Необыкновенная девочка”.
Организационный момент (объявление темы, целей урока).
Вопрос учащимся: Как вы думаете, может ли быть такое на самом деле? Оказывается, может! Только необходимо выяснить, о какой системе счисления идёт речь в стихотворении. Тема нашего сегодняшнего урока “Кодирование числовой информации” (слад 4). Мы рассмотрим системы счисления, которые используются для кодирования информации в компьютере, как они связаны с нашей, десятичной системой счисления. И тогда мы узнаем, сколько девочке лет, сколько ног у неё и у щенка, и в какой класс она ходила. Начнём с повторения.
Фронтальный опрос: работа по группам (проверка знаний по теме “системы счисления”)
1 группа учащихся: работа с терминами –
разгадывание кроссворда за ПК (проверка знаний,
формирование практических навыков работы с
готовой программой, сохранение документа) (слад
5). Предлагается 2 варианта кроссворда в MS Excel (Приложение №2, Приложение
№ 3).Учащиеся решают кроссворд, результат
оставляют на Рабочем столе. В течение урока
учитель проверяет и выставляет оценку (лист с
ответами для учителя при работе следует удалить).
2 группа учащихся: работа с терминами на
местах (слайды 6-22). Ученики по очереди выбирают
номер вопроса, учитель по гиперссылке переходит
к вопросу, и ученик на него отвечает.
Беседа с классом. Давайте ещё раз обобщим некоторые моменты:
- Какая система счисления используется повсеместно в наше время? (десятичная)
- Сколько цифр в 10-й системе? (десять)
- Значит, основание равно ….? (N=10)
- Алфавит 10-й системы? (цифры 0-9)
- Как вы думаете, почему люди используют именно десятичную систему счисления, а не семеричную или пятнадцатеричную? (десять пальцев на руках)
- Но не всегда люди считали десятками. Послушайте сообщения о том, как люди считали раньше (выступают ученики, которые подготовили творческие презентации). Приложение № 4
Объяснение нового материала, первичное закрепление.
Таким образом, в нашей жизни есть место и 60-й системе (1час = 60 мин., 1мин. = 60 сек.) и 12-й (12 месяцев, 24 часа в сутках, по 12 предметов в сервизах и т. д.), и 7-й (7 дней в неделе, много пословиц). А вот компьютер понимает другие системы счисления. Какие? (2-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления).
Двоичная система счисления очень удобна для кодирования любой информации (легко закодировать два состояния: да-нет; жарко - холодно и т. д.). Операции над двоичными кодами легче, чем над десятичными. Но недостаток двоичного кодирования – слишком длинные коды. Поэтому широко используются 8-е и 16-е коды (легко переводить из одной в другую).
А как узнать, в какой системе счисления записано число, как его обозначают?
Ответ:
10-е число: 4510 или 45 D
2-е число: 1012 или 101 B
8-е число: 678 или 67 O
16-е число: 5А916 или 5А9 Н
Задание: определить, правильно ли записано число (слайд 23).
На прошлом уроке мы познакомились с разными формами записи числа. Давайте вспомним.
Свёрнутая форма записи числа
используется в повседневной жизни (слайд 24).
Развёрнутая форма записи числа
используется для того, чтобы показать какую
позицию (место) занимает каждая цифра (слайд
25).
102310= 1*1000+0*100+2*10+3*1=1*103+0*102+2*101+3*100, где 10 – основание системы, 3,2,1,0 – показатель степени; показывает позицию цифры в записи числа – её “ВЕС”. Тогда “Вес” числа складывается как сумма цифр, умноженных на основание системы в определённой степени. Такой порядок подсчёта “ веса” числа используется в других позиционных системах счисления:
320245=3*54+2*53+0*52+2*51+4*50
11012=1*23+1*22+0*21+1*20=…….
Чтобы узнать, как это число выглядит в 10-й системе счисления, надо посчитать “вес” исходного числа.
………8+4+0=1=1310
Правило № 1 (записывается в тетрадь) (слайд 26).
При переводе числа из любой системы счисления в 10-ю систему, исходное число надо записать в развёрнутой форме и посчитать “вес” числа.
Давайте теперь посчитаем: сколько лет было девочке, в какой класс она ходила, и сколько книг было в её портфеле? (слайд 27)
11002=1*23+1*22+0*21+0*20=8+4+0+0=1210
(лет)
1012=1*22+0*21+1*20=4+0+1=510 (класс)
1002=1*22+0*21+0*20=4+0+0=410
(книг), (ног у щенка)
102=1*21+0*20=2+0=210 (количество
глаз, ног, ушей, рук)
Если бы автор считал в:
- 16-й системе, сколько ног было бы у девочки?
- 8-й системе, сколько ног было бы у щенка? (слайд 28).
Правило № 2 (записывается в тетрадь) (слайды 29, 30).
При переводе числа из 10-й системы счисления в любую другую, надо исходное число разделить на основание новой системы.
Задача (слайд 31). В классе с девочкой учится 28 человек. Посчитать количество учеников в разных системах счисления.
Практическая работа на ПК (работа с программой Калькулятор)
На ПК есть программа, которая поможет проверить
наши вычисления:
открываем: Пуск – программы – стандартные –
Калькулятор – режим “инженерный” (учитель на
двух – трёх примерах объясняет работу с
Калькулятором).
1 задание: ученикам раздаются карточки с примерами. Приложение № 5. Проверить, все ли они правильно решены (слайд 32). Ученики указывают на неправильные примеры.
2510=110012
1011012=4310
А1216=257810
С116= 30110
2718=18510
2 задание: придумайте пример для товарища по парте (каждый ученик решает пример в тетради, а затем проверяет его с помощью Калькулятора).
3 задание: в классе 100002 девочек и 178 мальчиков. Сколько учеников в классе? Один ученик решает у дочки, остальные в тетради (слайд 33).
Постановка д/з (слайды 34, 35, 36).
- Выучить правила перевода (в тетради).
- Посчитать, сколько вам лет в 2-й, 8-й, 16-й системах счисления.
- Определить, сколько лет родителям и брату девочки, если их возраст записан в разных системах счисления:
Папа: 478
Мама: 1000112
Брат: 1216
Подведение итогов урока по форме и содержанию, выставление оценок.