Урок-соревнование по теме "Естественные семейства. Галогены"

Разделы: Химия


Цель: Продолжить формирование понятия о естественных семействах. Актуализации знаний учащихся о составе, о строении, свойствах, применении в народном хозяйстве галогенов. На основе углубленных межпредметных связей химии и биологии, географии, истории продолжить развитие интереса к этим предметам, совершенствовать навыки самообразования при систематизации знаний.

Цель развивающая: Развитие логического мышления, умение сравнивать сопоставлять, делать выводы. На основании сравнения свойств металлов и неметаллов показать их различие в свойствах и отсутствие резкой разницы и грани между ними на примере амфотерности.

Цель воспитывающая: Воспитание толерантности учащихся. Привитие навыков самостоятельной работы на уроке, умение работать с дополнительной литературой, взаимосвязь теории с практикой, связь с жизнью, развитие творческих способностей учащихся, формирование диалектико-материалистического мировоззрения (закон единства и борьбы противоположности)

Оборудование и реактивы: Хлор, бром, йод в колбе, вода, спиртовка, лабораторный штатив, спички, раствор H C, экран с подсветом, кодоскоп, таблицы, работы творческой лаборатории (рисунки о применении галогенов, реклама), новые понятия и слова выписаны, экзаменатор, вопросы к нему, компьютер.

Организационная часть.

Вступительное слово учителя:

Ребята! Сегодня мы проводим урок – соревнование. Эта форма работы вам уже знакома. Класс разделим на три творческие группы. С целью подведения итогов соревнования наших команд, мы выбрали жюри в составе трёх человек.

Актуализация знаний учащихся (фронтальный опрос, индивидуальные задания).

1 этап.

Мы с вами изучили семейства щелочных металлов, благородные газы, познакомились с классификацией элементов. По данной теме предлагаются индивидуальные самостоятельные задания, будьте внимательны! (к доске выходят три учащихся, задания по карточкам и каждая команда выполняет задания в тетради; вопросы задания на экране)

№ 1. На основании знаний о классификации веществ провести разделение веществ согласно схеме, ответ пояснить, т.е. (предлагаются в наборе вещества) - практическое задание, т.е. металлы, неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли.

№ 2. Получить гидроксид цинка и доказать его амфотерность.
№ 3. Какой объем водорода выделится при взаимодействии 4 моль щелочного металла с водой?

Задание классу: Осуществить превращение, (экран)

Na —> Na2 O —> NaOH —> NaCl

Жюри: по две тетради с каждой команды берет на проверку, класс проверяет выполнение работы – через экран (самопроверка)

Жюри и класс внимательно следят за ответом учащихся, дополняют, исправляют, задают вопросы.

2 этап.

Сегодня мы продолжим изучение семейств напримере “Галогенов”. Предлагают открыть периодическую систему, 7 группа - называем элементы F, Cl , Br, J , At (запись химических знаков на доске). Молекулярные формулы: J2, Cl2, Br 2

1 моль, М=38г/моль.

Физические свойства: демонстрация Cl2 (газ), Br 2 (жидкость), J 2 (твердое).

Что представляют собой хлор, бром, йод? (ученики характеризуют)

- агрегатное состояние (от газообразного к жидкому);
- цвет (сгущение окраски от светлых тонов);
- растворимость;

Демонстрация: растворимость хлора и йода в воде.

Какой мы сможем сделать вывод? (оценка 8 баллов).

Вывод: С возрастанием атомной и молекулярной массы изменяются агрегатные состояния, сгущаются краски и уменьшается растворимость.

Ребята! Почему йод – твердое вещество, а мы записываем J2?

Причина: (Легко испаряется, демонстрация – возгонка, переход вещества из твердого состояния в парообразное, минуя жидкое – возгонка).

Вывод: У всех у них молекулярная кристаллическая решетка. Здесь мы отметим противоположность и единство – в одном семействе. Почему названы галогены? Почему расположены в одном семейсве? (валентность – I, с металлами образуют соли – солероды) Подтвердить примерами:

2Na + Cl 2 —> 2 NaCl;
2Na + Br 2 —> 2NaBr;
2Na + J 2 —> 2 NaJ;
H + Cl2 —> 2HCl;
H2 + Br 2 —> 2 HBr;
H2 + J 2 —> 2 NaJ;

3 этап.

Посмотрим, как справились с домашним заданием?

а) история открытия галогенов? (сообщения учащихся);
б) роль галогенов в народном хозяйстве (творческая лаборатория-творчество учащихся, рисунки о применении галогенов и красочный рассказ).

- реклама.
- знаете ли вы?
- стихи учащихся.

Реклама:

Зубная паста с фтором.

Чистить зубы всем полезно
Паст зубных – большой набор
Помогает всем чудесно
Вещество с названьем – фтор.

Морская капуста.

Зеленый плод морской капусты
Всем здоровье принесет
Ведь в состав растений этих
Входит всем известный йод.

Микстура – бром в руках у доктора.

Успокоить вас поможет
И уснуть спокойнее днем
Ведь в состав микстуры этой
Входит всем известный бром.

Знаете ли вы? (оформлен стенд)

Приводит интересные данные каждая группа, жюри оценивает.

Хлор с натрием образуют очень прочное соединение и весьма распространенное вещество, если бы собрать всю поваренную соль только из морской воды, то Европу можно было покрыть сплошным слоем соли толщиной около 5 км. Человек в год употребляет около 7 кг. Поваренной соли (так о каждом из галогене).

Авторские стихи:

Рассеянный в земле и вездесущий
Активный и неподвижный йод
Он при болезнях человеку нужен,
У медиков всегда ему почет
Едва ли без него смогли бы
Излечивать и кретинизм и зоб
Богаты йодом лук, морская рыба
В морской воде капусте обнаружен йод...

Проверка усвоения материала (викторина).

Вопросы: (при правильном ответе загорается лампочка на экзаменаторе и для учащихся варианты ответов на экране)

Какой химический элемент помог открыть кот? Какому ученому химику?
Какая кислота содержится в желудке?
Какое соединение фтора применяется в холодильнике?
Какой ученый открыл хлор?

Какое вещество используется для приготовления бенгальских огней.

Обобщение: На примере семейства галогенов отмечаем единство их в том, что они типичные неметаллы, имеют единое строение (молекулярное, кристаллические решетки, взаимодействуют с металлами и водородом), а противоположность: фтор – все съедающий, самый активный неметалл, он не растворяется в воде, а взаимодействует с ней, а йод почти не растворяется, (закон единства и борьбы противоположностей).

Подведение итогов – слово жюри.

Жюри отмечает активное участие каждого ученика на уроке, называют команду победителя и вручают призы, выставляют оценки.

Литература:

  1. Зайковский И.И. Занимательная химия.- Учпедгиз, 1962.
  2. .Трифонов Д.Н., Трифонов В.Д.-М.: Просвещение, 1980.
  3. Популярная библиотека химических элементов .-Издательство “Наука”. - М.,1972.