Цель: Продолжить формирование понятия о естественных семействах. Актуализации знаний учащихся о составе, о строении, свойствах, применении в народном хозяйстве галогенов. На основе углубленных межпредметных связей химии и биологии, географии, истории продолжить развитие интереса к этим предметам, совершенствовать навыки самообразования при систематизации знаний.
Цель развивающая: Развитие логического мышления, умение сравнивать сопоставлять, делать выводы. На основании сравнения свойств металлов и неметаллов показать их различие в свойствах и отсутствие резкой разницы и грани между ними на примере амфотерности.
Цель воспитывающая: Воспитание толерантности учащихся. Привитие навыков самостоятельной работы на уроке, умение работать с дополнительной литературой, взаимосвязь теории с практикой, связь с жизнью, развитие творческих способностей учащихся, формирование диалектико-материалистического мировоззрения (закон единства и борьбы противоположности)
Оборудование и реактивы: Хлор, бром, йод в колбе, вода, спиртовка, лабораторный штатив, спички, раствор H C, экран с подсветом, кодоскоп, таблицы, работы творческой лаборатории (рисунки о применении галогенов, реклама), новые понятия и слова выписаны, экзаменатор, вопросы к нему, компьютер.
Организационная часть.
Вступительное слово учителя:
Ребята! Сегодня мы проводим урок – соревнование. Эта форма работы вам уже знакома. Класс разделим на три творческие группы. С целью подведения итогов соревнования наших команд, мы выбрали жюри в составе трёх человек.
Актуализация знаний учащихся (фронтальный опрос, индивидуальные задания).
1 этап.
Мы с вами изучили семейства щелочных металлов, благородные газы, познакомились с классификацией элементов. По данной теме предлагаются индивидуальные самостоятельные задания, будьте внимательны! (к доске выходят три учащихся, задания по карточкам и каждая команда выполняет задания в тетради; вопросы задания на экране)
№ 1. На основании знаний о классификации веществ провести разделение веществ согласно схеме, ответ пояснить, т.е. (предлагаются в наборе вещества) - практическое задание, т.е. металлы, неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли.
№ 2. Получить гидроксид цинка и доказать его
амфотерность.
№ 3. Какой объем водорода выделится при
взаимодействии 4 моль щелочного металла с водой?
Задание классу: Осуществить превращение, (экран)
Na —> Na2 O —> NaOH —> NaCl
Жюри: по две тетради с каждой команды берет на проверку, класс проверяет выполнение работы – через экран (самопроверка)
Жюри и класс внимательно следят за ответом учащихся, дополняют, исправляют, задают вопросы.
2 этап.
Сегодня мы продолжим изучение семейств напримере “Галогенов”. Предлагают открыть периодическую систему, 7 группа - называем элементы F, Cl , Br, J , At (запись химических знаков на доске). Молекулярные формулы: J2, Cl2, Br 2
1 моль, М=38г/моль.
Физические свойства: демонстрация Cl2 (газ), Br 2 (жидкость), J 2 (твердое).
Что представляют собой хлор, бром, йод? (ученики характеризуют)
- агрегатное состояние (от газообразного к
жидкому);
- цвет (сгущение окраски от светлых тонов);
- растворимость;
Демонстрация: растворимость хлора и йода в воде.
Какой мы сможем сделать вывод? (оценка 8 баллов).
Вывод: С возрастанием атомной и молекулярной массы изменяются агрегатные состояния, сгущаются краски и уменьшается растворимость.
Ребята! Почему йод – твердое вещество, а мы записываем J2?
Причина: (Легко испаряется, демонстрация – возгонка, переход вещества из твердого состояния в парообразное, минуя жидкое – возгонка).
Вывод: У всех у них молекулярная кристаллическая решетка. Здесь мы отметим противоположность и единство – в одном семействе. Почему названы галогены? Почему расположены в одном семейсве? (валентность – I, с металлами образуют соли – солероды) Подтвердить примерами:
2Na + Cl 2 —> 2 NaCl;
2Na + Br 2 —> 2NaBr;
2Na + J 2 —> 2 NaJ;
H + Cl2 —> 2HCl;
H2 + Br 2 —> 2 HBr;
H2 + J 2 —> 2 NaJ;
3 этап.
Посмотрим, как справились с домашним заданием?
а) история открытия галогенов? (сообщения
учащихся);
б) роль галогенов в народном хозяйстве (творческая
лаборатория-творчество учащихся, рисунки о
применении галогенов и красочный рассказ).
- реклама.
- знаете ли вы?
- стихи учащихся.
Реклама:
Зубная паста с фтором.
Чистить зубы всем полезно
Паст зубных – большой набор
Помогает всем чудесно
Вещество с названьем – фтор.
Морская капуста.
Зеленый плод морской капусты
Всем здоровье принесет
Ведь в состав растений этих
Входит всем известный йод.
Микстура – бром в руках у доктора.
Успокоить вас поможет
И уснуть спокойнее днем
Ведь в состав микстуры этой
Входит всем известный бром.
Знаете ли вы? (оформлен стенд)
Приводит интересные данные каждая группа, жюри оценивает.
Хлор с натрием образуют очень прочное соединение и весьма распространенное вещество, если бы собрать всю поваренную соль только из морской воды, то Европу можно было покрыть сплошным слоем соли толщиной около 5 км. Человек в год употребляет около 7 кг. Поваренной соли (так о каждом из галогене).
Авторские стихи:
Рассеянный в земле и вездесущий
Активный и неподвижный йод
Он при болезнях человеку нужен,
У медиков всегда ему почет
Едва ли без него смогли бы
Излечивать и кретинизм и зоб
Богаты йодом лук, морская рыба
В морской воде капусте обнаружен йод...
Проверка усвоения материала (викторина).
Вопросы: (при правильном ответе загорается лампочка на экзаменаторе и для учащихся варианты ответов на экране)
Какой химический элемент помог открыть кот?
Какому ученому химику?
Какая кислота содержится в желудке?
Какое соединение фтора применяется в
холодильнике?
Какой ученый открыл хлор?
Какое вещество используется для приготовления бенгальских огней.
Обобщение: На примере семейства галогенов отмечаем единство их в том, что они типичные неметаллы, имеют единое строение (молекулярное, кристаллические решетки, взаимодействуют с металлами и водородом), а противоположность: фтор – все съедающий, самый активный неметалл, он не растворяется в воде, а взаимодействует с ней, а йод почти не растворяется, (закон единства и борьбы противоположностей).
Подведение итогов – слово жюри.
Жюри отмечает активное участие каждого ученика на уроке, называют команду победителя и вручают призы, выставляют оценки.
Литература:
- Зайковский И.И. Занимательная химия.- Учпедгиз, 1962.
- .Трифонов Д.Н., Трифонов В.Д.-М.: Просвещение, 1980.
- Популярная библиотека химических элементов .-Издательство “Наука”. - М.,1972.