Урок развития речи по теме "Характерные признаки зимы"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • расширить представления детей о характерных признаках зимы;
  • развивать умения в согласовании существительного с прилагательным, с глаголом;
  • в составлении рассказов; в подборе слов в предложении;
  • продолжить формировать умения работы со словом, словосочетанием,
  • предложением, текстом; обогащать словарный запас;
  • развивать внимание, память, мышление, устную речь;
  • воспитывать любовь к природе.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Речевая зарядка.

Прочитать чётко 5 строк и запомнить их:

  • мост – река – вода
  • пчела – улей – мёд
  • сад – земля – растение
  • песня – музыка – слова
  • зима – мороз – лёд

- Установите взаимосвязь между словами каждой строчки.

- По первым словам восстановить второе, третье слово.

- Назвать строку, в которой говорится об изменениях в природе.

- О каком времени года говорится в этой строке?

- Сколько времён года?

- Какие?

- Назовите по порядку, начиная с лета.

- Какое сейчас время года?

- Назовите зимние месяцы.

III. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня по дороге в школу почтальон передал мне для вас письмо-ребус:

заяц иголки морковь акула

- В названии каждого предмета выделите первый звук и соберите новое слово.

- Какое слово получилось?

- Сегодня на уроке мы поговорим о зиме и её признаках.

IV Работа по теме.

1. Работа над словом и словосочетанием.

Зима не приходит с пустыми руками. Она приходит с подарками и щедро дарит их людям. Какие же подарки зима приготовила для нас?

Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывайте.

Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег)

- Зима хочет знать, что вы думаете о её подарках. Какие они?

Снег (какой?) – белый, пушистый, мягкий, холодный, рассыпчатый,

  • ис – крис - тый
  • свер – ка – ю – щий
  • се – реб – рис – тый

Невидимкой осторожной
Он является ко мне.
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(Мороз)

Мороз (какой?) – сильный, крепкий, леденящий, жгучий.

Без досок, без топоров,
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло,
Скользко, весело, светло.
(Лёд)

Лёд (какой?) – тонкий, толстый, прозрачный, звонкий, холодный, скользкий.

По полю рыщет,
Поёт да свищет.
Деревья ломает,
К земле приклоняет.
(Ветер)

Ветер (какой?) – сильный, холодный, морозный, ледяной, колючий.

Среди поля голубого –
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Свет весело в оконце.
Ну, конечно, это…
(Солнце)

Солнце (какое?) – редкое, холодное, тусклое, ясное, яркое.

Мы с вами приняли все подарки Зимы. Она хочет узнать, как хорошо вы запомнили, какие признаки отличают её от всех других времён года.

Игра «Поймай снежный ком»

Описание игры: учитель кидает ученику снежный ком (мяч), а он называет признак зимы и возвращает снежный ком обратно учителю.

2. Физминутка.

(Дети выполняют физминутку под музыку.)

Чтец:

А как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.

Чтец:

С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки,
Покрывая всё кругом
Мягким бархатным ковром.

3. Работа над предложением.

- Ребята так хорошо прочитали стихотворение, что Зима подарила снежинку. А снежинка – непростая, с заданием.

Задание: составьте предложения по картине «Зима».

- Какое время года изображено?

- Чем покрыта земля?

- Какие деревья? Какие из них зелёные?

- Какое небо?

- Как сейчас греет солнце?

На доске записаны предложения.

Вставьте вместо точек подходяще по смыслу слова.

… холодная зима.

 

 

(заехала, наступила, улетела)

… сильные морозы.

 

 

(ударили, упали, обожгли)

Речка … льдом.

 

 

(заснула, покрылась, открылась)

4. Работа над текстом.

- Ой, подул ветер и принесло ещё одну снежинку.

Зима посылает ещё одно задание (на партах в конвертах лежат предложения).

  • мытсишуп снегом замело всё вокруг.
  • Ударили е – ны – силь морозы.

- Прочитайте предложения.

- Всё в них понятно?

- Давайте расшифруем непонятные слова.

- Переставьте предложения так, чтоб получился связный рассказ.

- Какая зима пришла?

- Чем замело всё вокруг?

- Какие ударили морозы?

- Чем покрылась река?

Пересказать текст.

V. Итог.

- О каком времени года говорили?

- Назовите признаки зимы.

- С какими новыми словами познакомились?

- Какие виды работ выполняли?