Цели:
- расширить представления детей о характерных признаках зимы;
- развивать умения в согласовании существительного с прилагательным, с глаголом;
- в составлении рассказов; в подборе слов в предложении;
- продолжить формировать умения работы со словом, словосочетанием,
- предложением, текстом; обогащать словарный запас;
- развивать внимание, память, мышление, устную речь;
- воспитывать любовь к природе.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Речевая зарядка.
Прочитать чётко 5 строк и запомнить их:
- мост – река – вода
- пчела – улей – мёд
- сад – земля – растение
- песня – музыка – слова
- зима – мороз – лёд
- Установите взаимосвязь между словами каждой строчки.
- По первым словам восстановить второе, третье слово.
- Назвать строку, в которой говорится об изменениях в природе.
- О каком времени года говорится в этой строке?
- Сколько времён года?
- Какие?
- Назовите по порядку, начиная с лета.
- Какое сейчас время года?
- Назовите зимние месяцы.
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня по дороге в школу почтальон передал мне для вас письмо-ребус:
заяц иголки морковь акула
- В названии каждого предмета выделите первый звук и соберите новое слово.
- Какое слово получилось?
- Сегодня на уроке мы поговорим о зиме и её признаках.
IV Работа по теме.
1. Работа над словом и словосочетанием.
Зима не приходит с пустыми руками. Она приходит с подарками и щедро дарит их людям. Какие же подарки зима приготовила для нас?
Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывайте.
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег)
- Зима хочет знать, что вы думаете о её подарках. Какие они?
Снег (какой?) – белый, пушистый, мягкий, холодный, рассыпчатый,
- ис – крис - тый
- свер – ка – ю – щий
- се – реб – рис – тый
Невидимкой осторожной
Он является ко мне.
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(Мороз)
Мороз (какой?) – сильный, крепкий, леденящий, жгучий.
Без досок, без топоров,
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло,
Скользко, весело, светло.
(Лёд)
Лёд (какой?) – тонкий, толстый, прозрачный, звонкий, холодный, скользкий.
По полю рыщет,
Поёт да свищет.
Деревья ломает,
К земле приклоняет.
(Ветер)
Ветер (какой?) – сильный, холодный, морозный, ледяной, колючий.
Среди поля голубого –
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Свет весело в оконце.
Ну, конечно, это…
(Солнце)
Солнце (какое?) – редкое, холодное, тусклое, ясное, яркое.
Мы с вами приняли все подарки Зимы. Она хочет узнать, как хорошо вы запомнили, какие признаки отличают её от всех других времён года.
Игра «Поймай снежный ком»
Описание игры: учитель кидает ученику снежный ком (мяч), а он называет признак зимы и возвращает снежный ком обратно учителю.
2. Физминутка.
(Дети выполняют физминутку под музыку.)
Чтец:
А как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.
Чтец:
С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки,
Покрывая всё кругом
Мягким бархатным ковром.
3. Работа над предложением.
- Ребята так хорошо прочитали стихотворение, что Зима подарила снежинку. А снежинка – непростая, с заданием.
Задание: составьте предложения по картине «Зима».
- Какое время года изображено?
- Чем покрыта земля?
- Какие деревья? Какие из них зелёные?
- Какое небо?
- Как сейчас греет солнце?
На доске записаны предложения.
Вставьте вместо точек подходяще по смыслу слова.
… холодная зима. |
|
|
(заехала, наступила, улетела) |
… сильные морозы. |
|
|
(ударили, упали, обожгли) |
Речка … льдом. |
|
|
(заснула, покрылась, открылась) |
4. Работа над текстом.
- Ой, подул ветер и принесло ещё одну снежинку.
Зима посылает ещё одно задание (на партах в конвертах лежат предложения).
- мытсишуп снегом замело всё вокруг.
- Ударили е – ны – силь морозы.
- Прочитайте предложения.
- Всё в них понятно?
- Давайте расшифруем непонятные слова.
- Переставьте предложения так, чтоб получился связный рассказ.
- Какая зима пришла?
- Чем замело всё вокруг?
- Какие ударили морозы?
- Чем покрылась река?
Пересказать текст.
V. Итог.
- О каком времени года говорили?
- Назовите признаки зимы.
- С какими новыми словами познакомились?
- Какие виды работ выполняли?