Людвиг Ежи Керн. "Мордочка, хвост и четыре ноги" (образ собаки в литературе)

Разделы: Начальная школа


Задачи.

  • Познакомить учащихся с произведением Л. Е. Керна, расширить читательский кругозор по теме урока.
  • Обсудить образ собаки, созданный в литературе разными поэтами (Михалков, Барто, Ладонщиков, Хармс, С. Черный и др.)
  • Воспитывать доброе отношение к животным, учить наблюдать их характер.
  • Развивать монологическую речь, интерес к чтению.
  • Развивать творческие способности учащихся (творческая работа)

На доске тема урока Людвиг Ежи Керн “Мордочка, хвост и четыре ноги”. – Что вы можете сказать о теме урока, глядя на нее. (Высказывания детей) Сегодня мы будем читать стихотворение Людвига Ежи Керна с загадочным названием “Мордочка, хвост и четыре ноги”.

Приняли правильную посадку Чтение с. 146-147

О ком это стихотворение? Как догадались? Зачитать.

Тема урока: будем говорить о том, какие они литературные собаки.

Как будем работать над этой темой? (сравнивать разные стихи о собаках, выявим общее и отличия)

Как вы понимаете первые 3 строчки стихотворения?

(Ученица рассказывает - Собаки были первыми животными, которых приручил человек. 10 – 12 тыс. лет назад наши далекие предки занимались охотой и рыбной ловлей. Первым, кого они приручили, был волк. Его использовали как сторожа и помощника на охоте. Волки - стадные животные, идущие за вожаком. Этим вожаком и стал человек. Прошло много времени, и волк превратился в собаку – верного помощника и друга человека)

Что вы можете сказать о стихотворении? Об отношении автора к собаке? (любит и уважает за то, что собаки помогают найти дорогу – 2 часть стихотворения; собака – защитник для человека – 3 часть; может помочь поднять настроение – 4 часть; содержание собаки не требует очень больших затрат – 5 часть стихотворения. Ласково называет “МОРДОЧКА”, а не МОРДА.

Какие породы собак вы знаете? (называют + иллюстрации с изображением собак разных пород) Существует более 30 основных пород собак.

Прочитайте стихотворение еще раз. Выясните, собаку какой породы изобразил поэт в стихотворении. (Собирательный образ собаки – собака вообще)

Какой же образ собаки создал поэт? Какие черты характера собаки особенно важны для автора и их он показывает в стихах? (1ч – веселый характер “помчались вприпрыжку”, 2 ч. - умение находить дорогу “не дадут насовсем заблудиться”, 3 ч. - верность, умение защитить человека, “не бойся, мы рядом! – тебя успокоят”, любовь к хозяину “никто тебе так не поможет”) //Качества: верность, привязанность к хозяину, игривые, защитники, тонкий слух и чутье – карточки на доску.

Что могло бы произойти с образом собаки, если бы автор вместо слова “МОРДОЧКА” использовал слово “МОРДА”? (образ собаки изменился)

Для чего поэт написал это стихотворение? // рассказать о том, что Собака – верный друг человека на протяжении 10 тыс. лет.

Дома к уроку вы готовили стихи разных поэтов о собаках. Назовите авторов и названия стихотворений. Зачитать отрывки, где показан характер собаки.

Карточки с возможными чертами характера на доску – поддаются дрессировке, радуются, несут службу, страдают, болеют) //Вот сколько достоинств вы нашли в стихах о собаках. И это всё разные образы литературных собак.

В каких сферах жизни используют собак? (спасатели, работают в милиции, на таможне, в цирке…)

Печально, когда некоторые люди сначала заводят собаку, а потом ее бросают… Видели ли вы бродячих собак? Выразите свое отношение…

ФИЗМИНУТКА (песенка “Собака бывает кусачей”)

В чем собачье счастье? – сытная еда, добрый хозяин, свобода. А у человека счастье в этом же? (нет)

Предлагаю вам письменно создать свой образ собаки: счастливой или не очень, маленькой или большой. Что нужно, чтобы получилось стихотворение? (рифма, смысл, показать характер героя - собаки, свое отношение). Желаю успехов.

Перед подведением итогов урока зачитать несколько сочинений. (Похвалить за рифму, хорошее отражение характера собаки, выражение своего отношения к герою - собаке).

// ИТОГ УРОКА: Что вы можете сказать о вашей работе на уроке? Что удалось? О чем хотелось бы еще поговорить?

Домашнее задание: оформить сочинение.