Программное содержание:
Образовательные задачи:
- формирование знаний о механизме организации звука “Р” и его акустических особенностях;
- формирование грамматического строя речи: согласование существительных с числительным в роде, числе; образование притяжательных прилагательных; формирование понятия “родственные слова”;
- расширение лексического запаса по изучаемой теме;
- развитие связной речи: составление предложений по опорным словам; заучивание наизусть с опорой на мнемотаблицу;
- закрепление умения детей определять место звука в слове; выполнять звуковой анализ в прямых и обратных слогах.
Коррекционные задачи:
- развитие моторики артикуляционного аппарата;
- формирование речевого дыхания;
- развитие внимания, памяти, фонематического слуха, мелкой и общей моторики;
- автоматизация звука “Р” в слогах, словах, предложениях, в тексте.
Воспитательные задачи:
- воспитывать заботливое отношение к природе;
- коррекция личности в целом.
Оборудование: “Чешуйки” с текстами загадок, картинка рыбки, картинки к загадкам. Настольные зеркала, перфокарты, звукозапись, магнитная доска, музыкальные инструменты. Картинка яблони с яблоками, на которых приклеены картинки с родственными словами слову “рыба”, 2 ведерка, 2 удочки, картинки - рыбок, карточки с цифрами от 1 до 5, мнемотаблица к заучиванию стихотворения.
Ход занятия
1) Дети входят в кабинет. На столе лежат “чешуйки” с текстами загадок. Дети берут по одной “чешуйке”, логопед зачитывает загадку. После того, как дети отгадали загадку, вставляем “чешуйку” в рыбку.
Отгадайте загадки.
В воде она живет
Нет клюва, а клюет.
(Рыба).
За правильный ответ повторите чистоговорку: РА-РА-РА – поднимайся детвора.
Что за звезды в глубине
На песке лежат на дне?
а вопрос ответить просто:
На песке – (морские звезды)
Повторите за мной РА-РА-РА – в д/с идти пора. Молодцы!
В слоге РА сколько звуков? Какой первый звук? (Р) Звук Р он какой? (согласный, звонкий, твердый, дрожащий). Какой второй звук? (А). Звук А какой? (гласный). Почему он гласный? Как воздух выходит из ротика? Хорошо!
Он задира, озорник,
Острый у него плавник
Любит он ершиться
Как с ним подружиться?
(Ёрш).
Повторите: ОР-ОР-ОР – вырос в поле мухомор. Сколько звуков в слоге ОР? (два). Какой первый? Какой второй? Молодцы! Следующая загадка.
Он забился меж камней:
Там спокойней и видней,
Кто собрался на охоту,
Кто желает съесть кого-то.
(Краб).
Повторите: ИР-ИР-ИР – Рома пьет кефир.
Ползет наоборот
Задом на перед.
(Рак).
Повторите: АР-АР-АР- в небе вьется белый пар.
Молодцы ребята! А кто это у нас получился? (рыба). Какой первый звук в слове рыба? (Р) Правильно!
2) Сегодня мы с вами будем выполнять задания нашей “Золотой рыбки”- повторять звук “Р” и говорить об обитателях воды и рыбах.
3) Артикуляционная гимнастика.
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
- “Лошадка”
- “Качели”
- “Маляр”
- “Почистим зубки”. Молодцы размяли наш язычок.
4) Характеристика звука.
Ребята, скажите мне звук “Р” он какой? (согласный, твердый, звонкий, дрожащий). Когда мы произносим Звук “Р”, что делает наш язык? (широкий кончик языка поднимается за верхние зубы и под напором сильной воздушной струи дрожит. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам). Молодцы! Произнесите звук р-р-р.
5) Ребята у вас на столах лежат перфокарты. Нужно определить, где звучит звук “Р” в начале, в середине или в конце слова. Для этого возьмите карандаш и закрасьте нужный квадратик. (звучит музыка) Молодцы, все справились с заданием. Определили место звука в слове.
6) В нашей реке живет не простая рыбка. Она волшебная, золотая.
Настя, это чья голова? – это рыбья голова.
Максим, это чье туловище? – это рыбье туловище.
Настя, это чьи плавники? – это рыбьи плавники.
Максим, это чей хвост? – это рыбий хвост.
Настя, это чья “чешуя”? – это рыбья “чешуя”.
Максим, это чей глаз? – это рыбий глаз. Молодцы
ребята! Старались отвечать полным предложением.
7) Пальчиковая гимнастика “Рыбка” М. Клокова.
Давайте немного поиграем с нашими ручками и порадуем “Золотую рыбку”. (Прикрепить к доске)
Рыбка плавает в водице (Сложенные вместе ладони дети изображают, как плывет рыбка)
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони)Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла (Делают хватательное движение)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла (Снова плывут)
Молодцы! Какие у вас были ловкие рыбки.
8) Фонематический слух.
Ребята давайте проверим, а ушки у вас такие же ловкие и внимательные как ручки. Смогут они справиться со следующим заданием или нет.
-Прослушайте звучание музыкальных инструментов в нашем подводном царстве. Какой музыкальный инструмент прозвучал? Молодцы!
9) Подбор родственных слов.
- Посмотрите, на берегу реки растет яблоня. Она тоже не простая на ней растут не яблоки, а слова. И все эти слова похожи на слово “рыба”. Давайте попробуем сочинить стихи:
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как …(рыбы)Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно …(рыбка)Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая… (рыбешка)Выплывает, корм ища
Пребольшая … (рыбища)Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой... (рыбак)
Но вдруг подул холодный ветер “с-с-с” яблонька закачалась, и все слова-яблочки упали на землю. Давайте вернем их обратно на дерево. Нужно вспомнить все слова близкие слову рыба (Дети называют слова и прикрепляют яблоки на дерево). Молодцы ребята! Вспомнили все родственные слова.
10) Игра “Рыболов”.
Ребята вы любите рыбачить? Тогда давайте ловить рыбу. Вот вам удочки. Ловим по одной рыбке и складываем в ведерко. (Логопед показывает детям цифру от 1 до 5) и спрашивает:
- Настя, сколько рыб поймал Рыбалов? (Рыбалов
поймал 2 рыбы) Молодец!
- Максим, сколько рыб поймал рыболов? (Рыбалов
поймал 5 рыб)
- Настя, сколько рыб ты поймала? (Я поймала 1
рыбу)
- Максим, а, сколько ты поймал рыб? (Я поймал 3
рыбы).
Молодцы!
11) Ребята “Золотая рыбка” говорит, что не может составить предложения. Все слова у нее перепутались. Помогите, пожалуйста!
Настя: рыба, жить, в, река. (Рыба живет в реке)
Максим: рыбаки, поймать, карася. (Рыбаки поймали
карася)
Настя: рыба, есть, у, хвост, красивый. (У рыбы
есть красивый хвост)
Максим: сказка, рыбак, о, рыбка, и. (Сказка о
рыбаке и рыбке)
Молодцы, хорошие составили предложения.
12) Заучивание стихотворения.
- Ребята, послушайте стихотворение
Тянут сети рыбаки –
Тянут рыбу из реки.
Ловят рыбу разную –
Белую и красную.
Много и немножко.
Хор-р-роша р-рыбешка!
- Про кого это стихотворение? Кто такие рыбаки?
- Прослушайте стихотворение еще раз и
запоминайте. (Логопед читает второй раз, далее
читают дети).
Молодцы!
13) Итог. Вы очень хорошо занимались, старались. Справились почти со всеми заданиями. Что вам понравилось на занятии? Какие трудности испытывали? Занятие закончено.