Работа над творческим проектом "Мозаика из зерен"

Разделы: Технология


Основные цели:

1. Продолжить работу над проектом по изготовлению картины из зёрен.
2. Продолжить развивать познавательный интерес, кругозор учащихся.
3. Продолжить развивать творческие способности детей.
4. Выполнить фрагмент рисунка в данной технике.
5. Способствовать развитию сенсорной и двигательной сферы учащихся.
6. Продолжить воспитывать аккуратность, интерес к изготовлению подарка своими руками.

Оборудование: компьютер, ММС, наглядные пособия, раздаточный материал, клей, кисти, клеенка, зёрна, палочки.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.
2. Доклад дежурного. Сегодня (число), отсутствующих нет (отсутствуют Ф. И.), класс к уроку готов (не готов), дежурный (Ф. И.)
3. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над проектом по изготовлению картины из зёрен.

II. Актуализация знаний.

Обобщающая беседа: над нашим проектом мы работаем 5 урок, многое уже сделано. Расскажите, пожалуйста, что уже выполнено.

1. Работу над проектом мы начали с пояснительной записки. (Зачитывают)
2. Окрасили зёрна (рассказывают).
3. Подготовили рамку (рассказывают и показывают).

По ходу уточняю и дополняю ответы учащихся.

Мы с вами говорим, что выполним работу из зерен, т. е. мозаичную картину. Давайте немного обратимся к истории.

Немного истории.

Самые ранние из дошедших до нас мозаичных узоров датируются примерно 3000 годом до нашей эры. Они были созданы шумерами в Древней Месопотамии (современная территория Ирака). Мозаика шумеров представляла собой узор из окрашенныx глиняных гвоздей, которые вдавливали в поверхность стен. Позже древние египтяне использовали мозаичные фрагменты окрашенных материалов и полудрагоценные камни для декорирования стен, мебели, предметов интерьера и украшений.
Древние греки первыми из известных цивилизаций использовали натуральные камни и раковины разных цветов для создания различных рисунков. Именно они впервые создали то, что мы сейчас называем мозаикой.

Древние римляне развили эту технику, стандартизировали процесс, разрезая природные камни на кубики правильной формы. Они также использовали обожженную глину и стекло для создания нужного эффекта. Еще одним новшеством римлян стало использование цемента и известкового раствора. Благодаря этому их мозаики отличаются удивительной долговечностью, поэтому в странах, бывших когда-то частью Римской империи, сохранились древнеримские мозаичные узоры на полах и стенах.

Римляне использовали в мозаиках множество стилей и тем - от реалистичных сценок повседневной жизни до наивных садовых мозаик и от классического изображения богов до сугубо декоративных узоров и бордюров с геометрическим рисунком.

Звезды на этом мозаичном византийском куполе мавзолея Галлы Плацидии (Равенна, Италия) сияют так же ярко, как и в V веке нашей эры, когда они были созданы.

Мозаика Византии. С развитием христианства связано появление новых сюжетов, но техника и цветовая гамма оставались прежними до византийской эры. Ее началом считается правление императора Юстиниана в Равенне (около 527 года нашей эры).

В те времена Равенна была богатым императорским городом и главным связующим звеном между Востоком и Западом. Именно здесь можно увидеть лучшие образцы византийской мозаики. Влияние искусства Востока хорошо заметно в рисунке: крупные египетские глаза, уплощенные формы и неестественные позы. Этому стилю соответствует и новый сорт кубиков мозаики - цветное стекло, или смальта.

Золотые и серебряные мозаичные камешки изготовляли, вплавляя между двумя стеклами тонкие листочки драгоценного металла. Размеры кусочков смальты варьировали, а поверхность изображения специально делали чуть неровной, чтобы свет отражался от разных точек под разными углами.

Готовя поверхность под мозаику, на нее наносили первый слой относительно крупнозернистой штукатурки, а по нему – второй, с более мелким зерном. Когда второй слой подсыхал, по нему процарапывался рисунок, после чего та часть поверхности, которую сразу же предполагалось покрыть мозаикой, покрывали слоем специального раствора. В него, следуя линиям процарапанного рисунка, вдавливали кусочки смальты.

В ранних мозаиках фон иногда бывал зеленым или синим. Изобразительные мотивы (библейские сюжеты, святые, фигуры императоров и их приближенных, символы, растительные орнаменты и бордюры) размещались посередине, на наиболее выгодных в зрелищном отношении местах.

В качестве наиболее ярких примеров этого искусства можно назвать мозаики мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, монастырей св. Луки в Фокиде (1-я пол. 11 в.), Дафни близ Афин (11 в.), Хора в Константинополе (нач. 14 в.), собора Сан Марко в Венеции (11–15 вв.), а также многочисленные фрагменты в других местах.

С развитием искусства фрески, мозаики, которые продолжали создаваться, чаще всего были лишь копиями картин. Эта тенденция сохранялась вплоть до ХХ века. В результате мозаичисты превратились в ремесленников, перестав быть художниками-творцами.

Но в начале XX века движение за “новое искусство” показало художникам новое направление, и стиль “модерн” позволил мозаике снова стать самостоятельно развивающимся видом искусства. В этот период возвращаются чистые линии, формы упрощаются и стилизуются.

Сообщения учащихся.

III. Текущий инструктаж.

Мы с вами будем выполнять мозаику из зёрен. Вот какие картины можно изготовить.

Сегодня на уроке нам понадобятся: рисунки для изготовления мозаики, зёрна, кисти, клей, палочка для укладки зёрен.

IV. Практическая работа.

1. Вводный инструктаж по охране труда.

Перед тем как начать практическую работу давайте повторим основные правила во время ручных работ (рассказывают учащиеся).

- ноги должны твёрдо опираться об пол, чтобы не нарушалось кровообращение.
- голову немного наклонить вперёд.
- в процессе работы следует менять положение корпуса ( от слегка согнутого к выпрямленному и наоборот).
- надо аккуратно обращаться с клеем, помня, что он токсичен.
- осторожно работать острой палочкой.

2. Самостоятельная работа учащихся.

Хожу по классу, проверяю правильность выполняемых приёмов, даю дополнительные пояснения, осуществляю показ, устраняю неточности. Если многие ученики допускают одни и те же ошибки, останавливаю работу и демонстрирую правильные приёмы работы.

В течении практической работы провожу физминутку.

V. Инструктаж по выполнению домашней работы.

Наш урок подходит к концу; на следующем уроке мы закончим выполнение картины и покроем её лаком. Для этого нам понадобится :лак, кисти. Д/з: Разработать критерии взаимооценки проектных работ. (Какие могут быть критерии?). Запишите домашнее задание в дневники (дневники не закрывают).

VI. Заключительная часть.

1. Подведение итогов урока учителем.

Хожу по классу, комментируя и оценивая результаты работы каждой ученицы.

Выставляю оценки в дневники.

2. Уборка рабочих мест.

После окончания работы каждая ученица убирает своё рабочее место.

Незаконченную работу убирает в фаил.

Итак, скоро Новый год и Рождество!
Всех поздравляем с наступающими праздниками!
Дарите своим родным и друзьям подарки выполненные своими руками.
Желаем всего самого доброго и наилучшего!

Приложение 1