Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Солнце и Земля. Модель Земли. Почему на Земле день сменяется ночью"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: уточнить детские представления о Солнце и Земле.

Задачи урока:

Обучающие:

  • познакомить школьников с новым термином “модель”;
  • обсудить, что представляет собой глобус (уменьшенная модель Земли);
  • учить находить на глобусе Северный полюс, Южный полюс, Северное полушарие, Южное полушарие;
  • выяснить причины смены дня и ночи.

Развивающие:

  • развивать связную речь;
  • формировать умение рассуждать, доказывать и обосновывать свое высказывание;
  • расширять словарный запас;
  • развивать внимание, наблюдательность, память;
  • формировать умение работать в группах.

Воспитывающие:

  • воспитывать позитивное отношение к учению, устойчивый познавательный интерес;
  • воспитывать культуру учебного труда;
  • воспитывать любовь к природе.

Оборудование и наглядные пособия: видеосюжет, демонстрационный глобус, карманный фонарик, маленький резиновый мячик, спички с отрезанными серными головками, цветные карандаши, учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до солнца долететь.
И всерьез, не понарошку
Познакомиться с луной,
Погулять на ней немножко
И вернуться вновь домой.

С. Баруздин.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы с вами отправляемся в полет на космическом корабле. Как вы думаете, для чего?
- Чтобы ответить на вопросы: “Что мы с вами знаем о Планете Земля и о Солнце?”, “Что такое модель Земли?”, “Почему на Земле день сменяется ночью?”.
- Наш корабль готов к полету. Закройте глаза. Представьте, что ракета несет нас в космос. Теперь откройте глаза и посмотрите, как красиво! (Видеосюжет, любой с изображением Солнца, Земли в движении).

III. Изучение нового.

1. Уточнение знаний учащихся о Земле и о Солнце.

- Что вы знаете о предметах, которые являются отгадками к этим двум загадкам?

Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце и зовут тебя все … (Солнце).

Рисунок 1

- Что такое солнце?

(Солнце – ближайшая к Земле звезда. Солнце – огромный раскаленный шар. Оно кажется нам маленьким кружочком на небе, потому что находится очень далеко от земли).

- Что бы еще более точные сведения получить о Солнце нам нужно обратиться к словарику, который находится в конце учебника. Откройте учебник на стр. 126 и прочтите статью о Солнце.

- Что же такое солнце?
- Следующая загадка.

Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.

Знают все и млад, и стар, что она большущий шар. (Земля).

Рисунок 2

Что вы знаете о Земле?

(Земля – планета, на которой есть жизнь. Земля имеет форму шара. Земля освещается Солнцем. И т.д.).

Чтение статьи из хрестоматии “Наша Земля – шар”, стр. 7-9. (Опора на таблицу).

- Обратимся к словарику. Откройте учебник на стр. 124, прочтите статью “Земля”.

2. Закрепление изученного. Чтение текста в учебнике стр. 17- 18.

ДИНАМИЧЕСКИЙ МОМЕНТ. (Игра “День – ночь”).

3. Уточнение понятий “модель”, “модель Земли”.

- Работа по иллюстрации на стр. 18. Уточнение понятия “модель”. Демонстрация предметов-моделей.

Вывод: модель по внешнему виду похожа на изображаемый предмет, а по величине может быть и больше его, и меньше. Глобус – уменьшенная модель Земли.

Рисунок 3

Чтение статьи из словарика стр. 125.

4. Закрепление знаний учащихся. Выполнение задания № 7 в Тетради для самостоятельной работы. Учащиеся самостоятельно рассматривают рисунки и отмечают галочкой, нарисованные модели, а затем соединяют линиями рисунки предметов и соответствующие модели.

5. Работа в группах. (Ученики могут по желанию не только сидеть, но и стоять около своих рабочих мест).

Учащиеся читают статью в учебнике и словарике – изучают модель Земли – глобус.

- Чтобы представить себе внешний вид Земли, Люди создали её маленькую модель – глобус.

Демонстрация глобуса.

- Эта модель по форме похожа на настоящую Землю. На поверхности глобуса с помощью условных обозначений изображены океаны, моря, крупные озера и реки, горы и равнины. Глобус закреплен на оси. Ось проходит через полюса изображаемой Земли: Северный и Южный.

- Если посмотреть на глобус сверху, то будут видны Северный полюс и Северное полушарие. Россия, наша Родина, находится в Северном полушарии.

- Покажите на глобусе Северный полюс, Южный полюс, Северное полушарие, Южное полушарие.

- Обратите внимание, на то, что глобус вращается вокруг своей оси. Создавая модель Земли, ученые постарались не только как можно точнее передать форму (не размер) Земли, но и её “поведение”. Земля вращается, поэтому и глобус вращается. Но у глобуса есть настоящая ось вращения. А у Земли?

6. Закрепление изученного. Работа в Тетради для самостоятельной работы. (Упр. № 8). Учитель предлагает учащимся положить сверху на каждый рисунок спички по направлению оси вращения каждого из нарисованных предметов. На основе иллюстрации рисунков разводятся понятия “воображаемая” и “настоящая “оси” вращения. (Взаимопроверка и сравнение результатов выполненной работы).

7. Поиск ответа на вопрос “Почему на Земле день сменяется ночью?

- Помните на первом уроке мы с вами читали, как Маша рассказывала брату об оси вращения?
- Покажите на глобусе ось вращения.

(Опыт с мячиком).

- Посмотрите на глобус. Сейчас вы видите ту половину, которая обращена к тебе. Если вы хотите рассмотреть глобус со всех сторон? Медленно повернём его вокруг оси.

Вот так же “смотрит” и Солнце на вращающуюся вокруг своей оси Землю. Но только ось эта – воображаемая.

Земля вращается. Обращенная к солнцу сторона Земли освещена – здесь день. В это время другая сторона Земли повернута от Солнца и не освещена. Там ночь.

Земля продолжает вращаться. На смену ночи приходит день.

Рисунок 4

Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа. Это время называют земными сутками. В народе говорят: “день и ночь – сутки прочь”.

8. Проведение опыта с глобусом и фонариком.

9. Закрепление нового материала.

Работа в тетради стр.7, № 10.

IV. Домашнее задание. Х. стр. 10-14, т. стр.5-8., у. Стр. 17-21

V. Итог урока.

В заключительной части урока учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, которые были поставлены в начале урока.

- Что такое глобус?
- Почему на Земле день сменяется ночью?
- А можно ли сделать так, чтобы у нас в станице Ленинградской всегда был день, и не наступала зима?