Цель урока: уточнить детские представления о Солнце и Земле.
Задачи урока:
Обучающие:
- познакомить школьников с новым термином “модель”;
- обсудить, что представляет собой глобус (уменьшенная модель Земли);
- учить находить на глобусе Северный полюс, Южный полюс, Северное полушарие, Южное полушарие;
- выяснить причины смены дня и ночи.
Развивающие:
- развивать связную речь;
- формировать умение рассуждать, доказывать и обосновывать свое высказывание;
- расширять словарный запас;
- развивать внимание, наблюдательность, память;
- формировать умение работать в группах.
Воспитывающие:
- воспитывать позитивное отношение к учению, устойчивый познавательный интерес;
- воспитывать культуру учебного труда;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование и наглядные пособия: видеосюжет, демонстрационный глобус, карманный фонарик, маленький резиновый мячик, спички с отрезанными серными головками, цветные карандаши, учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до солнца долететь.
И всерьез, не понарошку
Познакомиться с луной,
Погулять на ней немножко
И вернуться вновь домой.
С. Баруздин.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы с вами отправляемся в полет на
космическом корабле. Как вы думаете, для чего?
- Чтобы ответить на вопросы: “Что мы с вами знаем
о Планете Земля и о Солнце?”, “Что такое модель
Земли?”, “Почему на Земле день сменяется
ночью?”.
- Наш корабль готов к полету. Закройте глаза.
Представьте, что ракета несет нас в космос.
Теперь откройте глаза и посмотрите, как красиво! (Видеосюжет,
любой с изображением Солнца, Земли в движении).
III. Изучение нового.
1. Уточнение знаний учащихся о Земле и о Солнце.
- Что вы знаете о предметах, которые являются отгадками к этим двум загадкам?
Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце и зовут тебя все … (Солнце).
Рисунок 1
- Что такое солнце?
(Солнце – ближайшая к Земле звезда. Солнце – огромный раскаленный шар. Оно кажется нам маленьким кружочком на небе, потому что находится очень далеко от земли).
- Что бы еще более точные сведения получить о Солнце нам нужно обратиться к словарику, который находится в конце учебника. Откройте учебник на стр. 126 и прочтите статью о Солнце.
- Что же такое солнце?
- Следующая загадка.
Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.
Знают все и млад, и стар, что она большущий шар. (Земля).
Рисунок 2
Что вы знаете о Земле?
(Земля – планета, на которой есть жизнь. Земля имеет форму шара. Земля освещается Солнцем. И т.д.).
Чтение статьи из хрестоматии “Наша Земля – шар”, стр. 7-9. (Опора на таблицу).
- Обратимся к словарику. Откройте учебник на стр. 124, прочтите статью “Земля”.
2. Закрепление изученного. Чтение текста в учебнике стр. 17- 18.
ДИНАМИЧЕСКИЙ МОМЕНТ. (Игра “День – ночь”).
3. Уточнение понятий “модель”, “модель Земли”.
- Работа по иллюстрации на стр. 18. Уточнение понятия “модель”. Демонстрация предметов-моделей.
Вывод: модель по внешнему виду похожа на изображаемый предмет, а по величине может быть и больше его, и меньше. Глобус – уменьшенная модель Земли.
Рисунок 3
Чтение статьи из словарика стр. 125.
4. Закрепление знаний учащихся. Выполнение задания № 7 в Тетради для самостоятельной работы. Учащиеся самостоятельно рассматривают рисунки и отмечают галочкой, нарисованные модели, а затем соединяют линиями рисунки предметов и соответствующие модели.
5. Работа в группах. (Ученики могут по желанию не только сидеть, но и стоять около своих рабочих мест).
Учащиеся читают статью в учебнике и словарике – изучают модель Земли – глобус.
- Чтобы представить себе внешний вид Земли, Люди создали её маленькую модель – глобус.
Демонстрация глобуса.
- Эта модель по форме похожа на настоящую Землю. На поверхности глобуса с помощью условных обозначений изображены океаны, моря, крупные озера и реки, горы и равнины. Глобус закреплен на оси. Ось проходит через полюса изображаемой Земли: Северный и Южный.
- Если посмотреть на глобус сверху, то будут видны Северный полюс и Северное полушарие. Россия, наша Родина, находится в Северном полушарии.
- Покажите на глобусе Северный полюс, Южный полюс, Северное полушарие, Южное полушарие.
- Обратите внимание, на то, что глобус вращается вокруг своей оси. Создавая модель Земли, ученые постарались не только как можно точнее передать форму (не размер) Земли, но и её “поведение”. Земля вращается, поэтому и глобус вращается. Но у глобуса есть настоящая ось вращения. А у Земли?
6. Закрепление изученного. Работа в Тетради для самостоятельной работы. (Упр. № 8). Учитель предлагает учащимся положить сверху на каждый рисунок спички по направлению оси вращения каждого из нарисованных предметов. На основе иллюстрации рисунков разводятся понятия “воображаемая” и “настоящая “оси” вращения. (Взаимопроверка и сравнение результатов выполненной работы).
7. Поиск ответа на вопрос “Почему на Земле день сменяется ночью?
- Помните на первом уроке мы с вами читали, как
Маша рассказывала брату об оси вращения?
- Покажите на глобусе ось вращения.
(Опыт с мячиком).
- Посмотрите на глобус. Сейчас вы видите ту половину, которая обращена к тебе. Если вы хотите рассмотреть глобус со всех сторон? Медленно повернём его вокруг оси.
Вот так же “смотрит” и Солнце на вращающуюся вокруг своей оси Землю. Но только ось эта – воображаемая.
Земля вращается. Обращенная к солнцу сторона Земли освещена – здесь день. В это время другая сторона Земли повернута от Солнца и не освещена. Там ночь.
Земля продолжает вращаться. На смену ночи приходит день.
Рисунок 4
Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа. Это время называют земными сутками. В народе говорят: “день и ночь – сутки прочь”.
8. Проведение опыта с глобусом и фонариком.
9. Закрепление нового материала.
Работа в тетради стр.7, № 10.
IV. Домашнее задание. Х. стр. 10-14, т. стр.5-8., у. Стр. 17-21
V. Итог урока.
В заключительной части урока учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, которые были поставлены в начале урока.
- Что такое глобус?
- Почему на Земле день сменяется ночью?
- А можно ли сделать так, чтобы у нас в станице
Ленинградской всегда был день, и не наступала
зима?