Сроки осуществления 2009-2012 гг.
Паспорт проекта
№ | Аспект |
Содержание |
1 | Наименование проекта |
Окно в мир |
2 | Основные разработчики |
1. Педагогический коллектив: - учитель английского языка 1 квалификационной категории Каленская Екатерина Геннадьевна - заместитель директора по безопасности жизнедеятельности Куран Вячеслав Валерьевич (создатель и куратор школьного сайта) - школьный психолог Зубанов Даниил Александрович (лауреат конкурса “Учитель года 2008”) 2. Обучающиеся: - Закарлюк Михаил (11 кл., участник научно-практической конференции в секции “Информатика”, диплом 2 степени, участник олимпиад по информатики, исследовательские работы размещены в Интернете) - Соснин Кирилл (10 кл., отличные успехи в изучении информатики и английского языка, активный пользователь сети) - Зайцева Арсения (7 кл., отличные успехи в изучении английского языка и информатики, автор ряда исследовательских проектов) 3. Представители общественности: - Сухоребриков Павел Юрьевич (фотограф, дизайнер, вебдизайнер) - Леонов Павел Олегович (звукорежиссёр, модератор сети) - Сизиков Анатолий Юрьевич (фотограф, врач в д. Усть-Кокса, республика Алтай) |
3 | Цель и задачи проекта | Основная цель: развитие
коммуникативной компетенции обучающихся на
уроках английского языка через использование
информационно-коммуникативных технологий в
ресурсах сети интернет Цель проекта: коммуникативное и культурное взаимодействие обучающихся старшего звена с носителями английского языка Задачи: 1. Разработать и внедрить факультативы, способствующие развитию информационной компетенции обучающихся 2. Развивать у обучающихся умение спонтанного неформального общения на уроках английского языка 3. Организовать урочные и внеурочные мероприятия, воспитывающие культуру общения с учётом специфики иностранного менталитета |
4 | Сроки и этапы реализации проекта | Подготовительный этап (сентябрь
2009г. - январь 2010г.)
Основной этап (февраль 2010 - март 2012г.)
Заключительный этап (май 2012г.)
|
5 | Перечень основных мероприятий | 1. Развитие коммуникативной и
информационной компетенций обучающихся в
урочной и внеурочной деятельности 2. Подборка и постоянное обновление материала для сайта (творческие работы обучающихся, проекты) 3. Создание собственного сайта проекта 4. Установление контактов с носителями английского языка (обмен информацией в форме переписки, онлайн общение, телемосты, видеоконференции и пр.) 5. Приглашение иностранных туристов |
6 | Исполнители проекта | Педагогический коллектив, обучающиеся, родители, общественность |
7 | Ожидаемые конечные результаты | I. Результаты первого этапа реализации
проекта 1. Сформированный и утверждённый план основных мероприятий по развитию коммуникативной и информационной компетенций с учётом данных, полученных в результате аналитической работы 2. Полная информированность педагогического коллектива и родительской общественности о проекте II. Результаты второго этапа реализации проекта 1. Применение информационно-коммуникативных технологий на каждом уроке английского языка 2. Повышение готовности обучающихся к иноязычному общению 3. Установление контактов с школами англо-говорящих стран через всемирную сеть (создание совместных проектов, переписка по E-mail и ICQ, проведение телемостов) 3. Создание сайта проекта 4. Проведение совместных уроков, проектов, экскурсий и т.д. с носителями английского языка III. Результаты третьего этапа реализации проекта 1. Создание плана дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных 2. Создание учебно-методического материала с целью распространения опыта реализации инновационного проекта 3. Публикации в сети и прессе, на сайте методических разработок |
8 | Целевые группы | Обучающиеся старшего звена |
9 | Организация контроля исполнения проекта | Контроль за исполнением реализации инновационного проекта возлагается на автора проекта Каленскую Е.Г., учителя английского языка Отчётность: аналитические справки, предоставляются ежеквартельно. Открытый характер документа (корректировка Проекта) осуществляется ежегодно на основе отчёта по реализации 1,2,3 этапа, представленного на интернет-сайте, родительской общественности. |
Пояснительная записка
Основная функция любого языка — коммуникативная, функция общения. Изучение иностранного языка в школе также, прежде всего, нацелено на развитие коммуникативных способностей, формирование умения выражать свои мысли, общаться на неродном для обучающихся языке. Для достижения этой основной цели и развиваются навыки чтения и перевода, аудирования, письма и письменной речи, вводится грамматический и лексический материалы. Таким образом, только после прочного усвоения выше перечисленных аспектов можно говорить о способности бегло и грамотно говорить на иностранном языке. Коммуникативная компетенция — это способность адекватного устного или письменного реагирования на высказывания собеседника. Навыки устного общения (монологическая, диалогическая и полилогическая речь) развить у обучающихся оказывается сложнее по объективным вышеуказанным трудностям, чем какой-то отдельный аспект изучения языка. Чем сложнее вид деятельности, тем меньше заинтересованности выказывают ученики, и задача педагога найти способы снятия трудностей при развитии навыков говорения, такие как применение интересного наглядного материала, составление монологов и диалогов по образцу. Самым актуальным и увлекательным для обучающихся является использование современных информационных технологий, хотя процент активных пользователей ПК и ресурсов сети Интернет высок не во всех классах, искреннюю заинтересованность проявляют все.
Таким образом, реализация данного инновационного проекта нацелена на решение указанных проблем, а именно: недостаточно высокий уровень сформированности коммуникативной и информационной компетенций.
Актуальность проекта может быть аргументирована несомненной важностью решаемых проблем и отсутствием практики применения подобных проектов в условиях сельских школ.
Помимо опосредованного общения через ресурсы интернет возможно организовать реальные встречи с жителями зарубежных стран. Заинтересованными группами выступают иностранные студенты, изучающие русский язык и туристы. Со своей стороны мы в состоянии предложить следующие услуги: практика русского языка, проведение экскурсий по Кемеровской области и республике Алтай, проживание в русскоязычной семье. Наши гости смогут рассказать о культуре своей страны на специально организованных встречах, занятиях и других мероприятиях. Важно отметить, что в результате подобных мероприятий обучающиеся приобретут опыт неформального, непринуждённого общения с представителями англо-говорящих стран.
Если подобную работу не воплотить в жизнь, английский язык для обучающихся сельских школ так и останется языком “мифических существ, с которыми им никогда не суждено встретиться” (скорбное замечание одних из учеников).
Новизна проекта состоит в том, что информационные технологии применяются для развития коммуникативной компетенции не только в письменной форме (Интернет-переписка, создание совместных он-лайн проектов), но и в устной, максимально приближаясь к ситуациям реального живого общения. Например, телемосты для проведения совместных мероприятий, празднование рождества, хэллоуина и других английских праздников; организация дискуссий и диспутов.
В дальнейшем при успешной реализации данных этапов возможна организация непосредственных встреч с носителями английского языка. Например, совместные экскурсии по достопримечательностям России, что послужит дополнительным стимулом для обучающихся глубже изучить историю родной страны, лучше узнать достопримечательности родного края.
3. Цели и задачи проекта
SWOT – анализ “ИКТ на уроках английского языка”
Внутренняя среда |
|
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Оптимальный уровень методической
литературы 2. Современный компьютерный класс с интерактивной доской и доступом к ресурсам сети интернет 3. Наличие компьютера в кабинете английского языка 4. Обилие интерактивных курсов по английскому языку 5. Постоянный рост числа обучающихся, активно использующих ресурсы сети, хотя Интернет применяется не столько для образования, сколько для общения, но именно этот факт может быть использован во благо в процессе реализации данного проекта |
1. Недостаточная оснащённость
техническими средствами обучения 2. Отсутствие высокоскоростного Интернета 3. Низкая коммуникативная и информационная компетенции у большого числа обучающихся 4. Нехватка временного ресурса |
Внешняя среда |
|
Возможности |
Ограничения и риски |
1. Использование ресурсов сети интернет
обучающимися с целью установления контактов с
носителями английского языка в домашних
условиях 2. Обмен опытом, совместные мероприятия в школах района и других городов и стран с помощи сети интернет через сайт школы и сайт проекта 3. Регулярное проведение презентаций, выставок, отчётов о результатах деятельности в сети интернет |
1. Разница часовых поясов 2. Индивидуальные, культурные, мировоззренческие различия между носителями английского языка и обучающимися сельской школы |
На основе проведённого анализа можно выделить ряд проблем и задач, реализация которых будет способствовать решению данных проблем.
Проблемы:
1. Недостаток технических средств.
2. Низкий уровень коммуникативной и информационной компетенций обучающихся.
3. Отсутствие реальных ситуаций общения с представителями иноязычных культур.
Задачи:
1.Усовершенствовать материально-техническое оснащение класса.
2. Повысить готовность обучающихся к иноязычному общению, повышая уровень коммуникативной и информационной компетенций.
3. Установить контакты с носителями английского языка.
План реализации проекта
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
4.1. Подготовительный этап Организационные мероприятия |
|||
1 |
Установочное совещание с исполнителями проекта | Сентябрь 2009 | Руководитель проекта |
2 |
Разработка и утверждение Положения о работе проекта | Октябрь 2009 | Руководитель, исполнительная группа |
3 |
Разработка плана работы отдельных направлений | Ноябрь 2009 | Руководитель, исполнительная группа |
4 |
Создание экспертной группы из числа преподавателей и родителей, представителей общественности для оценки эффективности проекта | Декабрь 2009 | Руководитель, исполнительная группа |
5 |
Знакомство с целями и задачами проекта. Начало работы | Январь 2010 | Руководитель, исполнительная группа |
4.2. Основной этап |
|||
1 |
Развитие информационной и коммуникативной компетенций через активное применение мультимедийных средств, ресурсов Интернета, проведение уроков в кабинетах информатики с возможностью индивидуальной работы каждого обучающегося на интерактивной доске и на отдельном компьютере | В течение всего периода реализации проекта | Руководитель проекта, учитель информатики |
2 |
Создание сайта проекта, подборка материала и организация работы по постоянному обновлению информации на сайте | Ноябрь 2010 | Руководитель, учитель информатики, обучающиеся |
3 |
Установление прочных контактов со школьниками и студентами из англо-говорящих стран: организация переписки, индивидуального общения обучающихся через ICQ, чаты, форумы, социальные сети | Начиная с февраля 2011 | Руководитель, обучающиеся |
4 |
Выполнение совместных проектов и их последующее размещение на сайте проекта |
Начиная с марта 2011 |
Обучающиеся, руководитель |
5 |
Организация телемостов и совместное проведение конференций, внеклассных мероприятий, дискуссий и т.д. | Начиная с апрель 2011 | Обучающиеся, руководитель |
6 |
Публикация статей в СМИ и сети Интернет на основе полученных результатов |
Ноябрь 2011 | Обучающиеся, руководитель |
7 |
Создание методических пособий по разработки инновационных проектов, сценариев для внеклассных мероприятий, мультимедийных программ и видеофильма со страноведческим уклоном, с использованием полученной информации от школьников из англо-говорящих стран | Декабрь 2011 | Обучающиеся, руководитель |
8 |
Совместные путешествия по достопримечательностям России |
Начиная с февраля 2012 | Руководитель, родители |
4.3. Заключительный этап |
|||
1 |
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития |
Апрель 2012 | Руководитель |
Критерии и показатели эффективности реализации проекта
№ |
Критерии |
Показатели |
1 |
Мотивационный |
|
2 |
Деятельностный |
|
3 |
Познавательный |
|
4 |
Эмоционально-ценностный |
|
Целевые группы проекта
Данный проект создавался с целью восполнения пробелов реального непосредственного общения с представителями англоязычных культур, в результате чего обучающиеся не достаточно сильно мотивированы на изучение иностранных языков. Таким образом, успешное воплощение идеи установления контактов с англо-говорящими туристами посредством сети Интернет позитивным образом скажется на всех обучающихся нашей школы. Безусловно, прежде всего, данный проект нацелен на обучающихся старшего звена, изучающих английский язык. Из работ учеников других классов можно отобрать интересный материал для размещения в сети на нашем сайте (рисунки, фото и видео приложения), но, в основном, только старшеклассники обладают достаточно высоким уровнем знания языка и способны на спонтанное общение с применением разговорного стиля, сленга. Для предоставления информации о нашем крае, организации экскурсий обучающиеся должны обладать прочными знаниями по таким предметам, как история, география, русский язык. Следовательно, преподаватели смежных дисциплин также заинтересованы в реализации данного проекта.
Нельзя не упомянуть и таких участников воспитательно-образовательного процесса, как родители. Один из показателей успешного воплощения проекта является повышение качества обучения, в чём, безусловно, заинтересованы все родители.
Формы представления результатов
По окончанию работы проекта планируется провести следующие мероприятия:
- размещение информации на сайте школы, собственном сайте и на ряде сайтов рунета с педагогическим уклоном. Например, Фестиваль педагогических идей “Первое Сентября”;
- оформление выставки печатной, фото и видео продукции для обучающихся, преподавателей, родителей;
- проведение телемостов;
- аналитические отчёты по каждому этапу проекта.