Авторская разработка урока для 10-го класса "Численность и воспроизводство населения мира"

Разделы: География


Учебно-воспитательные задачи:

  1. Показать, что география населения – одна из ветвей экономической и социальной географии;
  2. Выявить закономерности динамики численности мирового населения;
  3. Сформировать понятие “естественное движение населения” и представление об особенностях его динамики. Понятие “демографическая политика”;
  4. Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами. Оборудование: политическая карта мира, атласы, статистический материал, компьютер, проектор, экран, инструктивные карточки. Презентация.

Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению новой темы “География населения мира”. С какими науками связана география населения? (сообщение ученика).

Учитель: Современные процессы роста, состав и размещение населения вызывают много сложных проблем, некоторые из них носят всемирный характер, а некоторые специфичны для стран различных типов. С географией населения тесно связаны новые направления научных исследований, как рекреационная география, медицинская география, география культуры, география религий. Изучая эту тему, мы попытаемся ответить на такие актуальные в наши дни вопросы, как, что приводит к возникновению “горячих точек”, почему уже на протяжении многих лет сохраняется политическая напряженность в некоторых регионах нашей планеты? Изучение темы начнём с вопросов:

  1. Динамика численности населения земного шара с начала нашей эры. Модуль № 1.
  2. Воспроизводство населения. Модуль № 2.
  3. Первый тип воспроизводства. Модуль № 3.
  4. Второй тип воспроизводства. Модуль № 4.
  5. Демографическая политика. Модуль № 5.

Учащиеся записывают план урока и домашнее задание. Модуль 1 - лекция учителя: географы и демографы широко используют данные переписи населения. Всего с начала 19 века в мире было более 2 тысяч переписей. В наши дни в большинстве развитых стран переписи проводятся раз в пять или десять лет. В настоящее время в мире (за исключением Омана и Катара) уже не осталось стран, в которых вообще не было переписи населения. Какие страны называются крупными по численности населения, перечислите их.

Как же увеличивалось население мира с начала нашей эры? (демонстрация слайда “Динамика численности населения земного шара”). В начале нашей эры вся численность населения Земли составляла 230 млн. человек. В этот период численность населения росла медленно. Это было связано с неблагоприятными условиями жизни, населению приходилось бороться с многочисленными болезнями и с суровыми условиями окружающей среды. Численность увеличилась вдвое за полторы тысячи лет. И только во второй половине 20-го века начинается резкий рост численности населения. В 1999 году общая численность населения была 6 млрд.

Но и в наши дни в разных регионах мира население растёт неодинаково: в одних медленно, в других быстрее, а в третьих очень быстро. Это объясняется различным характером его воспроизводства.

Теперь мы приступаем к работе с модулями. Приложение № 1. Каждой группе для работы с инструктивными картами даётся 10 минут.

После окончания времени - отчет групп по своему модулю с демонстрацией слайдов. Остальные внимательно слушают, готовятся к первичному контролю знаний в виде тестов. При проверке тестов использую самоконтроль, если ответы правильные, получается слово “Молодцы”.

Приложение № 1

Модуль № 2. Понятие о воспроизводстве населения

Номер УЭ Учебный материал с указанием заданий Советы по изучению
УЭ-0 Цели: сформировать понятие “естественное движение населения”; выявить причины, влияющие на уровень смертности и уровень рождаемости; совершенствовать навыки работы со статистическим материалом. 1мин. Прочитайте цели.
УЭ - 1 Ответьте на вопросы: 1. Почему численность населения – один из важных факторов развития всего человечества? 2. От чего зависит рост численности населения? Учебник – стр. 58
УЭ – 2 Дайте определение воспроизводства населения. Учебник – стр. 58
УЭ - 3 Ответьте на вопросы: 1. От чего зависит уровень смертности и уровень рождаемости?

2. Какова динамика естественного движения населения Урала, Челябинской обл. и города Озёрска?

Учебник – стр. 58

Журнал “География в школе” № 2, 2006 на стр. 15; Отчет главы города Озёрска.

УЭ - 4 Ответьте на вопросы: 1. Что оказывает отрицательное влияние на воспроизводство?

2. Сколько существует типов воспроизводства?

Учебник – стр. 58
УЭ - 5 Сделайте вывод, ответив на вопросы: 1. от чего зависит рост численности населения?

2. Что понимают под воспроизводством населения?

Вывод начинайте словами – “Таким образом…”

Модуль № 3. Первый тип воспроизводства населения

Номер УЭ Учебный материал с указанием заданий Советы по изучению
УЭ-0 Цели: сформировать понятие “первый тип воспроизводства населения”; совершенствовать навыки работы с дополнительным материалом. 1 минута. Прочитайте цели.
УЭ - 1 Ответьте на вопросы: 1. Какие показатели характерны для 1-го типа воспроизводства населения?

2. Для каких стран характерен этот тип воспроизводства?

Используйте пособие “Поурочные планы” - стр. 36
УЭ – 2 Назовите социально-экономические причины, вызывающие невысокие показатели рождаемости. Сколько детей в вашей семье, хотели бы ваши родители иметь больше детей? Если нет, то почему? Используйте пособие “Поурочные планы” - стр. 36
УЭ - 3 Что значит “Суженый тип воспроизводства”? Как называют это явление демографы? Используйте пособие “Поурочные планы” - стр. 36
УЭ - 4 Дайте определение понятия “Депопуляция”. Для каких стран характерно это явление? Где находятся все эти страны? (в Европе или Азии) Используйте пособие “Поурочные планы” - стр. 36 и табл. № 12 в “Приложениях” учебника.
УЭ - 5 Сделайте вывод, ответив на вопросы:
  1. Что характерно для 1-го типа воспроизводства?
  2. В каких странах распространён этот тип воспроизводства?
  3. Как по-другому называется 1-ый тип воспроизводства?
Вывод начинайте словами – “Таким образом…”

Модуль № 4. Второй тип воспроизводства населения

Номер УЭ Учебный материал с указанием заданий Советы по изучению
УЭ-0 Цели: сформировать понятие “второй тип воспроизводства населения”; совершенствовать навыки работы с дополнительным материалом. 1 минута. Прочитайте цели.
УЭ - 1 Ответьте на вопросы: 1. Что характерно для этого типа воспроизводства?

2. В каких странах он распространён?

Используйте пособие “Поурочные планы” - стр. 37
УЭ – 2 Ответьте на вопросы: 1. Какие социально-экономические причины вызывают высокие показатели рождаемости населения? Используйте пособие “Поурочные планы” - стр. 37
УЭ - 3 Приведите примеры стран с очень высоким естественным приростом (2 страны) и с самым низким приростом (2 страны). Дайте определение понятия “Демографический взрыв”. Используйте “Приложения” учебника – табл. № 13; текст учебника на 61 странице.
УЭ - 4 Сделайте вывод: “Таким образом, 2-ой тип воспроизводства – расширенный, для него характерны… показатели рождаемости и относительно низкие показатели … Это характерно для … стран. Поэтому … страны в первую очередь определяют … во всём мире”. Вставьте пропущенные слова.

Модуль № 5. Демографическая политика – управление воспроизводством населения

Номер УЭ Учебный материал с указанием заданий Советы по изучению
УЭ-0 Цели: сформировать понятие “Демографическая политика”; совершенствовать навыки работы с дополнительным материалом. 1 минута. Прочитайте цели.
УЭ - 1 Ответьте на вопрос: Что такое демографическая политика? Используйте пособие “Поурочные планы” - стр. 38
УЭ – 2 Ответьте на вопросы:
  1. На что направлена демографическая политика в странах 1-го типа воспроизводства?
  2. Приведите примеры таких стран.
  3. Какие стимулирующие меры они разработали?
Используйте пособие “Поурочные планы” - стр. 38
УЭ - 3 Ответьте на вопросы:
  • На что направлена демографическая политика в странах 2-го типа воспроизводства?
  • Приведите примеры таких стран.
  • Какие стимулирующие меры они разработали?
Используйте пособие “Поурочные планы” - стр. 38
УЭ - 4 Ответьте на вопросы:

1. Какие трудности могут возникнуть на пути осуществления демографической политики?

Используйте текст учебника на 64 странице
УЭ - 5 Сделайте вывод, ответив на вопрос:

На что направлена демографическая политика в странах первого и второго типа воспроизводства населения

Вывод начинайте словами – “Таким образом…”