Интегрированный урок (география + английский язык) по теме "Расы"

Разделы: География, Иностранные языки


Общая дидактическая цель: осмысление того, что человечество состоит из людей разных рас, которые имеют разные внешние признаки.

Цели урока:

Образовательные: дать знания о понятии раса; сформировать представление о внешних признаках расовых различий; объяснить, почему расы имеют разные внешние признаки; показать равенство рас; повторить и закрепить глаголы have/has; повторить и закрепить структуру They, re from…

Развивающие: развитие умений работать с учебником, картами атласа, словарём; работать в группе; заполнять таблицу; делать выводы; развитие речи.

Воспитательные: нравственное воспитание, познание мира, продолжение формирования чувства расовой терпимости.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование.
  2. Аудиозаписи.
  3. Предметы быта разных рас.
  4. Цветные карточки.
  5. Книга о путешествии Миклухо-Маклая.
  6. Карта полушарий с прикреплёнными к ней фотографиями людей разных рас.
  7. Раздаточный материал (таблицы, тест и т. д.).

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся рассаживаются по группам.

Учителя рассказывают легенду и показывают 3 фигурки, испеченные из теста: североамериканские индейцы, увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негроиды. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные фигурки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

2. Постановка проблемы. Открытие новых знаний.

Посмотрев на (Слайд 1) и послушав легенду, учащиеся самостоятельно определяют тему урока.

Тема: расы (на доске).

Учащиеся самостоятельно определяют задачи урока.

(Слайд 2) с задачами урока:

  1. Дать определение понятию раса.
  2. Определить, какие расы существуют.
  3. Чем расы отличаются друг от друга.
  4. Почему расы имеют разные внешние признаки.

Учащиеся оценивают уровень своих знаний по этой теме: зеленый – я уверен, что имею достаточно знаний по этой проблеме, желтый – я имею некоторые сведения по данной проблеме, но их надо уточнить и дополнить, красный – я мало знаю или ничего не знаю (на доске появляется цветовой индекс уровня знаний учащихся) (Слайд 3)

Работа производится в группах (3 группы).

Обычно выделяют 3 большие расы. Какие расы существуют, учащиеся пробуют определить сами. На столе 3 коробки. Каждая группа возьмет коробку и определит, с кем ассоциируется предмет, который там лежит. Учащимся предлагаются деревянные ложки с хохломой, китайские палочки, бананы. Учитель помогает сформулировать правильно название расы и ставит на стол каждой группы распечатанное название расы.

(Слайд 4): Расы: европеоидная, монголоидная, негроидная (экваториальная).

Задание на (Слайде 5): Используя текст учебника и атлас, заполните таблицу (приложение 1), сконструируйте портрет представителя своей расы и составьте рассказ о представителе своей расы на английском языке. Работа выполняется под музыку. Время работы 10 минут. Задание по английскому трёхуровневое, в зависимости от способностей каждой группы (приложение 2, 3, 4).

Ответы учащихся у доски. Учащиеся прикрепляют фото представителей своей расы на карту (где живут). Учащиеся вешают на доску сконструированный портрет данной расы. На английском языке 2 человека от группы рассказывают о данной расе. Остальные заполняют всю таблицу.

Играет европейская музыка. Учитель показывает (Слайды 6,7,8) и задает проблемный вопрос. Европеоидная раса имеет две ветви:

  • Северная ветвь – светлая кожа, волнистые и светлые волосы;
  • Южная ветвь – смуглая кожа, прямые и темные волосы.

Скажите, почему у представителей европеоидной расы такие большие внешние отличия. Т.к. ареал распространения этой расы очень большой, и климат там разнообразен.

А вы знаете, почему у жителей холодных регионов узкий нос? Замедляет дыхание холодного воздуха.

Ответ учащихся про монголоидную расу.

Звучит монгольская музыка. Учитель показывает (Слайды 9,10,11) и задает проблемный вопрос. Скажите, ребята, почему у монголоидов узкий разрез глаз? (Из-за пыльных и снежных бурь). Они живут в степях и полупустынях, где сухой климат, сильный ветер и пыльные бури.

Звучит музыка (африканские барабаны). Учитель показывает (Слайды 12,13,14) и задает проблемный вопрос. Почему у негроидной расы темные кожа и глаза, черные и курчавые волосы? Особенности экваториальной расы складывались под влиянием жаркого и влажного климата и сильной солнечной радиации. Их темная кожа и темные глаза содержат большое количество пигмента, который защищает их от солнечных лучей, а жесткие курчавые волосы предохраняют голову от нагрева.

У учащихся появляется заполненная таблица:

Расовый состав населения Земли

Название расы Территория проживания Особенности внешности
Европеоидная: Европа, Австралия, Северная Америка, Северная Африка, Юго-Западная Азия, Южная Америка. Светлая кожа, волнистые и светлые волосы светлые глаза.

Смуглая кожа, прямые и темные волосы.

Монголоидная: Восточная, Центральная и Юго-Восточная Азия, Северная и Южная Америка. Желтоватая или красноватая кожа, черные прямые волосы, узкий разрез глаз, выступающие скулы.
Негроидная (экваториальная). Центральная и Южная Африка, Северная Америка, Южная Америка.. Темная кожа, черные курчавые или волнистые волосы, толстые губы, широкий нос.

Учащиеся записывают вывод: что такое расы? Почему расы имеют разные внешние признаки?

Каждая группа озвучивает свой вывод.

Затем беседа на английском языке:

How do you think the shape of your eyes or colour of your hair influences on your development?

Учащимся предлагается рассмотреть (Слайд 16) (изображены знаменитые представители разных рас, например, К. Хабенский, Джеки Чан, А. Курникова, Д. Джексон, В. Мэй, Эдди Мерфи и др.).

- How do they feel?
- How do you think people’s feelings, emotions depend of their races?
- Do you know these people?
- What conclusion can we do?

Принадлежность человека к какой-нибудь расе не может помешать ему, сделать научное открытие или написать прекрасную музыку, стать знаменитым.

Как вы думаете, в ходе развития человечества существовали разногласия между людьми разных рас или они всегда жили в мире и согласии? Вы можете привести примеры?

Раньше народы европеоидной расы считали представителей экваториальной расы способными только к физическому труду (из-за сильной выносливости). Поэтому долгое время народы экваториальной расы вывозились с Африки в качестве рабов на тяжелые физические работы, поэтому их можно встретить на любом материке. Но первым европейцем, который попытался доказать, что цвет кожи не влияет на физическое и интеллектуальное развитие, был Николай Николаевич Миклухо-Маклай (Слайд 17).

Важно помнить, дорогие друзья, что психические, интеллектуальные, нравственные черты личности зависят не от расы, а от воспитания, образования, воли и усердия, а также от состояния здоровья каждого человека.

Существует общечеловеческий закон "Люди всех рас и народов равны между собой".

“People of all races and nationalities are equal among themselves!”

- Где этот закон может быть записан? (Слайды 18, 19 с выдержками из Конституции и Декларации прав человека). Прочитайте и определите главную мысль этого закона.

Тест. Самопроверка (приложение 5). (Слайд 21).

3. Итог урока.

Что вы узнали нового, чем понравился урок?

Определите в настоящий момент уровень своих знаний: зеленый - я уверен, что имею достаточно знаний по этой проблеме, желтый – я имею некоторые сведения по данной проблеме, но их надо уточнить и дополнить, красный – я мало знаю или ничего не знаю, (на доске появляется цветовой индекс уровня знаний учащихся) (Слайд 22).

4. Домашнее задание: тем, кто выбрал желтый и красный – параграф 51. (Слайд 23)

Всем: Обозначить на контурной карте полушарий районы распространения основных рас.

Творческое: Сообщение о путешествиях Миклухо-Маклая на английском языке.