Цели урока:
Развивающие:
- Сформировать объективное понимание внутренней и внешней политики Бориса Годунова на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний;
- Продолжить работу по формированию речевых умений, практических умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, историческими источниками;
- Развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза, на основе созданной модели;
- Развивать умения систематизировать материал.
Образовательные:
- Учить обобщать, систематизировать и расширять знания учащихся о внутренней и внешней политике Бориса Годунова.
Воспитательные:
- Возбудить интерес учащихся к прошлому;
- Формировать активную жизненную позицию и твёрдые убеждения;
- Воспитывать культуру мышления и речи, навыков взаимосотрудничества.
Основные понятия:
Оборудование урока: тетрадь на печатной основе к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, презентация к уроку Приложение №1.
Организационный момент.
Ход урока
18 марта 1584 года скончался царь Иван Грозный. Высшую оценку он дал себе сам: "Всеми ненавидим, один есть". (слайд 1)
От первого брака у Ивана Грозного с Анастасией Захарьиной Юрьевой остался сын Федор. (слайд 2)
Вспомните, что случилось со старшим сыном Ивана IV?
От второго брака с Марией Нагой был сын Дмитрий.
Иван IV поручил “беречи” сына боярам. (слайд 3)
По отзывам современников, царь был “росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке; нос у него был ястребиный, поступь нетвердая; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется… Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостлив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен” (слайд 4)
- Опишите внешность и характер Федора Ивановича.
- Вспомните, какие проблемы стояли перед Россией в к. XVI в.
- Как вы думаете, мог ли царь Федор решать эти проблемы?
Четырнадцать лет занимал престол Федор Иванович с 1584 по 1598 гг. По крайней мере, тринадцать из них фактическим правителем был Борис Федорович Годунов. (слайд 5)
Тема нашего сегодняшнего урока: “Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова”. (слайд 6)
План урока. (слайд 7)
- Внутренняя политика Бориса Годунова.
- Учреждение патриаршества.
- Внешняя политика Бориса Годунова.
- Пресечение династии московских правителей.
- Царь Борис.
- Экономические трудности. Народные выступления.
- Самозванец.
“У царя Ивана был мудрый советник Алексей Адашев, а ныне на Москве Бог дал такого же человека мудрого”. (слайд 8)
“Он не Алексеева верста, то был великий человек- боярин, а се государю нашему шурин, а государыне нашей брат родной, а разумом его бог исполнил и о земле великой печальник”.
1.Что помогло Борису Годунову приблизиться к царскому двору?
2. Как историки оценивают Бориса Годунова?
К 1595 г. официальный титул Бориса Годунова приобрел следующий вид: “Царский шурин и правитель, слуга и конюший боярин, и дворовый воевода, и содержатель великих государств- царства Казанского и Астраханского”. (слайд 9)
В чем можно усмотреть двусмысленность титула “ царский правитель применительно к Годунову?
В 1597 г. был издан указ об “ урочных летах”, согласно которому крестьяне, бежавшие от своих господ “до нынешнего … году за пять лет”, подлежали сыску, суду и возвращению “назад, где хто жил”. (слайд 10)
На бежавших шесть лет и более указ не распространялся, их прежним владельцам не возвращали.
Работа в тетради на печатной основе. Страница 3, задание 1.
В таблице “Постепенное закрепощение крестьян” приведите в соответствие дату принятия документа, его название и содержание.
3 мая 1594 г. дьяк Андрей Щелкалов решал спор между двумя новгородскими помещиками Зиновьевым и Молевановым. Зиновьев пытался вернуть крестьян, которых Молеванов увез из его поместья в самый последний год жизни Ивана Грозного. (слайд 11)
- Какое решение вы бы вынесли, окажись на месте дьяка?
- Как бы вы его обосновали?
При Годунове широко развернулось сооружение крепостей и монастырей. (слайд 12)
Для защиты государства возводились крепости на западе (Смоленск), на юге (Воронеж, Белгород и др.), в Поволжье (Самара, Саратов, Царицын, Астрахань).
В Москве в 1584–1591 гг. построены укрепления Белого города: 29 башен, в т.ч. 11 проездных, 9 км стен по линии современного Бульварного кольца. (слайд 13)
В 1591 г. возведен Скородом: 50 башен, 9 км стен по линии современного Бульварного кольца. 15 км стен по линии Садового кольца.
Деятельность правительства Бориса Годунова была направлена на восстановление престижа Русского государства и Русской православной церкви. (слайд 14)
В 1588 г. в Москве торжественно встречали константинопольского патриарха Иеримию, изгнанного турками.
Борис предложил ему стать русским патриархом с проживанием во Владимире. Он согласился, но с условием проживания в Москве.
Годунов не хотел ущемлять права московского митрополита Иова. Переговоры зашли в тупик. 1589 г. по благословению Иеремии был избран первый русский патриарх Иов. (слайд 15)
Чем вы объясните введение в России патриаршества?
- Прекратилась зависимость Русской православной церкви от константинопольской.
- Возрос престиж России, ставшей одной из мировых держав.
За время правления Бориса Годунова страна добилась успехов во внешней политике. Русско-шведская война (1590-1593) была успешной для России. Май 1595 г. – Тявзинский мир. (слайд 16)
России возвращены Ивангород, Ям, Копорье и волость Корела.
Россия вернула себе утраченное в результате Ливонской войны побережье Финского залива.
В период царствования немощного Федора Ивановича фактическим правителем страны являлся Борис Годунов. По мнению историка Татищева В.Н., Борис Годунов проявил себя как коварный человек и все его действия были “ во вред и к разорению государства”. (слайд 17)
Согласны ли вы с данным утверждением?
Свою позицию обоснуйте.
Сразу же после смерти Ивана IV царь Федор отправил в Углич последнюю жену своего отца Марию Нагую с сыном Дмитрием. (слайд 18)
15 мая 1591 г. отмечено трагическим событием, подлинный масштаб которого выявился только со временем. В тот день набатный колокол возвестил о непоправимой беде. На княжеском дворе в предсмертных судорогах бился младший брат и наследник царя Федора – восьмилетний царевич Дмитрий. (слайд 19)
Царевич страдал “падучей болезнью” (эпилепсией). (слайд 20)
15 мая 1591 г. Дмитрий погиб от ножевой раны.
В убийстве обвинили присланного из Москвы дьяка Михаила Битяговского, его племянника Никиту Качалова, мамку царевича Василису Волохову и ее сына Осипа.
Все подозреваемые были убиты.
Правительство назначило расследование событий в Угличе. Возглавил следствие боярин Василий Шуйский.
Следствие признало, что убийства не было – царевич закололся ножом в припадке “падучей”, который случился во время игры в ножечек.
Нагие за самосуд и обвинение правителя были отправлены в ссылку, Мария Нагая пострижена в монахини с именем Марфы.
В характере царевича Дмитрия, страдавшего эпилепсией, рано проявилась унаследованная от отца жестокость. Зимой мальчик лепил снежные фигуры и называл их именами ближних бояр. Окончив работу, он принимался лихо рубить им головы, приговаривая: “ Это – Мстиславский, это – Годунов”. В Москве детские “ глумления” царевича вызывали неудовольствие и страх. (слайд 21)
Скрынников Р.Г.
- Чем объясняет автор документа специфические черты поведения царевича?
- Кто мог больше всего испугаться, узнав об играх царевича? Почему?
Официальная версия вызвала сомнения: у Федора не было детей, а Нагие ненавидели Годунова.
Какие возможности открывала для Годунова смерть Дмитрия?
Глава комиссии В.И. Шуйский был в дальнем родстве с казненным И.П. Шуйским и в свойстве с самим Годуновым (его брат и Годунов были женаты на дочерях Малюты Скуратова).
Спор о причинах гибели Дмитрия продолжается до сих пор.
6 января 1598 г. умер царь Федор. С его смертью оборвалась правившая в России династия. (слайд 22)
1598 году Земский собор избрал Бориса на царство. (слайд 23)
В России впервые появился избранный царь.
Какие силы помогли Борису Годунову стать царем?
15 января овдовевшая царица Ирина отправилась в Новодевичий монастырь и приняла там постриг под именем инокини Александры. Формально она оставалась правительницей – от ее имени издавались указы. (слайд 24)
Годунову предстояло бороться за царство. Борис уехал из Москвы, показывая, что он не интересуется происходящими событиями. На самом же деле царица Ирина вела переговоры об избрании на престол своего брата. Впервые на Руси на трон вступал “неприрожденный” государь.
В Новодевичий монастырь потянулись посадские люди, просящие дать согласие Бориса “на Московское государство”. Участвовал в этом спектакле и сам патриарх Иов- преданный сторонник Годунова. (слайд 25)
После нескольких отказов Годунов “согласился” принять престол. Земский собор избрал Бориса царем и принес ему присягу. (слайд 26)
Профессор С.Г. Устюгов: “ Англичанин отметил величественные манеры Бориса, красоту его лица и неизменную приветливость в обращении. Борис цвел “благолепием” и “образом своим многих людей превзошел”. Обладая несокрушимой волей, Годунов производил впечатление мягкого человека. В минуту душевного волнения на его глаза навертывались слезы. Годунов поражал современников своим постоянством в семейной жизни и привязанностью к детям”. (слайд 27)
- Какие манеры поведения были присущи Борису Годунову?
- Какое впечатление производил царь Борис на современников?
- Какие положительные качества были свойственны Борису Годунову?
Предстояла коронация. Однако она задержалась, пришло тревожное известие о готовящемся походе крымского хана на Москву. (слайд 28)
У стен стольного града Годунов решил лично возглавить поход против крымцев. Но Казы-Гирей раздумал идти на Москву. (слайд 29)
Почему?
Казы-Гирей не торопился в бой, поскольку хотел разузнать все о своем противнике. Этим воспользовались русские воеводы. Ханские люди взяли в плен гонца с известием о том, что к Москве “ подходит новгородская рать”.
Казы-Гирей мог бы и не поверить дезинформации, но мощная артиллерийская атака со всех сторон настолько его испугала, сто уже утром 5 июля он принял решение бежать от Москвы…
Морозова Л.Е.
“Два царя: Федор и Борис”.
Какую хитрость применили русские воеводы во время осады Москвы крымцами?
Годунов вернулся в Москву не победителем, но миротворцем. (слайд 30)
3 сентября 1598 г. состоялась коронация в Успенском соборе. Пировали и в самых торжественных кремлевских залах, и на московских площадях. Была объявлена амнистия заключенным, на пять лет отменена смертная казнь. (слайд 31)
Царствование Бориса ознаменовалось сближением с Западной Европой. Он стал приглашать иноземцев на службу, освободил их от налогов и предоставил право беспошлинной торговли. 18 московских дворян он отправил учиться в разные страны.
“Царь стремился открыть страну для европейцев. Пожалуй, он первым среди российских монархов в полной мере осознал значение просвещенного Запада”.
В 1601 г. шли долгие дожди, а затем грянули ранние холода “ поби мраз сильный всяк труд дел человеческих в полех”. В следующий год неурожай повторился. В стране начался голод и продолжался целых три года. (слайд 32)
В народе зрела мысль о каре Божией. Поговаривали, что царствие Бориса не благословляется Богом, потому оно беззаконно, достигнуто неправдой. (слайд 33)
Время Бориса Годунова глазами поэта К.Д. Бальмонта.
Правление Бориса Годунова по-разному оценивают историки.
Как вы думаете, под впечатлением, каких оценок родилось стихотворение К.Д. Бальмонта?
Царь распорядился открыть государственные амбары и бесплатно выдавать хлеб. (слайд 34)
“Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить…
Как народ воспринял меры Бориса Годунова по стабилизации ситуации в стране?
Народные волнения охватили большие территории. Наиболее мощным было восстание под предводительством атамана Хлопка, разразившееся в 1603 г. В нем участвовали в основном казаки и холопы. Царские воеводы сумели разбить Хлопка. Но успокоить страну не удалось – было уже слишком поздно. (слайд 35)
История России знает немало фактов появления самозванных претендентов на престол. Как правило, они появлялись во времена династических неурядиц и выступали под именами реальных лиц, обстоятельства жизни и смерти которых были мало известны широким народным массам. (слайд 36)
В это время по стране поползли слухи, что Дмитрий-царевич не погиб, а чудесно спасен и вынужден скрываться. Годунов осознал нависшую над ним угрозу: в сравнении с прирожденным государем он – никто. (слайд 37)
Тем временем слух о царевиче все более занимал умы. В начале 1604 г. было перехвачено письмо одного иноземца, в котором говорилось, что у казаков находится “ чудом спасшийся” Дмитрий и московскую землю скоро постигнут большие испытания. (слайд 38)
Розыск показал, что самозванец – бежавший в 1601 г. в Польшу Григорий Отрепьев. Он происходил из галицких дворян, постригся в монахи и служил при патриархе Иове.
Оказавшись в Польше, Отрепьев не скупился на обещания. Он тайно перешел в католичество и даже пообещал Римской церкви в случае своего воцарения ввести в России католицизм. Польскому королю Сигизмунду 3 он посулил Чернигово-Северские земли, а богатейшему магнату Мнишеку, дочь которого Марина стала его невестой, – Новгород, Псков. (слайд 39)
Б. Годунов писал в Вену разъяснения по поводу Лжедмитрия: “ Юшка ( Юрий) Отрепьев был в холопах у дворянина нашего, у Михаила Романова, и начал воровать, и Михаил за его воровство велел его гнать со двора, да постригся в дальних монастырях, а назвали его в чернецах Григорием”. (слайд 40)
Каким Годунов изображает Григория Отрепьева?
Какие средства он для этого использует?
(слайд 41)
В октябре 1604 г. Лжедмитрий с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. Они выбрали не короткий путь- через Смоленск, а длинный через Чернигов и Северские земли, где скопилось множество недовольных Годуновым. (слайд 42)
Даже проклятия московского патриарха в адрес Гришки Отрепьева не остудили народное воодушевление: “Пусть, пусть проклинают Гришку! От этого царевичу ничего не станется. Царевич – Дмитрий, а не Гришка”. (слайд 43)
Объясните причины успехов Лжедмитрия I. (слайд 44)
Верно ли утверждение? (слайд 45)
“Царь Борис – это трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившийся оказать реальную помощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался виновником всех несчастий, обрушившихся на страну и был ненавидим народом”.
- Что по вашему мнению, должен был предпринять Борис Годунов, чтобы укрепить свое положение на троне?
- Можно ли считать, что правление Бориса Годунова обещало улучшить внутреннее положение в стране, но “сложный случай распорядился по иному”?
13 апреля 1605 г. Борис Годунов был весел и здоров, за столом много и аппетитом ел. Потом поднялся на вышку, откуда любил обозревать Москву. На этот раз пробыл недолго, почувствовал дурноту. Позвал лекаря, но царю стало совсем плохо: из ушей и носа пошла кровь. Царь лишился чувств и вскоре умер. (слайд 46)
Целый день власти не решались объявить народу о смерти Бориса, лишь сутки спустя состоялась церемония присяги новому царю. Им стал 16-летний сын Бориса – Федор, юноша образованный и чрезвычайно умный. Но присягали ему равнодушно, приговаривая: “Недолго царствовать Борисовым детям! Вот Дмитрий Иванович придет в Москву” (слайд 47)
1605 г. под колокольный звон московский люд собрался на Красной площади. Огласили грамоту Лжедмитрия. В ней говорилось, что Дмитрий всех прощает, ибо москвичи присягали Годуновым по своему незнанию. Были обещаны льготы и милости. Самозванец отказался войти в столицу, пока не будут устранены Годуновы. (слайд 48)
Вызвали боярина Васили Ивановича Шуйского, проводившего официальное расследование причин смерти царевича. Тот, испугавшись, заявил, что Годунов хотел убить царевича, но его спасли, а вместо него был погребен сын попа. (слайд 49)
Группа дворян ворвалась в Кремль. Федор Борисович встретил заговорщиков в Грановитой палате на троне. Рядом с ним встали мать и сестра. Царя стащили с трона и после издевательств убили, оставив в живых лишь Ксению. (слайд 50)
Официально было объявлено, что Годуновы отравились. Тела их выставили напоказ.
Путь Лжедмитрия к “прародительскому престолу” был свободен.
Литература:
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России конец XVI-XVIII век. 7 класс. “Просвещение”, Москва-2009.
- В.В. Шаповал Дидактические материалы по истории России XVI-XVIII веков. 7 класс, “Экзамен”, Москва-2006.
- Е.В. Симонова Поурочные разработки по истории России, 7 класс, “Экзамен”, Москва-2006.
- Хрестоматия. История России XVI- XVIII веков, 7 класс, Издательский дом “Новый учебник”, Москва-2007.