Урок окружающего мира "Окна в окружающий мир"

Разделы: Биология, Начальная школа


Название раздела: Человек и его строение.

Цели:

  • познакомить со строением органов зрения и их ролью в жизнедеятельности организма, формировать у учащихся новые понятия о роли органов зрения, о связи органов зрения с нервной системой, о гигиене зрения, о профилактике близорукости;
  • развивать интерес к познанию окружающего мира;
  • воспитывать доброту и милосердие, пропагандировать здоровый образ жизни.

Оборудование:

  • иллюстрация строения органа зрения;
  • муляж органа зрения;
  • музыкальное сопровождение (запись на диске);
  • книги: “Зрение”, “Глаза”;
  • еженедельное издание “Как устроено тело человека” - М.: ООО “Де Агостини”, 2007;
  • тестовые задания для каждого ученика.

Ход урока

I. Организационное начало (эмоциональный настрой)

Ребята!
На Вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс.
Все получится у нас!

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили, полученные знания и постарались приобрести новые знания.

II. Проверка домашнего задания

1. Тест-опрос.

  1. Какой орган управляет работой организма?

А. Мозг

Б. Желудок

В. Сердце

Г. Легкие

  1. Водитель автомобиля, находясь за рулем, должен быть очень внимательным. За какие действия отвечают большие полушария головного мозга?

А. Следить за сигналами светофора и дорожными знаками

Б. Дышать

В. Моргать

Г. Правильно оценивать расстояние до других машин

  1. Где сконцентрировано больше всего чувствительных клеток?

А. На спине

Б. В органах чувств

В. На ладони

Г. На подушечках пальцев

  1. Как организм может дать команду сразу всем органам?

А. С помощью мозга и нервов

Б. С помощью нервов

В. С помощью мозга

Г. С помощью гормонов.

2. Работа в парах.

Взаимопроверка по образцу (на доске образец), оценивание.

Учащиеся делают вывод: нервная система управляет работой каждого органа и их слаженными действиями. Большие полушария головного мозга позволяют нам совершать сознательные действия на основе своего опыта.

III. Постановка проблемы и актуализация знаний по теме урока

Загадка:

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.

(Глаза)

  • Какие органы чувств вы знаете? О чем они нам сообщают?
  • Почему органы чувств развиты у животных, но их нет у растений?

(Растения - производители. Они сами производят органические вещества из воды и углекислого газа с помощью солнечного света)

  • Животные - потребители. Они добывают себе пищу. Для этого им необходимы органы чувств.
  • Как органы чувств животных связаны с их образом жизни? (У совы развит слух, охотится ночью, у сокола-зрение и т.д.)

(Ученики самостоятельно определяют тему урока)

IV. Совместное “открытие” знаний

  • Какой основной орган зрения? (Глаз)
  • Что можно узнать о предмете с помощью глаза? (Цвет, форму, размер предмета)
  • Сегодня на уроке мы узнаем, как устроен глаз, чтобы выполнять такую сложную роль.

1. Работа с муляжом и иллюстрацией органа зрения.

  • Рассмотрите иллюстрацию и перечислите части глаза.
  • Глаз – это орган зрения. Глаз устроен сложно и интересно. Нам видна только передняя часть. Остальная часть – находится в особом углублении – глазнице. Орган зрения правильно называют глазным яблоком. Почему?
  • Глаз спереди защищён роговицей.

2. Сообщения учащихся.

1-й ученик:

Роговица – это тонкая прозрачная оболочка. Она покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. В центре нее находится зрачок.

2-й ученик:

Зрачок похож на черный маленький кружок. Он пропускает через себя свет. Если поток света слабый – зрачок увеличивается. Поэтому днем зрачок меньше, а вечером больше.

3-й ученик:

Хрусталик – это овальная линза, которая расположена позади зрачка.

Хрусталик заботится о четкости изображения. Для этого он изменяет свою форму и становится то выпуклым, то плоским. Глазные мышцы могут изменять форму хрусталика, чтобы на сетчатке получилось четкое изображение.

Проходя сквозь хрусталик, лучи света достигают сетчатки. Именно благодаря сетчатке мы видим.

Неслучайно ее сравнивают с пленкой в фотоаппарате: как без фотопленки нельзя ничего сфотографировать, так без сетчатки нельзя ничего увидеть.

Учитель:

Сетчатка состоит из чувствительных клеток, каждая из которых посылает свой сигнал по зрительному нерву в головной мозг. Из этих сигналов наше сознание складывает изображение и получает представление о предмете.

Контроль за усвоением знаний.

1. Кроссворд.

(Дети отгадывают кроссворд и показывают части органа зрения на схеме)

  1. Самая объемная часть глаза? (Глазное яблоко)
  2. Что примыкает к глазному яблоку сзади? (Сетчатка)
  3. Что находится в центре радужной оболочки? (Зрачок)
  4. Что расположено за зрачком? (Хрусталик)

2. Работа с учебником.

Выполнение задания № 2, с. 48.

Учащиеся читают задания и подписывают, какой из рисунков изображает глаз в темноте, а какой – на свету.

(Дети делают вывод: в темноте зрачок расширяется, а при ярком свете сужается).

3. Физкультминутка (для отдыха глаз)

На доске появляется схема:

Рисунок 1

(Звучит запись на диске “Звуки природы”)

  • Давайте погуляем по лесу. Будьте внимательны!
  • Если я называю птицу – вы поднимаете глаза вверх, если деревья и кустарники – смотрите по сторонам. Если я называю грибы, вы смотрите под ноги. Но я расставила вам ловушки. Если услышите название животного или растения, которого в лесу не встретишь – закройте крепко глаза.

(Кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клест, опенок, крокодил, сова, ежевика, верблюд).

V. Самостоятельное применение знаний

1. Дидактическая игра: “Узнай букву через тактильные ощущения”.

  • Существует специальный алфавит для слабовидящих и слепых (шрифт Брайля). В нем рельефные буквы можно нащупать пальцами.
  • (Вызванный ученик с завязанными глазами на ощупь определяет, какая буква написана с помощью шила).
  • Расскажи, что ты чувствовал?
  • В нашем городе можно увидеть людей, переходящих дорогу, постукивая тростью. Это слабовидящие и слепые люди. Им очень тяжело ориентироваться в пространстве. Существуют специальные светофоры, со звуковым сигналом для таких людей.
  • На какой улице вы видели такие светофоры?
  • Мы должны помогать таким людям.
  • Как мы можем им помочь?

2. Выполнение заданий № 8 , с. 50.

После выполнения задания дети дают разумный совет:

Держа книгу ближе 30 см и дальше, мы заставляем сильнее напрягаться мышцы хрусталика. Это может привести к появлению близорукости или дальнозоркости.

3. Дидактическая игра с элементами ТРИЗа “Что бы было, если бы…”

(По цепочке учащиеся задают вопрос: “Что бы было, если бы из глаза удалить сетчатку?” и т. д.)

Учащиеся самостоятельно делают вывод, что для полноценного зрения нужны все части глаза.

4. Полезные советы “Как сберечь свое зрение?”

  • Глаз – очень важный орган. Мы получаем от глаз 80 % информации. Не зря говорят: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.

Учащиеся:

  • Когда читаешь, держи книгу на расстоянии 30-40 см от глаз.
  • Не читай лежа и в транспорте во время движения.
  • Следи за тем, чтобы при письме освещение было направлено слева.
  • При ярком свете носи солнцезащитные очки.
  • Старайся не смотреть слишком долго телевизор, не играть подолгу в компьютерные игры, потому что длительное напряжение вредно для глаз.

5. Выполнение задания № 5, с. 50.

(Учащиеся сравнивают части органа зрения по назначению со сходными деталями фотоаппарата.)

6. Вопросы для закрепления.

  • Из каких частей состоит глаз? Какова роль каждой из них?
  • Как глаз защищен от повреждений?

VI. Итог урока

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Почему тема урока называется “Окна в окружающий мир?”

VII. Домашнее задание

Творческое задание:

1. Найти пословицы и поговорки о глазах.

2. №1, 3, с. 48.

3. (По желанию учащихся.)

Кто хочет узнать больше о глазах, могут прочитать книги “Зрение”, “Глаза” из серии “Как устроено тело человека”.

В конце урока учитель раздает учащимся буклеты с комплексом упражнений для укрепления мышц глаза.