Цели: формировать представления о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды, их связь с сезонными изменениями в природе; развивать наглядно-образное и логическое мышление, воображение учащихся; воспитывать экологически грамотное поведение в природе, осознанное отношение к сохранению чистоты водных ресурсов.
Тип урока: получение новых знаний.
Оборудование:
плакат-схема "Круговорот воды в природе"; компьютер; презентация “Превращения воды ”.
Ход урока
1. Мобилизующая часть урока.
2. Проверка домашнего задания.
Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки:
От первой до третьей – люди
Четвёртая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
По дороге пристала пятая…
И не знаю, спугнула шестая ли,
Тучки взяли все – и растаяли…
В. В. Маяковский.
В процессе рассказывания отрывка стихотворения на доске составляется схема “Круговорот воды в природе”, состоящая из солнца, тучек, прикрывающих его, капель дождя и поверхности земли.
- Тучки, может быть, и растаяли, а вопросы остались. (На обороте “капель”, вырезанных учениками из картона, написаны вопросы. Снимаем каплю, читаем вопрос.)
- О каких свойствах воды вы знаете?
- Как доказать, что вода прозрачная?
- Как доказать, что вода – растворитель?
- Как вы используете это свойство воды?
- Как можно очистить загрязненную воду?
Слайд 1.
3. Объявление темы урока.
Слайд 2.
- Отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу.
- О каком веществе идёт речь? (О воде.)
- Почему вода так о себе говорит?
- Что ещё может произойти с водой?
На эти вопросы мы ответим на нашем уроке, тема: “Превращения воды”.
4. Изучение нового материала.
Отгадывание загадок со слайда. Слайд 3.
- В каких трёх состояниях может находиться вода?
На доске схема:
Работа по учебнику – задачнику стр. 20 № 1, № 2.
В условиях земли вода находится в трёх состояниях – твёрдом, жидком и газообразном. Вода – это ледники и снега, безбрежные просторы океана и синева озёр, облака и иней, топи болот, сверкающие ленты рек, капли росы и густые туманы. Твёрдая вода это лёд. Он легче жидкой воды, поэтому реки и озёра не промерзают до дна и не погибают их обитатели. Вода – удивительное вещество. Нет конца её различным превращениям: то она росинка, то сверкающая снежинка, то прозрачный лёд. В природе вода может одновременно находиться сразу в трёх состояниях. Например, летом на вершинах гор она в твёрдом состоянии – в виде снега и льда, в водопаде она жидкая, а в воздухе, где всегда есть водяные пары, - газообразная. При изменении температуры вода может переходить из твёрдого состояния в жидкое, а из жидкого – в твёрдое. Из жидкого состояния в газообразное, а из газообразного – в жидкое. Эти превращения воды называют процессами (процесс – переход вещества из одного состояния в другое) таяния и замерзания, испарения и конденсации
Слайд 4.
Работа с текстом учебника с. 20.
- При какой температуре вода из жидкого состояния переходит в твёрдое?
- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?
Вода может переходить из одного состояния в другое и обратно.
Лёд - Вода-Пар
Физкультминутка. (Гимнастика для глаз)
Выполнение задания по рабочей тетради (№ 3 стр.21)
Проверка по слайду № 5
Несмотря на различия между водой, льдом, водяным паром, все они представляют разные состояния одного и того же вещества – воды. Значит, и лёд, и водяной пар, и вода – жидкости, состоят из одинаковых мельчайших частиц – молекул воды.
- Различаются ли расположение и движение молекул в трёх состояниях воды?
Выполнение задания по рабочей тетради (№ 4 стр. 21)
Слайд 6.
В условиях Земли вода находится в трёх состояниях – твёрдом, жидком, газообразном. Вода – это ледники и снега, безбрежные просторы океана и синева озёр, облака и иней, топи болот, сверкающие ленты рек, капли росы и густые туманы. Твёрдая вода – лёд. Он легче жидкой воды, поэтому реки и озёра не промерзают до дна и не погибают их обитатели.
1) Когда вода при нагревании превращается в пар, расстояние между молекулами увеличивается. Молекулы двигаются поодиночке, сталкиваясь при движении друг с другом и разлетаясь в стороны после столкновения. (Кипение воды)
2) При охлаждении вода превращается в лёд. Её молекулы объединяются, выстраиваются в стройные ряды, образуя кристаллики. Но движение молекул не прекращается: они всё время колеблются. (Замерзание воды)
- В моря впадает множество рек, но они не переполняют и не заливают сушу. Как это можно объяснить?
Объяснить это можно так: суша не заливается водой, потому что в природе существует круговорот воды – процесс испарения воды с поверхности Земли и всех водоёмов: морей и океанов. За один год испаряется огромное количество воды, однако столько же её возвращается обратно в виде снега и дождя.
Слайд 7.
- Какие процессы чаще наблюдаются в природе в разные времена года? (Летом – испарение и конденсация, осенью – конденсация, зимой – замерзание, весной – таяние)
- Как образуется туман, роса, иней? (сообщения учащихся)
5. Закрепление изученного.
Слайд № 8.
Закрепление проводится при помощи кроссворда.
- О каких свойствах воды вы узнали?
- В каких трёх состояниях вода существует в природе?
- Где вы можете наблюдать воду в твёрдом состоянии?
- Где в жидком?
- Где в газообразном?
- Какие процессы происходят с водой?
- Как вы дети, можете сохранять, беречь воду?
6. Рефлексия.
Какой вывод вы сегодня для себя сделали?
Как вам работалось на уроке? Что получилось и что ещё не получается?
Итог урока.
Учитель: Дети, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо за творческую работу на уроке.
Домашнее задание: рабочая тетрадь стр. 24.