Урок окружающего мира по теме "Петр Великий. Российская империя"

Разделы: Начальная школа


Урок истории в 4 классе
(окружающий мир по программе “Гармония”)

Задачи урока: сформировать представления о Петре I – первом императоре, его преобразованиях; продолжить развитие умений работать с текстом. Выделять главную мысль, делать выводы и обосновывать их; проводить сравнительный анализ; воспитывать уважительное отношение к нашим предкам - простым труженикам. Мастерам своего дела, оставившим нам в наследие плоды своего труда.

Оборудование: картины с изображением исторических памятников, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

(Учитель раздает картины с изображением исторических памятников, учащийся описывает событие. Рисунок 1, 2, 3.)

- В честь каких исторических событий поставлены памятники?

  • В каком году произошло сражение с польским войском, кто возглавил поход? Чем знаменателен для Москвы 1613 год?
  • Какие земли присоседились к Московскому государству в XVII веке?
  • Почему поднимались народные восстания?

(Учащиеся задают дополнительные вопросы отвечающим.)

  1. Постановка цели урока.

- Сегодня мы переходим к изучению эпохи, в которой правил великий человек. Имя, которого вы сейчас назовёте.

(СЛАЙД 1 с иллюстрациями из сказок, с которыми учащиеся знакомились на уроках литературного чтения.)

-Откуда взяты эти иллюстрации. Вспомните уроки литературного чтения.

(Из русской народной сказки о Петре I “Петр и Петруша”, произведения С. Алексеева “Командир бомбардирской роты”, “Радуйся малому и большое придёт”.)

- Определите цель урока.

СЛАЙД 2

- На этом уроке вы превратитесь в ученых- историков, которые будут изучать события и факты, которые произошли за время правления Петра.

Итак, господа ученые, с чего вы начнете работу? Найдите подсказку в плане урока.

ПЛАН РАБОТЫ на классной доске

ПЛАН УРОКА

  1. Повторение домашнего задания
  2. Определение темы урока
  3. Постановка цели урока
  4. Каким был Пётр I?
  5. Выход в море
  6. Россия стала империей
  7. Преобразования в России
  8. Подведение итогов.
  1. Изучение нового материала.

- Каким был Петр I? Что вы можете о нем рассказать? (2 сообщения детей)

Работа с текстом учебника стр. 72

- Вы узнаете, к какому морю, Россия получила выход во время правления Петра.

-Во время чтения текста учащиеся отмечают главные факты и события.

- Какие основные факты и события вы для себя отметили?

Со слов царь-плотник.

СЛАЙД 3

- Что пишет А.Пушкин о Петре I?

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник

- Что хотел нам поведать этими строками А.А. Пушкин?

- В каких странах побывал Петр I? Рассказ учителя (1 абзац текста чтение и анализ)

- Какое событие произошло в России в 1709 году? (чтение учащихся 2 абзаца)

5. ФИЗМИНУТКА

Я называю слова, если они как-то относятся к Петру I, то хлопните в ладоши, если нет - приседаете.

машина
корабль
самолет
борода
книга
газета
арбуз
окно
праздник
океан
море
крепость
город
картофель
небо
журнал

6. Следующий пункт нашего плана Россия стала империей. Что значит империя, обратимся к толковому словарю.

СЛАЙД 4

- Когда же Россия стала империей?

В долгой войне со Швецией, которая длилась более 20 лет, Россия отвоевала земли на берегах Балтийского моря, тем самым Петр I получил выход в Европу и стали говорить, что он “прорубил окно в Европу” (Самостоятельное чтение текста)

Работа с текстом стр. 74.

СЛАЙД 5 строительство города

16 мая 1703 года царь Петр своими руками срубил здесь березу и сделал из нее крест. Утвердив его в земле, он сказал: “Здесь будет крепость и церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла”, отчего сама крепость названа Петропавловской, а вскоре возникший вокруг нее город — Санкт-Петербургом, т. е. городом святого Петра. Трудно было строить город на низком болотистом месте, которое иногда затоплялось водой с моря. Но для великого царя не существовало препятствий. Работа кипела беспрерывно. Десятки тысяч рабочих из всех областей своего государства вызывал Петр для построения города. Плотники, каменщики трудились целые дни, созидая город; поднимали почву насыпями, чтобы вода с моря не затопляла города. Рабочим помогали солдаты. Распоряжаясь всеми работами лично, царь сам трудился с топором в руке, подавая пример своим подданным. Для него был построен маленький деревянный домик, в две комнаты. Этот домик цел и поныне и называется “Домик Петра Великого”

(Слайды с иллюстрациями)

- Назовите основные даты, которые вошли в историю России?

(Учащиеся самостоятельно работают с текстом и выделяют основные даты)

СЛАЙД 6

Что изменилось в России за время правления Петра I?

-Что вам известно о преобразованиях, нововведениях, реформах Петра I.

(Cообщение ученика о бородах.)

6. Самостоятельная работа учащихся с текстом в учебнике

- По слайдам назовите реформы Петра I. Что ещё изменилось за время правления Петра? Стр. 76 учебника

Ответы учащихся.

- Строительство фабрик и заводов

- Развитие торговли

- Открытие учебных заведений

- Выход в Балтийское море

- Основание Петропавловской крепости

- Строительство городов, крепостей

Продолжите чтение на стр. 77.Прочитав абзац, учащиеся отвечают на вопрос.

Так почему же народ был недоволен правлением Петра I?

СЛАЙД 7

Многое для развития России сделал Петр I и в четь великого человека был поставлен памятник и открыт музей Петру I в Санкт-Петербурге.

Итогом нашего урока станет кроссворд, а я проверю, внимательны ли вы были на протяжении всего урока.

СЛАЙД 8

7. Кроссворд

  1. Как называлась первая газета, вышедшая при Петре I
  2. Чем отличались русские от иностранцев?
  3. Что было любимым детищем Петра I?
  4. Как называется государство во главе с императором?
  5. Какой овощ завес Петр I из Америки?

СЛАЙД 9

  1. Выбери для себя 2 утверждения, которые наиболее точно характеризуют время правления Петра I. Обоснуйте выбор.
  • Пётр I “прорубил окно в Европу”;
  • Пётр I – восстания крестьян;
  • Пётр I – открытие учебных заведений;
  • Пётр I – великий знаток и строитель своего государства
  1. Домашнее задание

Стр. 72-77 ответить на вопросы

Записать в тетрадь по истории.

- Какие бы вы внесли изменения или реформы в России, если бы были президентом?

- Мне было очень приятно с Вами работать. Спасибо за урок.