Урок истории в 4 классе
(окружающий мир по программе “Гармония”)
Задачи урока: сформировать представления о Петре I – первом императоре, его преобразованиях; продолжить развитие умений работать с текстом. Выделять главную мысль, делать выводы и обосновывать их; проводить сравнительный анализ; воспитывать уважительное отношение к нашим предкам - простым труженикам. Мастерам своего дела, оставившим нам в наследие плоды своего труда.
Оборудование: картины с изображением исторических памятников, презентация.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
(Учитель раздает картины с изображением исторических памятников, учащийся описывает событие. Рисунок 1, 2, 3.)
- В честь каких исторических событий поставлены памятники?
- В каком году произошло сражение с польским войском, кто возглавил поход? Чем знаменателен для Москвы 1613 год?
- Какие земли присоседились к Московскому государству в XVII веке?
- Почему поднимались народные восстания?
(Учащиеся задают дополнительные вопросы отвечающим.)
- Постановка цели урока.
- Сегодня мы переходим к изучению эпохи, в которой правил великий человек. Имя, которого вы сейчас назовёте.
(СЛАЙД 1 с иллюстрациями из сказок, с которыми учащиеся знакомились на уроках литературного чтения.)
-Откуда взяты эти иллюстрации. Вспомните уроки литературного чтения.
(Из русской народной сказки о Петре I “Петр и Петруша”, произведения С. Алексеева “Командир бомбардирской роты”, “Радуйся малому и большое придёт”.)
- Определите цель урока.
СЛАЙД 2
- На этом уроке вы превратитесь в ученых- историков, которые будут изучать события и факты, которые произошли за время правления Петра.
Итак, господа ученые, с чего вы начнете работу? Найдите подсказку в плане урока.
ПЛАН РАБОТЫ на классной доске
ПЛАН УРОКА
- Повторение домашнего задания
- Определение темы урока
- Постановка цели урока
- Каким был Пётр I?
- Выход в море
- Россия стала империей
- Преобразования в России
- Подведение итогов.
- Изучение нового материала.
- Каким был Петр I? Что вы можете о нем рассказать? (2 сообщения детей)
Работа с текстом учебника стр. 72
- Вы узнаете, к какому морю, Россия получила выход во время правления Петра.
-Во время чтения текста учащиеся отмечают главные факты и события.
- Какие основные факты и события вы для себя отметили?
Со слов царь-плотник.
СЛАЙД 3
- Что пишет А.Пушкин о Петре I?
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник
- Что хотел нам поведать этими строками А.А. Пушкин?
- В каких странах побывал Петр I? Рассказ учителя (1 абзац текста чтение и анализ)
- Какое событие произошло в России в 1709 году? (чтение учащихся 2 абзаца)
5. ФИЗМИНУТКА
Я называю слова, если они как-то относятся к Петру I, то хлопните в ладоши, если нет - приседаете.
машина
корабль
самолет
борода
книга
газета
арбуз
окно
праздник
океан
море
крепость
город
картофель
небо
журнал
6. Следующий пункт нашего плана Россия стала империей. Что значит империя, обратимся к толковому словарю.
СЛАЙД 4
- Когда же Россия стала империей?
В долгой войне со Швецией, которая длилась более 20 лет, Россия отвоевала земли на берегах Балтийского моря, тем самым Петр I получил выход в Европу и стали говорить, что он “прорубил окно в Европу” (Самостоятельное чтение текста)
Работа с текстом стр. 74.
СЛАЙД 5 строительство города
16 мая 1703 года царь Петр своими руками срубил здесь березу и сделал из нее крест. Утвердив его в земле, он сказал: “Здесь будет крепость и церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла”, отчего сама крепость названа Петропавловской, а вскоре возникший вокруг нее город — Санкт-Петербургом, т. е. городом святого Петра. Трудно было строить город на низком болотистом месте, которое иногда затоплялось водой с моря. Но для великого царя не существовало препятствий. Работа кипела беспрерывно. Десятки тысяч рабочих из всех областей своего государства вызывал Петр для построения города. Плотники, каменщики трудились целые дни, созидая город; поднимали почву насыпями, чтобы вода с моря не затопляла города. Рабочим помогали солдаты. Распоряжаясь всеми работами лично, царь сам трудился с топором в руке, подавая пример своим подданным. Для него был построен маленький деревянный домик, в две комнаты. Этот домик цел и поныне и называется “Домик Петра Великого”
(Слайды с иллюстрациями)
- Назовите основные даты, которые вошли в историю России?
(Учащиеся самостоятельно работают с текстом и выделяют основные даты)
СЛАЙД 6
Что изменилось в России за время правления Петра I?
-Что вам известно о преобразованиях, нововведениях, реформах Петра I.
(Cообщение ученика о бородах.)
6. Самостоятельная работа учащихся с текстом в учебнике
- По слайдам назовите реформы Петра I. Что ещё изменилось за время правления Петра? Стр. 76 учебника
Ответы учащихся.
- Строительство фабрик и заводов
- Развитие торговли
- Открытие учебных заведений
- Выход в Балтийское море
- Основание Петропавловской крепости
- Строительство городов, крепостей
Продолжите чтение на стр. 77.Прочитав абзац, учащиеся отвечают на вопрос.
Так почему же народ был недоволен правлением Петра I?
СЛАЙД 7
Многое для развития России сделал Петр I и в четь великого человека был поставлен памятник и открыт музей Петру I в Санкт-Петербурге.
Итогом нашего урока станет кроссворд, а я проверю, внимательны ли вы были на протяжении всего урока.
СЛАЙД 8
7. Кроссворд
- Как называлась первая газета, вышедшая при Петре I
- Чем отличались русские от иностранцев?
- Что было любимым детищем Петра I?
- Как называется государство во главе с императором?
- Какой овощ завес Петр I из Америки?
СЛАЙД 9
- Выбери для себя 2 утверждения, которые наиболее точно характеризуют время правления Петра I. Обоснуйте выбор.
- Пётр I “прорубил окно в Европу”;
- Пётр I – восстания крестьян;
- Пётр I – открытие учебных заведений;
- Пётр I – великий знаток и строитель своего государства
- Домашнее задание
Стр. 72-77 ответить на вопросы
Записать в тетрадь по истории.
- Какие бы вы внесли изменения или реформы в России, если бы были президентом?
- Мне было очень приятно с Вами работать. Спасибо за урок.