Цели:
- показать, что в слове ведущую роль играет его лексическое значение (часто от него зависит написание слова);
- развивать орфографическую зоркость, умение употреблять слова в правильном значении;
- воспитывать интерес к слову.
Оборудование: мультемедийное оборудование, таблицы, разноуровневые карточки для самостоятельной работы.
Тип урока: урок-исследование
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
Здравствуйте, покажите умные глазки, ровные спинки, повернитесь (Презентация, слайд 1), улыбнитесь гостям, друг другу, тихонько садитесь.
Запишите число, классная работа.
2. Актуализация (слайд 2). Сегодня мы с вами мысленно перенесёмся в город Слов. Приезжая в знаний любой город мы хоть немного, но знаем его историю. А что мы уже знаем о городе Слов? (Слово состоит из букв; произносим с помощью звуков; умеем составлять предложения из слов и т.д.)
Учитель. Молодцы! Но чтобы ворота города нам открылись нам нужно прочитать предложение (слайд 3). БОДРО ЛАЖВАПТОЬОА
Учитель. Не смогли? Почему? Как быть? (Давайте переставим буквы местами и всё-таки попробуем прочитать данное предложение)
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ (слайд 4).
Учитель. Сейчас понятно предложение? Почему? (Знаем значение всех слов)
Учитель. Определите тему урока. (Будем разговаривать о значении слова)
Учитель. Правильно, мы узнаем сегодня отчего зависит значение слова, и на что влияет значение слова. (Таблица "Значение слова")
3. Введение (слайд 5). Итак, ворота открылись и мы попадали на улицу ОМОНИМОВ.
Кто знает что такое ОМОНИМЫ? (Таблица "Омонимы")
Вы мне сами ответите на этот вопрос, сделав определённые задания (слайд 6).
Прочитайте предложения.
Роме подарили гелевую ручку. Малыш протянул маме свою ручку.
Учитель. Сравните 2 предложения. Что вы заметили? (Два одинаковых слова по написанию, но разные по значению) (слайд 7).
Учитель. Объясните значение слова “ручка” в первом предложении.
Объясните значение слова “ручка” во втором предложении.
Ещё значение имеет это слово?
Сколько значений имеет слово “ручка”? (Несколько значений)
Вывод: В русском языке встречаются слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
А сейчас для вас такое задание: выбрать из предложенных слов, слова которые одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. И записать их (слайд 8). Рисунок, язык, хлопья, доска, ключ.
Учитель. Проверим, какие слова вы написали. Объясните почему.
ЯЗЫК (1 подвижный мышечный орган в полости рта у человека; 2 в колоколе металлический стержень; 3 язык пламени; 4 язык ботинка; 5 система звуковых , словарных и грамматических средств, объективирующий работу мышления и является орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе) (слайд 9)
ХЛОПЬЯ (1 клочья, пушистые комья чего-нибудь (хлопья снега) 2 раздробленные, размягчённые зёрна, пищевой продукт (овсяные хлопья) (слайд 10)
КЛЮЧ (1 металлический стержень, для отпирания и запирания замка; 2 знак в начале нотной строки, определяющая высоту нот; 3 вытекающий из земли источник, родник) (слайд 11)
Учитель. Таким образом, кто мне может сказать: Что такое ОМОНИМЫ? (Слова, которые имеют несколько значений, одинаковые по написанию и произношению)
Вывод: важно знать значение слова? Почему? (Важно знать значение слова, чтобы правильно употреблять его в речи)
Учитель. Где мы можем найти такие слова, если они нам понадобятся? (Показ словаря ОМОНИМОВ)
ФИЗМИНУТКА
Идём дальше по городу и попадаем на проспект “УДАРЕНИЯ” (слайд 12 ).
Учитель. Как вы думаете зависит ли значение слова от ударения?
Прочитайте слово. Объясните значение (слайд 13). Почему вышло разногласие? (Нужно поставить в слове ударение, а потом объяснить его значение)
Учитель. Объясните (слайд 14 ). (Если ударение падает на первый слог, то это слово обозначает какой-либо дворец)
(Если ударение падает на второй слог, то это слово обозначает приспособление для запирания чего-нибудь ключом) (слайд 15)
Учитель. Следующее слово читаем, объясняем. Прежде чем объяснить значение слова нужно поставить ударение в слове. (Если ударение падает на первый слог, то это слово обозначает железные заострённые стержни со шляпкой на тупом конце; если ударение падает на второй слог, то это слово обозначает садовое растение с яркими цветками)
Вывод: Зависит ли значение слова от ударения? Почему? (Значение слова зависит от ударения, неправильно поставили ударение изменилось значение слова)
Учитель. Сейчас следующее задание. Я читаю стихотворение, а ваша задача внимательно послушать, найти слова с одинаковым написанием, но разными ударными слогами и записать парами.
Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились.
Сосёт Алёнушка ирис
А вышивает ирис.
(и'рис-ири'с)Скорей сестра на рыб взгляни,
Попались на крючок они,
В ведерко руку окуни
Не бойся – это окуни.
(окуни'-о'куни)
Проверяем, объясняем.
(Если ставлю ударение на первый слог, то получается ирис-цветок, а если на второй то ирис-конфета) (слайд 16)
(Если ставлю ударение на первый слог, то получается окуни- рыба; а если на третий, то окуни- опусти руку в ведро) (слайд 17)
Вывод: Зависит значение слова от ударения? Почему? (Значение слова зависит от ударения, неправильно поставили ударение изменилось значение слова)
Учитель. Молодцы, улицу “Ударения” мы прошли.
А сейчас мы выясним зависит ли написание слова от его значения (слайд 18 ).
Учитель. Взгляните какой красивый дом. В этом доме живут слова близнецы. Ваша задача найти в предложении эти слова и записать в тетради. Обратите внимание на значение данных слов в предложении (слайд 19).
У дверей лежит шарик и громко лает. Мне на день рождения подарили зелёный шарик.
Учитель. Самопроверка. Поднимите руки у кого написаны эти слова так, как у меня (слайд 20).
Объясните, почему вы слово “Шарик” написали с большой буквы, а во второе с маленькой? (Первое слово “Шарик” обозначает имя собственное, а второе - название предмета)
Вывод: Сделайте вывод: Почему важно внимательно относиться к значению слова? (Написание слова зависит от его значения; не будем знать значение, неправильно его напишем)
Учитель. Мы целый урок говорим о значении слова, а как вы думаете, если нам нужно будет точно узнать значение какого-либо слова, куда мы должны обратиться? (К толковому словарю)
Самостоятельная работа. Разноуровневые карточки.
1 вариант. Расставьте ударение в словах близнецах
Белки - белки |
Стрелки - стрелки |
Мука - мука |
Составьте и запишите с одним из них предложение.
2 вариант. Допишите к слову другие значения.
Пятачок
1) маленькая круглая площадка;
2) ________________________;
3)_________________________.
Лук
1) оружие для метания стрел;
2)_______________________.
Учитель. Итог. Чтобы мы не забыли, что нового узнали в городе Слов завяжем “узелки на память”. Возьмите карточки и попробуйте самостоятельно дополнить её недостающими словами (слайд 21).
- Омонимы одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное ____________________________.
- Важно знать точное __________________________слов, чтобы грамотно говорить и писать.
- Значение слов зависит от __________________________ (и'рис - ири'с).
Прочитайте то, что написали.
Учитель. Рефлексия. Если вам понравилось и вы многое узнали, то поднимите весёлого человечка, если не понравилось, то грустного.
Выставление оценок (слайд 22).
Спасибо за работу.