Урок русского языка в 3-м классе по теме "Род и число имени существительного"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Число и род имён существительных.

Цели урока:

1. Познакомить с приёмами распознавания рода имён существительных по окончаниям слов; формировать умение изменять существительные по числам, определять начальную форму имён существительных.

2. Способствовать развитию орфографической зоркости, обогащение словарного запаса.

3. Воспитывать внимательность, аккуратность.

Оборудование: учебник, карточки.

Ход урока

Примечание
1. Организационный момент.

- Какую часть речи изучаем на протяжении нескольких уроков?

- Как вы думаете, все вы уже знаете об имени существительном или ещё что-то новое можете узнать?

Истинность своего мнения вы сможете подтвердить или опровергнуть уже к концу сегодняшнего урока.

Прозвенел весёлый звонок.
Начинается вновь урок.
Любознательные дети
Знать хотят про всё на свете.

2. Чистописание.

- В каких случаях мы употребляем заглавную букву А.

- Охарактеризуйте букву а и звук а. (Гласный, ударный или безударный. Буква а обозначает твёрдость согласного звука)

Написание заглавной и прописной буквы А в тетрадях.

3. Актуализация знаний.

Прочитайте пословицы, объясните написание в них орфограмм, найдите имена существительные и запишите их в начальной форме.

Ужу и в пещере раздолье, соколу и в поднебесье тесно. Лучше воду пить в радости, чем, мёд в кручине.

Объясните смысл пословиц.

- Какие слова записали?

- Что мы называем именем существительным?

- Что вы можете сказать о данных именах существительных?

А сегодня на уроке научимся определять число и род имён существительных.

4. Работа по теме урока.

1. Устный диктант.

Я называю слова, а вы показываете карточку с безударной гласной, которую нужно запомнить.

Рисунок, яблоко, учебник, урожай, тетрадь, ягода, дневник, картофель, капуста, пенал, пшеница, карандаш, ластик, салат, горох, петрушка.

А теперь по памяти запишите эти слова.

- А теперь как у записанных имён существительных определить род?

Женский род запоминаю я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё”.
Это правило твоё.

Над каждым словом надпишем род: мужской род – м.р., женский род – ж р., средний род – ср. р.

2. Запишите слова в три столбика по родам.

Вражда, зло, скука, печаль, ссора, грубость, лень, жадность, обида, одиночество, дружба, веселье, радость, мир, честность, вежливость, трудолюбие, щедрость, любовь, помощь, недомогание, ярость.

- Существительных какого рода среди этой группы очень мало? (Мужского рода)

А теперь подчеркните те имена существительные, которые важны для вашего образа жизни. С использованием данных слов составьте правила жизни в нашем классе.

Правила составлены. Я надеюсь, они помогут вам, стать друзьями и приходить на помощь друг другу.

5. Физкультминутка.

6. Продолжение урока по теме урока.

1. Образование имён существительных и определение их рода.

Упр.21, стр.61 – сильная и средняя группа.

Упр.24 – слабая группа.

Вывод: Имена существительных, которые называют один предмет, стоят в единственном числе. Имена существительные, которые называют два или несколько предметов, стоят во множественном числе.

Упр.25 – коллективно.

Прочтите правило об изменении имён существительных по числам.

2. Запишите слова в единственном числе.

Машины, полосы, качели, ручки, братья, ножницы, кони, сани, семечки, щипцы, океаны, дрожжи, уши, лица, брюки. (Слова: качели, ножницы, сани, щипцы, дрожжи, брюки нельзя записать в единственном числе).

Действительно, в русском языке встречаются много слов, которые даже называя один предмет сами относятся ко множественному числу.

7. Повторение изученного материала с включением новых знаний.

1. Диктант с предварительной подготовкой.

В Петербурге гранитом украшены здания, набережные, станции метро. Гранит часто используют в строительстве. Он состоит из кварца, слюды и полевого шпата. Это прочная горная порода.

- Определите род и число имён существительных. Второе предложение разберите по членам предложения.

8. Итог урока.

- Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном?

- Какие окончание имеют существительные мужского, среднего и женского рода?

1. Рефлексия.

- У кого из вас вызывает затруднение определение рода и числа имён существительных? Прочитайте ещё раз на эту тему правила и определения в учебнике.

Проверка с доской

 

Ученик читает стихотворение