Тема урока: Число и род имён существительных.
Цели урока:
1. Познакомить с приёмами распознавания рода имён существительных по окончаниям слов; формировать умение изменять существительные по числам, определять начальную форму имён существительных.
2. Способствовать развитию орфографической зоркости, обогащение словарного запаса.
3. Воспитывать внимательность, аккуратность.
Оборудование: учебник, карточки.
Ход урока |
Примечание |
1. Организационный момент. - Какую часть речи изучаем на протяжении нескольких уроков? - Как вы думаете, все вы уже знаете об имени существительном или ещё что-то новое можете узнать? Истинность своего мнения вы сможете подтвердить или опровергнуть уже к концу сегодняшнего урока.
2. Чистописание. - В каких случаях мы употребляем заглавную букву А. - Охарактеризуйте букву а и звук а. (Гласный, ударный или безударный. Буква а обозначает твёрдость согласного звука) Написание заглавной и прописной буквы А в тетрадях. 3. Актуализация знаний. Прочитайте пословицы, объясните написание в них орфограмм, найдите имена существительные и запишите их в начальной форме. Ужу и в пещере раздолье, соколу и в поднебесье тесно. Лучше воду пить в радости, чем, мёд в кручине. Объясните смысл пословиц. - Какие слова записали? - Что мы называем именем существительным? - Что вы можете сказать о данных именах существительных? А сегодня на уроке научимся определять число и род имён существительных. 4. Работа по теме урока. 1. Устный диктант. Я называю слова, а вы показываете карточку с безударной гласной, которую нужно запомнить. Рисунок, яблоко, учебник, урожай, тетрадь, ягода, дневник, картофель, капуста, пенал, пшеница, карандаш, ластик, салат, горох, петрушка. А теперь по памяти запишите эти слова. - А теперь как у записанных имён существительных определить род?
Над каждым словом надпишем род: мужской род – м.р., женский род – ж р., средний род – ср. р. 2. Запишите слова в три столбика по родам. Вражда, зло, скука, печаль, ссора, грубость, лень, жадность, обида, одиночество, дружба, веселье, радость, мир, честность, вежливость, трудолюбие, щедрость, любовь, помощь, недомогание, ярость. - Существительных какого рода среди этой группы очень мало? (Мужского рода) А теперь подчеркните те имена существительные, которые важны для вашего образа жизни. С использованием данных слов составьте правила жизни в нашем классе. Правила составлены. Я надеюсь, они помогут вам, стать друзьями и приходить на помощь друг другу. 5. Физкультминутка. 6. Продолжение урока по теме урока. 1. Образование имён существительных и определение их рода. Упр.21, стр.61 – сильная и средняя группа. Упр.24 – слабая группа. Вывод: Имена существительных, которые называют один предмет, стоят в единственном числе. Имена существительные, которые называют два или несколько предметов, стоят во множественном числе. Упр.25 – коллективно. Прочтите правило об изменении имён существительных по числам. 2. Запишите слова в единственном числе. Машины, полосы, качели, ручки, братья, ножницы, кони, сани, семечки, щипцы, океаны, дрожжи, уши, лица, брюки. (Слова: качели, ножницы, сани, щипцы, дрожжи, брюки нельзя записать в единственном числе). Действительно, в русском языке встречаются много слов, которые даже называя один предмет сами относятся ко множественному числу. 7. Повторение изученного материала с включением новых знаний. 1. Диктант с предварительной подготовкой. В Петербурге гранитом украшены здания, набережные, станции метро. Гранит часто используют в строительстве. Он состоит из кварца, слюды и полевого шпата. Это прочная горная порода. - Определите род и число имён существительных. Второе предложение разберите по членам предложения. 8. Итог урока. - Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном? - Какие окончание имеют существительные мужского, среднего и женского рода? 1. Рефлексия. - У кого из вас вызывает затруднение определение рода и числа имён существительных? Прочитайте ещё раз на эту тему правила и определения в учебнике. |
Проверка с доской
Ученик читает стихотворение |