Открытый урок по математике

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с понятием “сантиметр”
  • научить измерять длину отрезка с помощью модели сантиметра, линейки
  • учить пользоваться линейкой
  • формировать умение правильно и быстро выполнять вычисления
  • формировать умения сравнивать числа (состав чисел)
  • формировать умение пользоваться следующей математической терминологией: прибавить, вычесть, увеличить, уменьшить, плюс, минус, слагаемое, сумма
  • формировать умение решать задачи на нахождение суммы, как практическим способом (на основе счета предметов), так и арифметическим (на основе выполнения действий с числами), выделять структурные компоненты текстовых задач
  • закрепить умение узнавать знакомые геометрические фигуры на чертеже
  • формировать практические умения и навыки
  • развивать познавательный интерес к предмету
  • развитие внимания, памяти, воображения
  • развивать логическое мышление
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Ход урока

I. Вводная беседа.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы вместе с героями сказки “Колобок” отправимся в мир математики. Будем считать, решать задачи. Познакомимся с новыми для вас единицами измерения. Все вы хорошо знаете эту сказку.

- Вспомните, по чьей просьбе и кто испек Колобок? (По просьбе деда испекла бабушка)

- Правильно, старуха по просьбе старика, по амбару помела, по сусекам поскребла и замесила на сметане тесто. Испекла из теста Колобок и положила на окошко студиться. Колобок, Колобок полежал да и покатился с окна на завалинку, с завалинки на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. Но путь его был не из легких.

- Почему? (Он встречал разных зверей и они хотели его съесть)

ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА. ЗВЕРИ. - вспомните, каких зверей встречал Колобок? (Заяц, волк, медведь, лиса)

II. Игра "Что изменилось?"

УДАВ. Посмотрите внимательно на героев сказки, закройте глаза (учитель переставляет, убирает картинки на доске, дети определяют изменения)

- Что изменилось?

- Кто прибавился?

- Распределите героев сказки на две группы: на тех, кто хотел съесть Колобка, и на тех, кто не хотел.

- Сколько участников сказки оказалось в каждой группе?

ДВЕ ЦИФРЫ. (2 и 5)

- В какой группе героев сказки больше? (В той кто хотел съесть Колобка)

- На сколько больше? (На 3)

- Кого первым повстречал Колобок на лесной дорожке? (Зайца)

III. Устный счет.

- Катится, катится Колобок, а навстречу ему заяц косой бежит. Почуял заяц как вкусно от Колобка пахнет и говорит ему:

- “Колобок, Колобок, я тебя съем”.

Взмолился Колобок:

- “Не ешь меня косой, я тебе песенку спою”.

- “Не нужна мне твоя песенка. Лучше ответь на мой вопрос: Какой зверь в лесу самый чистоплотный?”

ЕЖ

ЗАЯЦ

БАРСУК

- “Не знаю”- говорит Колобок.

- “Чтобы узнать надо решить цепочку примеров”

- “Ой, что же мне делать?” - говорит Колобок.

- Ребята, давайте поможем Колобку. Решим цепочку и ответы запишем в тетради.

- Какой получился ответ?

- У кого другой? Проверим.

- Так какой же зверь самый чистоплотный? (Барсук)

- Правильно.

Барсуки удивительно чистоплотны. Подстилку из норы: сухие листья, мох, траву, они несколько раз за лето выносят на солнце - проветрить и подсушить.

- Молодцы! Помогли Колобку, заяц его отпустил.

Катится он дальше. Устал Колобок, решил отдохнуть и мы отдохнем. ФИЗМИНУТКА.

Отдохнул Колобок, покатился дальше, а навстречу ему волк - зубами щёлк, грозится: - “Колобок, Колобок, я тебя съем!”

А Колобок ему отвечает: - “Не ешь меня серый, я тебе песенку спою”.

- “Очень мне нужна твоя песенка, лучше отгадай загадку:

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко,
Ну, конечно, это ... (белка).

- “Ой, что же мне делать? Не знаю я загадок”.

- Помогите ребята. (Белка)

- Правильно. Составим задачу про белку. (Дети составляют)

БЕЛКА. ДУПЛО.

Вот уже осень, впереди зима, завоют метели, ударят морозы.

Белочка засушила 4 белых гриба и 2 подберезовика.

- Чего не хватает в этой задаче? (Вопроса)

- Поставим к задаче вопрос? (Сколько всего грибов засушила белочка)

- Сколько же всего грибов?

- Как узнали? (4+2=6 (гр.)).

- Прочитайте решение задачи по-разному.

Отпустил волк колобка.

МЕДВЕДЬ.

Катится наш Колобок дальше по лесу, а навстречу ему косолапый медведь.

Заревел: “Я сейчас голодный, Колобок я тебя съем, уж очень вкусно ты пахнешь и такой румяный”.

Колобок в ответ: “Не ешь меня Миша-медведь, я тебе песенку спою”. Петь то ты конечно умеешь, но выполни лучше мне задание.

ДОМА.

Засели жильцов в домики.

- Не знаю как это сделать...

- Ребята, поможем заселить дома. В первом доме на каждом этаже должно быть 7 жильцов, во втором - 9.

- Молодцы! Покатился Колобок дальше, устал, а вдали слышится музыка и он решил потанцевать.

ФИЗМИНУТКА. (Танец "Утят")

IV. Объяснение нового материала (сантиметр).

УДАВ.

Отдохнул Колобок и покатился дальше. А навстречу ему Удав и говорит: “Какой ты колобок вкусненький, румяненький, а я такой голодный, сейчас тебя съем”.

Заплакал Колобок: “Не ешь меня Удав, я тебе песенку спою”.

- “Не нужна мне твоя песенка. Лучше узнай какой я длины”.

Вытянулся Удав на лужайке, а Колобок не знает как ему поступить.

- Поможем Колобку.

Создание проблемной ситуации.

- Чем же нам его измерить?

- Вспомните, как измеряли длину Удава в сказке Г. Остера?

- Попробуем сначала попугаями?

ПОПУГАЙ.

Получилась длина равная 8 попугаям.

- Теперь пусть кто-нибудь измерит длину Удава обезьянами.

ОБЕЗЬЯНА.

Получилась длина равная 6 обезьянам.

- Кто хочет измерить длину Удава слонами.

СЛОН.

- Получилась длина равная 4 слонам.

- А сейчас измерим Удава полосками разной длины и разного цвета.

Полоски красные и зеленые.

- Что же получилось в результате измерения. (Длина Удава равна 2 зеленым отрезкам и 3 красным отрезкам)

- Может ли быть так, что все измеряли одного и того же Удава, а получили разные числа?

- Кто из детей прав, а кто допустил ошибку? (Правы все. Причина разных ответов в использовании разных полосок для измерения длины отрезка)

- Проверим, всегда ли это так при измерении длины одного и того же отрезка разными мерками получаются разные ответы.

ВЗЯЛИ ЛИНЕЙКУ И КАРАНДАШИ. (Учитель раздает индивидуальные карточки. На них на листе в клетку начерчен отрезок длиной 4 см. Учитель не сообщает детям длину отрезка)

- Соедините точки. Какая фигура получилась (отрезок). Измерьте длину отрезка следующим образом: сначала меркой.

Состоящей из 1 клетки (9) потом из 3 клеток (3) цифры.

- Почему получили разные ответы? (Отрезок измеряли разными мерками)

- А кто-нибудь знает, как в стародавние времена люди измеряли длину?

- В стародавние времена люди измеряли длину частями своего тела: пальцами, локтями, ступнями. Но у каждого человека и руки и ступни ног разной длины, так же как и наши полоски. И тогда люди договорились измерять длину с помощью одной и той же полоски, одинаковой для всех народов.

Для измерения длины маленьких предметов выбрали такую маленькую полоску. (Учитель показывает модель)

САНТИМЕТР.

- Длина этой полоски - сантиметр.

- Прочитайте правильно это новое для вас слово.

- Если говорят: “Измерь длину отрезка в сантиметрах”, то надо взять именно такие полоски.

- Найдите на парте полоски длиной в 1 см.

- Посмотрите я сейчас покажу разные модели сантиметров.

(Из проволоки, дерева, нитки, бумаги).

- Что общего у всех этих моделей? (Длина 1 см)

Знакомство с обозначением (см).

- Слово "сантиметр" если его надо записать после числа, пишут сокращенно как "см". Например 8 см.

Обучение измерению длины отрезка с помощью моделей см.

(Учитель раздает детям карточки с разноцветными отрезками).

- Измерьте длину зеленого отрезка с помощью модели см (12 см).

При этом вы должны:

- точно приложить конец модели см к одному из концов отрезка,

- отметить другой конец модели см простым карандашом.

- приложить к отмеченной метке один из концов модели см и на отрезке сделать еще одну метку.

- так повторять до тех пор, пока последняя из отметок не совпадет с концом отрезка.

- Удобно так измерять длину? (Так измерять длину долго)

Измерение длины отрезков с помощью линейки.

- А как быстрее измерить?

- На линейке с помощью которой измеряют длину, конец каждого см уже обозначен черточкой, у которой стоит цифра.

Какими цифрами обозначены концы первого см. (Концы первого см обозначены цифрами 0 и 1)

- Цифра 2 показывает, что на этой части можно уложить две модели см.

- Что показывает цифра 4 и 6 и т д.

С помощью такой линейки можно измерить длину быстрее.

Совмещаем один из концов отрезка с делением нуль на линейке, смотрим какое число соответствует второму концу отрезка, столько и будет см.

Работа по учебнику.

  1. Посмотрите на верхний рисунок сверху. Слева на нем показан см.
  2. Сколько см указывается в верхней полоске? (4 см)

- Сколько см в нижней полоске? (10 см)

- Чему равна длина голубого отрезка (8 см)

- Как обозначить длину фиолетового отрезка. Сколько см уложилось в отрезке? (8 см)

- Что можете сказать о длине зеленого отрезка? (Она равна длине фиолетового = 8 см)

- Чему равна длина красного отрезка (7 см)

Работа в группах.

1 ряд измеряет длину карандаша = 9 см

2 ряд измеряет длину отвертки = 6 см

3 ряд измеряет длину болта = 3 см.

- Так давайте теперь измерим длину Удава с помощью линейки (48 см) с помощью сантиметра (48 см)

С помощью рулетки (48 см)

- Так почему же мы измеряем разными измерительными приборами, а получил один и тот же результат? (Одинаковая мера измерения - 1 см)

- Правильно.

- А может см измерить ширину класса (очень долго и неудобно), расстояние от дома до школы.

- А что же делать?

Есть другие меры длины метры (м), километры (км), дециметры (дм), которые мы будем изучать позднее.

Стр. 60. Задача.

Отпустил Удав Колобка.

Покатился Колобок дальше, но вдруг на пути его новая опасность - хитрая лиса-плутовка. С ней-то надо быть осторожным. Учуяла лиса дразнящий запах колобка, подошла к нему начала облизывать и говорит так нежно, ласково: “Колобок, Колобок, какой ты красивый, румяный, ароматный. Я, пожалуй, тебя съем!”

Не растерялся Колобок и отвечает ей “Не ешь меня лисонька, я спешу в лесную школу учиться, потому что хочу все знать, как ребята, которые мне сегодня помогли”. Лиса в ответ: “Выполни мое задание, тогда отпущу”.

Ох и трудное задание дала лиса. Попросил Колобок повторить, а лиса ему в ответ: “Стара я стала, плохо слышу. Сядь-ка на мою мордочку, да спроси еще разок, погромче”. Колобок вскочил лисе на мордочку, да еще раз попросил повторить задание. А лиса ему в ответ: “Сядь-ка на мой язычок да спроси еще разок!”. Колобок прыг ей на язык.

- Ой, что же делать, ребята,

скорее помогите Колобку. Нужно из геометрических фигур сложить квадрат.

- Что же это за геометрические фигуры? (Квадрат, четырехугольник)

- Как назвать одним словом? (Многоугольники)

- Сложите из этих геометрических фигур квадрат.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием и спасли Колобка.

А он уже покатился дальше и решил пойти в лесную школу, чтобы научиться так же быстро и легко решать задачи, чтобы не страшны ему были звери со своими хитроумными заданиями.

- Сколько раз нам пришлось помогать Колобку? (5).

Какие задания мы выполняли?

- Чему сегодня научился Колобок?

- Для кого из вас они показались такими же трудными, как для Колобка?