(Перед началом работы каждый участник мастер-класса получает “билет” в один из залов Музея Народного Искусства. Таким образом происходит деление на творческие группы дл практической работы)
I. Теоретическая часть.
Цель: Актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся
Велением времени стало применение учебного проектирования на всех этапах обучения в дошкольных и школьных учреждениях. (СЛАЙД 1. Презентация)
Это и интеграция, и погружение в тему, и детализация её составляющих, и, что немало важно, деятельность ученика, направленная на познание.
Деятельность, предполагающая определённую свободу: выбора подтемы, ролевого участия,
организации собственной деятельности.
Деятельность, предполагающая развитие у ребёнка механизма самооценки
и механизма работы над собственными недостатками, после принятия соответствующих выводов.
Большая роль здесь принадлежит учителю, как умелому и тактичному организатору деятельности каждого ребёнка. (СЛАЙД 2)
Чтобы деятельность была удачной, тема проекта должна быть личностно значима для ребёнка, принята им либо эмоционально, либо через принятие какого- то внутреннего противоречия, которое нельзя не решить. То есть в основе каждого проекта лежит личностно значимая для ребёнка проблема. От мотивации мы и отталкиваемся, инициируя деятельность ученика.
Все мы помним этапы работы методом проектов: (СЛАЙД 3)
- погружение в проект (деятельность по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач предстоящей деятельности)
- организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, выбор формы и способа презентации)
- осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации)
- презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности)
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В этот период закладывается ряд ценностных установок, которые влияют как на сформированность волевой сферы, так и на сформированность значимости деятельности, направленной на самообучение и саморазвитие.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности, укрепление положительной мотивации при работе по данной технологии. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость, намеренно снижая критичность учителя при повышенном эмоционально позитивном отношении к творческим удачам детей.
Во втором классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению проекта. Не следует сразу ориентировать учеников на решение сложной задачи. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.
В третьем и четвёртом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование обдумывания темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности и деятельности всего коллектива в целом.
Если проанализировать этапы творческого процесса школьников, выделенные Андриановым, то мы убедимся, что они перекликаются с этапами работы методом учебного проектирования. Следовательно, данный метод позволяет раскрытию творческих способностей учащихся, развитию креативности школьников. (СЛАЙД 4)
Но творчеству, как и любому другому мастерству нужно учиться. И начинать это обучение необходимо как можно раньше, ставя перед ребёнком задачи, требующие надситуативных решений. (СЛАЙД 5)
Метод учебного проектирования, повторяя все этапы творческого процесса помогает развитию творческого потенциала.
Тема сегодняшнего занятия является сквозной для всех 4 лет обучения в начальной школе. К ней можно обратиться как в 1-м так и в 4-м классе.
II. Практическая часть.
Сообщение цели практической части мастер-класса:
Сегодня я приглашаю вас в сказочный мир народного искусства. А любая сказка предполагает волшебство. Поэтому сегодня мы не только обобщим наши знания о народных промыслах, но и постараемся сотворить волшебство своими руками. Мы будем творить чудеса, используя свойства бумаги.
Чтобы не толпиться в одном зале и не мешать друг другу рассматривать экспонаты нашего музея, вы получили билеты в определённый зал, с которого и начнется ваше путешествие.
Вместе со своей творческой группой вы будете работать в мастерской вашего зала, а затем, на презентации познакомитесь со всеми выставочными площадками музея.
Самоопределение к деятельности:
Чтобы получить удовольствие от работы в мастерской каждого зала у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время работы и тогда наши изделия будут излучать тепло и доброту. Для того, чтобы настроение чуть-чуть улучшилось, попробуйте на счёт “раз” хлопнуть в ладоши, а на счёт “два” хлопнуть ладошкой по ладошке соседей. Приготовились? “РАЗ”, “ДВА”! Молодцы!
Ну, а теперь, чтобы разбудить жар-птицу нашего творчества мы ненадолго заглянем в каждый из залов.
(СЛАЙД 6)
Творения русских умельцев дороже душе моей
всяких иных.
И чем-то особым и звонким похожи на тех, кто
задумывал их.
В них песни простор, здесь замешаны круто
И слышатся даже в тиши
Сквозь дерзкий задор бесшабашная удаль,
Бесстрашная щедрость души.
(СЛАЙД 7) Первый зал посвящён знаменитому символу России – русской Матрёшке. Каждый иностранец, побывавший в России, обязательно увезет с собой эту нарядную девчонку. Хотя сейчас креативности матрёшечного промысла нет предела. Это и богатыри, и политические деятели, и церквушки, и сказочные герои.
(СЛАЙД 8) Второй зал поражает нас звоном чистого голубого неба, кристальных родниковых струй и легкостью белых облаков. Знаменитый русский фарфор. Он поражает нас удивительным умением при помощи только одной краски создавать колоссальную палитру образов.
(СЛАЙД 9) Словно Жар-птица раскинула крылья в следующем зале. Задела она золотым крылом непритязательную деревянную посуду, и вот уже и на царском столе такой рады. Суровый край с непроходимыми лесами подарил людям чудо, очень точно отразившее душу русского человека.
(СЛАЙД 10) Не просто игрушки – игрушки-символы, игрушки–обереги подарил нам Кировская область. Село Дымково считается одним из самых древних, где возник игрушечный промысел.
Удивительная простота не умаляет достоинств Дымковских Игрушек, а только подчёркивает их самобытность.
(СЛАЙД 11) В чём красота русской зимы? В чём её прелесть и неповторимость? Вологодские кружевницы научились сохранять в своих работах и зимние сказки заснеженного леса и искры морозных узоров на окнах и удивительную чистоту бескрайних снежных просторов России.
НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Возвращаясь к теме проектирования. Мы должны помнить, что на таком интересном познавательном и поэтическом материале мы не только развиваем кругозор и эстетическое восприятие ребёнка. Используя тему, мы обязательно развиваем речь детей и не должны упустить возможность работы по составлению текстов.
Наше экспресс-путешествие по залам музея закончилось. Далее приглашаю вас поработать в сказочной мастерской каждого из залов. Ваша задача: используя особенности колорита и орнамента своего жанра придумать неповторимый узор на предложенном вам изделии.
У вас на столах есть:
- виды орнаментов, присущих вашему жанру
- изделие, на котором вы будете всей группой создавать свой неповторимый узор
- всё необходимое для аппликационных работ.
Во время работы один из группы готовится к почетной должности экскурсовода. Для этого на столе лежит маршрутный лист-путеводитель по залу. Приветствуются любые творческие дополнения к материалам представления. В конце занятия экскурсовод, пользуясь маршрутным листом должен представить свой зал и изделие, изготовленное в мастерской.
Практическая работа:
Выполнять украшения мы будем в технике квилинга. Приложение 1
Давайте повторим основные этапы работы. (СЛАЙД 12)
- Офисную бумагу нужного цвета нарезать на полоски толщиной 5 мм по короткой стороне.
- Скручивать полоски можно разными инструментами. Можно использовать шило, стержень от ручки, зубочистку.
- Чтобы сделать аппликацию, нужно приготовить разнообразные формы из скрученных полос. Формы могут быть закрытые, т.е. склеенные и открытые, где клей не используется. Для аппликаций подходят и те, и другие. (СЛАЙД 13)
Инструкция по изготовлению деталей есть на столе у каждой группы.
Склеиваем аппликацию. Здесь можно использовать любые формы. (СЛАЙД 14)
Вам поможет инструкционная карта. Перед приклеиванием выравнивайте открытые завитки, чтобы они были одного размера. Клеем смазывайте сам завиток в двух-трёх местах. Плотно прижмите к основе и немного подержите. Не забывайте об аккуратности и чистоте на рабочем месте. (СЛАЙД 15)
Самостоятельная работа по изготовлению изделия.
Представление работы творческой мастерской с обязательным анализом деятельности группы и выводами о проделанной работе (во время рассказа экскурсовода демонстрируется слайд зала, в котором работала творческая группа)
Вывод: Итак, мы обошли с вами все открытые на сегодняшний день экспозиции Волшебного Музея Народного искусства. Вспомнили о тех чудесах, которые дарят нам народные промыслы. Попробовали сотворить чудо своими руками. Рассказали о нем и сделали соответствующие выводы о том, что получилось, а что нет, а вместе с этим повторили и прошли всеми этапами работы методом учебного проектирования. Я думаю, что презентация музея народных искусств прошла успешно. Давайте скажем друг другу “спасибо” за сотрудничество.
М А Р Ш Р У Т Н Ы Й Л И С Т
Зал "Русская Матрёшка" (Сергиев посад)
Экскурсовод рассказывает, обращая внимание присутствующих на слайд:
В этом зале – повсюду матрёшки
Расписные на куклах одёжки.
Пуговки литые завитые,
Петельки – застёжки золотые.
Матрёшки краше в мире нет
Есть у неё один секрет:
Её раскроешь, разберёшь –
Поменьше куколку найдёшь.
В ней живёт ещё одна кукла крутобокая,
Круглолица и ладна, да душа широкая!
В матрёшке можно отыскать сестричек 8 или 5.
Матрёшка – это народная деревянная, расписная игрушка. Её знают и любят во всём мире именно как символ русского народа, хотя идея создания подобной игрушки пришла к нам из Японии. Ей почти 120 лет. Нашу Матрёшку не спутаешь ни с чем. Яркие краски нарядов Загорских, Семёновских, Полховских, Вятских матрёшек вызывают добрую улыбку, поднимают настроение.
В этом зале мы представляем и работу нашей творческой мастерской: (опишите изделие так, чтобы присутствующие в вашем зале гости по достоинству оценили эксклюзивность вашей работы)
Мы считаем, что нам удалось …
У нас не получилось … потому что …
Что показалось важным, нужным, интересным в ходе сегодняшнего занятия …
Состав творческой группы: …
М А Р Ш Р У Т Н Ы Й Л И С Т
Зал "Золотая Хохлома" (Нижегородская область)
Экскурсовод рассказывает, обращая внимание присутствующих на слайд:
В следующем зале представлены изделия Семёновских мастеров – Хохломская роспись.
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша Хохлома.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи-перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
Существует легенда появления хохломской росписи. Давным-давно был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про то патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски Хохломы, а в память о мастере лишь три основные краски украшают изделия Семёновских мастеров.
Работа нашей творческой мастерской так же представлена в этом зале (постарайтесь описать изделие так, чтобы присутствующие экскурсанты по достоинству оценили эксклюзивность вашей работы)
Мы считаем, что нам удалось…
У нас не получилось … потому что ...
Что показалось важным, нужным, интересным в ходе сегодняшнего занятия …
Состав творческой группы: …
М А Р Ш Р У Т Н Ы Й Л И С Т
Зал "Дымка" (Кировская область)
Экскурсовод рассказывает, обращая внимание присутствующих на слайд:
Ели спят у большака в инее седом,
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом – голубые дали.
И село большое то “Дымково” назвали.
Вечера зимою длинны, и лепили там из глины
Всё игрушки не простые, а волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о “дымке” слава, заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду, удивительному чуду мы
поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке и поведём сейчас
рассказ.
Свои представления о мире, природе, человеке, о вечном добре, печали и радости безымянные авторы вкладывали в маленькие неприметные творения рук своих, скупыми средствами добиваясь выразительности образа. Каждый элемент древней Дымковской росписи несет в себе определённое значение: Круг – символ солнца, каравая хлеба. Точка обозначала звёзды (множество – обилие), волнистая линия – символ воды, которая течет и уносит с собой все неприятности, прямая линия обозначала дороги. Ну и, конечно, сама Дымковская барыня, которая олицетворяет собой плодородие, богиню Земли, женщину-мать. Это не просто игрушки – это игрушки-обереги.
Нашей творческой работой мы хотели… (опишите своё изделие так, чтобы присутствующие гости по достоинству оценили эксклюзивность вашей работы)
Мы считаем, что нам удалось…
У нас не получилось… потому что …
Что показалось важным, нужным, интересным в ходе сегодняшнего занятия …
Состав творческой группы: …
М А Р Ш Р У Т Н Ы Й Л И С Т
Зал "Голубое чудо Гжели"
Экскурсовод рассказывает, обращая внимание присутствующих на слайд:
Впервые местечко Гжель, что под Москвой, упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты, 1328 года. Такой чистой и белой аптекарской глины нет ни где на свете. Ученики Михаила Васильевича Ломоносова сочли её пригодной для создания русского фарфора.
Легкость белых облаков и небес купель,
Звон водицы родников отразила Гжель.
Словно и не из земли - так тонка, звонка!
Не из глины - из души-песни ветерка!
Гжель хороша всегда. И тогда, когда она ещё только белая глина, залитая в форму. И когда она выходит после первого обжига, приобретая неожиданно розовый цвет. И когда заготовки расписаны серым кобальтом, который станет таким пронзительно синим только после глазуровки и повторного обжига. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получается роспись! Самый излюбленный узор – Гжельская роза. А ещё украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жизни людей. Кроме посуды делают в Гжели малую скульптуру и игрушки – сказочные персонажи так любимые детьми.
В этом зале мы представляем и работу нашей творческой мастерской: (опишите изделие так, чтобы присутствующие в вашем зале гости по достоинству оценили эксклюзивность вашей работы)
Мы считаем, что нам удалось …
У нас не получилось … потому что…
Что показалось важным, нужным, интересным в ходе сегодняшнего занятия…
Состав творческой группы: …
М А Р Ш Р У Т Н Ы Й Л И С Т
Зал "Вологодские Кружева"
Экскурсовод рассказывает, обращая внимание присутствующих на слайд:
Зима царила на земле, метель кружила.
Вязала женщина платок, как ворожила.
Коклюшек звонкий перестук, да треск поленьев,
Огонь… Две быстрые руки бросают тени.
А за окном чисты, легки, снега кружились.
И на узор из-под руки сквозь нить ложились.
Зимы цветами кружева вдруг расцветали,
Летели тройкой по бескрайней Русской дали.
И оживали вдруг на них леса и птицы.
Свои секреты волшебства у мастерицы!
Вологодские кружева как вид декоративного украшения поражают роскошью ажурных узоров и переплетений. Существует предание, что в 1725 году Пётр I выписал из заграничных монастырей 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. До сих пор неизвестно, почему именно Вологда стала центром кружевоплетения. Возможно, пролегающие здесь торговые пути принесли сюда влияния иноземной моды, которая обрела на русской земле свои национальные формы. Целая фабрика крепостных помещицы Засецкой выплетала тончайшее кружево для дворян Санкт-Петербурга и Москвы. А позднее Анфия Брянцева положила начало традициям “вологодского манера” кружевоплетения. Их придерживаются кружевницы и по сей день, поражая нас поистине волшебными творениями рук своих.
Работа нашей творческой мастерской представляет собой небольшую салфетку, выполненную на вологодский манер… (опишите своё изделие так, чтобы присутствующие гости по достоинству оценили эксклюзивность вашей работы).
Мы считаем, что нам удалось …
У нас не получилось … потому что…
Что показалось важным, нужным, интересным в ходе сегодняшнего занятия …
Состав творческой группы:…