Раздел: «Каждый народ – художник»
Тип урока: интегрированный урок с применением ИКТ.
Область: изображение и украшение.
Цели урока:
- Дать представление о характере образа японской природы.
- Познакомить с творчеством японских художников К. Хокусая, М. Ханатакэ.
- Показать различия образов японского и русского пейзажей.
- Научить составлять разные композиции икебаны.
- Развить воображение, эстетический вкус и творчество.
- Воспитать трудолюбие.
Вид занятия: составление композиции, рисование по памяти и воображению.
Форма организации деятельности: размещение индивидуальных изображений, коллективная работа в группе.
Литературный ряд: японская поэзия (хокку), отрывок из трактата «О любви к лесам и источникам» Го Си.
Зрительный ряд: репродукции произведений К.Хокусая, М.Ханатакэ; образы японской природы; фотографии; словарь слов.
Музыкальный ряд: народная инструментальная японская музыка.
Художественные материалы: бумага (А3), гуашь (акварель), набор кистей; для составления икебаны: цветы, ветви сосны, коряги, камни, вазы, ракушки, бабочки и птицы, иглы, проволока.
Связь с другими предметами: технология, окружающий мир, экология, история и культурология, психология, музыка, валеология, художественное чтение.
Ход уроков
1-й урок
1. Организационный момент.
– Сегодня мы опять отправляемся в страну восходящего солнца – Японию. Поприветствуем гостей. Здравствуйте – КО-НИ-ШУ-А!
Тайна искусства этой страны состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым.
2. Беседа учителя. Доклады учеников с показом презентации. Работа со словарем.
Главная черта японского искусства – стремление к гармонии с природой.
Удивительное явление культуры Японии – это ландшафтные сады. В них растут крошечные, карликовые деревья: дубы, клены, лиственницы размером от 30 до 50 см.
Японцы могут часами любоваться садом камней, садом на воде. В саду можно увидеть искусственные водопады и ручьи, изогнутые мостики. И все-таки камни в саду везде. Их расположение, форма и цвет имеют свой смысл, историю, легенду. Для японцев камни священны. Как и священна сама природа. В Японии следят за чистотой воздуха и оберегают все вокруг.
Японские фотографы и живописцы огромное внимание уделяют отточенности рисунка, каллиграфически прорисовывая детали. Например, вместо того, чтобы попытаться охватить взором целое дерево, они наслаждаются красотой одной ветки, одной иголки. Есть целое направление «рисования сосновой иглы».
Японское искусство органично связано с поэзией. Поэзия представлена трехстишиями (хокку). Занесите слово хокку в словарь.
Над ручьем весь день
Ловит, ловит стрекоза
Собственную тень. (Тие-ни)
Гляжу – опавший лист
Опять взлетел на ветку.
То бабочка была. (Кито)
Творческие приемы очеловечения природы и ее явлений характерны для многих авторов Японии.
Го Си о сочетании гор и воды пишет: «Вода – это кровь гор, деревья и травы – их волосы, облака и туманы – их небесные одежды. Вода – это зеркало гор, в котором отражаются брови и глаза домов, вместе с тем вода – это душа человека».
Классическая пейзажная живопись Японии для вас представлена картинами художника Кацусика Хокусая.
– Картины каких художников вы видите? (Русских: И.И. Шишкина, И.И. Левитана.)
– Вы посмотрели картины японского живописца и русских пейзажистов Шишкина и Левитана. Чем похожи картины? (Изображают величие природы, восторгаются красотой природы.)
– Чем отличаются? (Художники Японии изображают мир природы, пристально вглядываясь в детали.) В этом и заключается особенность восточной живописи.
В конце марта Япония полностью преображается. Сотня тысяч деревьев покрываются белыми и розовато-белыми цветами, поэтому издали кажется, будто они окутаны облаками и покрыты хлопьями снега. На улицах Японии начинается настоящий праздник с вишневым ароматом – праздник сакуры.
В словарь заносим еще одно слово – сакура. Здорово сказал японский поэт, послушайте:
Идешь по облакам,
И вдруг по горной тропке
Сквозь дождь – вишневый цвет. (Кито)
Наш словарь можно пополнить еще одним словом, пришедшим из Японии – икебана.
Икебана – это вид изобразительного искусства, который выражает красоту кусочка природы. Возникло это искусство в VI веке.
Икебаны бывают разные по высоте. Композиции в высоких вазах называются нагеирэ, в низких – морибана. Запишите эти слова в словарь.
Композиции морибана можно дополнять камнями, причудливыми кусками дерева. И высокие, и низкие композиции можно украсить стрекозами, бабочками, птицами.
Каждый цветок, каждая веточка говорит на своем языке.
Сосна символизирует силу, роза – вечную молодость, листья папоротника – мир и покой, орхидеи, хризантемы, лотос – радость.
3. Актуализация знаний. Подготовка перед практической творческой работой.
Цель икебаны – выражать красоту, внести гармонию в помещение и повлиять на настроение людей.
Мастера Изображения и Украшения предлагают вам изобразить разные композиции.
– Какое настроение вы можете вложить в составление композиции? (Радость, удивление, равнодушие, тревогу, печаль, грусть, ликование, робость, обиду.)
– В своей группе выберите, какое настроение вы будете изображать, создавая икебану. Давайте еще раз произнесем правила составления икебаны.
- Самую красивую и высокую ветку располагаем в вазу. Она составляет одну из вершин треугольника.
- Ветка должна быть изогнута. Каждый изгиб передает какое-то действие, качество, настроение.
- Количество цветов и веток не имеет значения. Но нельзя нагромождать. Одна часть композиции должна притягивать (это могут быть: камень, коряга, цветущая ветка, бабочка).
- Лишние листья, ветви можно отрезать.
- Икебана в высокой вазе – нагеирэ, в низкой – морибана.
- Продумываем сочетание материала и вазы, материалов между собой.
- От растений берут не только цветы и ветви, но и корни, коряги, обрубки стволов, колючие ветви без бутонов.
- Композиции морибана по желанию можно разместить в плетенках, в низких вазах, дополняя камнями, причудливыми кусками дерева, создающими впечатление маленького кусочка природы.
- Можно создать композицию, не используя вазы, плетенки. Внести можно что-то свое в составление икебаны. Современные школы составления икебаны в Японии предлагают для составления композиции использовать фрукты, овощи, детские игрушки.
Правила работы:
В группе выслушивать мнение каждого, вместе отбирать материал, работать вместе.
Я приглашаю вас открыть двери в мир фантазии, выдумки и творчества.
4. Работа детей в группах по составлению композиций.
5. Подведение итога работы по составлению композиции.
Обратите внимание на нашу маленькую выставку, на которой собран кусочек природы Японии. На ней находятся предметы в японском стиле. Давайте ее пополним своими композициями.
6. Перемена.
Прозвени-ка, дружок –
Голосистый звонок,
Перемену ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.
2-й урок
1. Организационный момент. Рефлексия
(Звучит японская инструментальная музыка, учащиеся выполняют упражнения.)
– Вы вдохнули энергию. Движения ваши плавные, как волны моря. Ваше тело становится бодрым, сильным, активным, а ум – светлым. Эта энергия поможет вам быть любознательными, внимательными и наблюдательными. Такие упражнения японцы делают каждый день. Надеюсь, что эти движения помогли вам настроиться на работу.
2. Беседа учителя. Фасад дома или пагоды (священного храма в Японии) обращен к традиционному саду: ручей, скалы, глыбы камней, слегка изогнутый мост, водопад, пруд. Стремление к гармонии с природой – главная черта японского искусства.
3. Выставка зарисовок японских художников. Беседа по картинам.
Обратите внимание на эскизы и зарисовки японского художника. Зарисовки Мураками Ханатакэ гармонично переплетаются с поэзией японского поэта Бусона.
4. Актуализация знаний. Подготовка перед практической творческой работой.
Создавая свой неповторимый пейзаж на свитках, вы можете использовать какие-то отдельные зарисовки. Мастер Постройки помог вам изобразить жилище японцев. Мастер Изображения приглашает вас в мир японского пейзажа.
– Как изображают природу японские художники? (Изображают детально: отдельное дерево или ветка с птичкой, цветок с порхающей бабочкой, ветка сакуры.)
– Очень важно красиво скомпоновать ветку или стебель дерева, куст на листе. Листья и цветы изображайте группами, не разбрасывая их по одному.
– Какое растение оживит вашу картину, создаст праздник? (Сакура.)
– Подумайте, где вы расположите все детали пейзажа? Не старайтесь делать изображение многоцветным.
– Какие цвета возьмем за основу? (Желтый, синий, красный.)
– Какими красками будем изображать пейзаж? Какой он должен получиться? (Нужно работать жидкими красками, чтобы изображение получилось прозрачными.) Линии рисунка должны быть выразительными, легкими.
5. Физминутка (упражнение для глаз).
– Посмотрите на спектр цветов, какой цвет приятен вашим глазам? Если вам хочется отдохнуть, успокоиться, посмотрите на зеленый, белый цвета. Если вы почувствовали азарт, взбодрились и вам хочется продолжить пребывать в этом состоянии дальше, то посмотрите на красный, оранжевый, синий.
6. Практическая работа.
Изображайте природную среду. Принимайте удобное положение. Можно рисовать стоя, сидя, менять положение. Для работы возьмите фантазию, воображение, память и терпение. Постарайтесь передать легкость линии.
7. Подведение итогов. Анализ работ.
– Что в работе вам показалось сложным?
– Что вас удивило, вызвало интерес?
8. Выставка.
9. Рефлексия.
– Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?
Вы побывали в стране солнца, зарядились энергией большого Светила и стали маленькими солнышками. Мне хочется, чтобы вы не растеряли это тепло, согрели им тех, кто в этом нуждается, и сами светились миллионами огоньков удачи, счастья и любви. Я вас люблю!
10. Пожелание.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам.
Прикладывайтесь к родникам, –
Ничто не повторится.
11. Уборка рабочего места.