Цели:
- Уменьшение количества курящих школьников;
- Формирование устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни.
Задачи:
- Предоставить учащимся объективную информацию о табаке, последствиях курения; сформировать представления о негативном влиянии курения на различные сферы жизни человека (здоровье, учебу, работу, личную жизнь и т.п.)
- Сформировать у учащихся негативное отношение к курению;
- Сформировать у учащихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к сигаретам;
- Стимулировать процесс прекращения курения среди курящих школьников, а также курящих родителей.
- Развитие коммуникативных навыков учащихся.
Предполагаемый результат:
- В результате внеклассного мероприятия предполагается, что школьники обратят внимание на собственное здоровье и здоровье своих родителей;
- Побудить школьников отказаться от курения;
- Воспитать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем.
Мероприятие должно закончиться созданием стенгазет; буклетов; сказок для младших школьников, направленных на пропаганду здорового образа жизни и отказ от курения; рисунков, для пачки сигарет (чтобы, увидев ее, человеку не захотелось попробовать содержимое).
Оборудование: мультимедиа, ватман, фломастеры, иллюстрации, чистые листы бумаги, карандаши, клей, ножницы и т.д.
Ход занятия
I. Вступительное слово
Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости!
Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить о вредных привычках.
Цель нашего занятия: рассказать об истории табака, дать вам правдивую информацию о влиянии табака на организм человека, экологию, ваш успех в дальнейшей жизни.
Кажется, что в молодости просто необходимо рисковать, нарушать запреты, бросать вызовы и вообще все ниспровергать. Жизнь только начинается. Почти ничего еще неизведанно, неиспробовано. А попробовать хочется. Особенно, когда это связано с риском. И частенько с риском для здоровья и жизни. Первая сигарета. Первая рюмка крепкого алкогольного напитка.… Конечно же, окружающие нас люди могут по - разному влиять на нас. Поэтому очень важно уметь разбираться в характере оказываемого на нас влияния, отличать положительное от отрицательного. И самое главное, важно научиться самостоятельно, принимать решение, которое не наносило бы вреда собственным интересам и здоровью.
II. Анкетирование.
Наше занятие начинается с анкетирования. Для этого вам нужно шариковой ручкой обвести ваш ответ, фамилию писать не нужно. (5 мин.) (Приложение 1)
III. История о табаке, сигаретах.
У вас на столе у каждой группы лежат истории о табаке, сигаретах и курильщиках. Ваша задача прочитать свою историю и каждому из группы нужно рассказать присутствующим о том, что вы узнали. (Предложения между собой распределите сами.)
(Ребята читают истории, распределяют информацию, рассказывают другим 10-15 мин.)
История первая
История первая гласит: 15 ноября 1492 года Христофор Колумб сделал в своем дневнике запись о «тлеющих головешках» и о том, что не в состоянии понять, какую пользу они приносят человеку. Колумб видел их в кубинских селениях. Его удивило странное поведение аборигенов. Они сворачивали в трубки большие желто- зеленые листья, какого – то растения, один конец трубки поджигали, а другой клали в рот. «Пить дым аборигенам нравилось. Трубки индейцы называли, «табако» или «сигаро».
История вторая
История вторая гласит: На Русь «тлеющие головешки» завезли английские купцы в 1585 году. Наши предки увидели в них козни злых сил. Борьба с курильщиками началась уже при царствии Михаила Федоровича. Подружившихся с синим дымом, наказывали: первый раз – 60 палок по стопам, второй раз – отрезали нос или ухо. Жестоко, но во благо. Так же в 1585 году в Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. Однако Уолтер Роли, фаворит двора королевы Елизаветы, популяризовал курение табака. Римские папы даже предлагали отлучать от церкви курящих и нюхающих табак. В назидание потомству пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене.
История третья
История третья гласит: С 1649 года было «велено всех, у кого найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда зелье получено». Яков I объявил курение вредным, неблагочестивым и неподходящим для цивилизованного человека занятием. Свой знаменитый труд «О вреде табака», опубликованный в 1604 году Яков I закончил словами: «привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких…» Это была первая книга о вреде курения. Пока Яков I негодовал, врачи прописывали курение как противоядие от насморка и от лихорадки, а кое–кто считал даже, что вдыхание табачного дыма может застраховать от чумы.
История четвертая
История четвертая гласит: Когда табак перешагнул Пиренеи, и попал во Францию, французский посол Жан Нико подарил листья и семена табака королеве Франции Екатерине Медичи. Причем табак характеризовался как «средство для придания бодрости», хорошего настроения и даже ...считался лекарством от зубной и головной боли.
Во Франции табак первое время называли «травой Нико». Позже, в честь французского посланника, самый известный табачный алкалоид был назван никотином 1697 год. 1697 году Петр I разрешил торговлю табаком. Он сам стал заядлым курильщиком, после посещения Голландии. Разрешил ввоз табака, но обложил большой пошлиной.
IV. Влияние никотина на организм человека.
Курение, как одна из вредных привычек, давно распространилось и укоренилось у многих народов, став поистине эпидемическим заболеванием современного общества. О том, какое влияние оказывает никотин на организм человека, мы узнаем из следующего сообщения.
(Выступление приглашенного врача или подготовленного ученика, просмотр презентации.) (Приложение 2), (Приложение 3)
V. Влияние на экологию.
(Выступление учителя экологии)
Установлено, что в организме курильщика задерживается только четвертая часть никотина. Еще одна четвертая разрушается при сгорании и остается в окурке. Остальное количество, то есть половина, загрязняет воздух помещения, в котором курят.
Человек, который находился в течение часа в накуренном помещении, получает такую же дозу ядовитых веществ, как будто он выкурил 4 сигареты. Поэтому курильщик наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих людей.
Наличие полония, радиоактивного свинца и висмута в табачном дыме, дает право считать, что не только тем, кто курит, но и всем, кто дышит этим дымом, прежде всего детям. Расстройство сна и аппетита, нарушение деятельности желудка и кишечника, повышенная раздражительность, плохая успеваемость и даже отставание в физическом развитии - вот перечень явлений, причина которых в пачке сигарет.
Подсчитано, что население земного шара ежегодно выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет. Общая масса окурков, бросаемых, где попало, достигает 2520000т. Курящие ежегодно «выкуривают» в атмосферу 720 тонн синильной кислоты, 384000 тонны аммиака, 108000 тонн никотина, 600000 тонн дегтя и более 55000 тонн угарного газа и других составных частей табачного дыма.
При массовом распространении курения становится социально-опасным явлением. Ведь курящие люди отравляют атмосферу, повышают концентрацию канцерогенных веществ в воздухе, ведут к учащению пожаров в быту, на производстве и в лесу.
Некурящие люди буквально в принудительном порядке вынуждены дышать «выхлопными газами» курящих.
Что такое «пассивное курение»? (Пассивное курение – это вдыхание сигаретного дыма, человеком, который сам не курит, но находится в окружении курящих. Пассивные курильщики подвергаются тем же опасностям, что и курящие, но в гораздо меньшей степени.)
VI. Социологические исследования.
У вас на столах есть данные о курящих в разных станах. Расскажите о них.
В США ежегодно связано 225 тысяч летальных исходов от болезней сердечно-сосудистой системы, больше 100 тысяч – от рака легких, свыше 20 тысяч случаев смерти – от болезней органов дыхания.
В Великобритании ежегодно теряется свыше 50 миллионов рабочих дней вследствие курения, стоимость лечения болезней, вызванных курением, ежегодно составляет более150 миллионов фунтов стерлингов.
Польша. По подсчетам польских экономистов, доходы от производства и реализации табачных изделий: составляют в этой стране лишь около половины стоимости экономических потерь из-за болезней и преждевременной смерти курящих.
Европа теряет ежегодно более 800 тысяч жизней своих курящих граждан. Это число равнозначно шести авиационным катастрофам огромных аэробусов с гибелью всех их пассажиров каждый день в году.
Поэтому в развитых странах общество давно бьет тревогу по этому поводу. Там развернуты широкомасштабные компании по борьбе с курением. Причем основа их – вовсе не преследование курящих, а защита прав каждого на чистый воздух. И результат уже есть
Франция. Курение выходит из моды у юных французов.
Таков итог недавнего исследования опубликованного в прессе подростков в возрасте от 12 до 18 лет воспринимают курящего как «грустного» человека. В ряде стран, таких как Швеция, Финляндия, приняты даже специальные законы о табаке, охватывающие все стороны данной проблемы.
Россия, Бурятия.
По данным Российского Информационного Агентства "Новости", в настоящее время Россия занимает первое место в мире по потреблению табака и темпам прироста числа курильщиков. На сегодняшний день в нашей стране курят 77 процентов мужчин, 27 процентов женщин и 42 процентов детей и подростков. Растет заболеваемость и смертность. По последним данным Всемирной Организации Здравохранения, заболеваемость раком легких в России за последнее десятилетие выросла на 63 процента. От причин, связанных с потреблением табака, ежегодно умирает 300 тысяч человек.
Объем производства сигарет в России в 2001 году вырос по сравнению с 2000 годом с 345 до 375 млрд. штук. В стране выкуривают примерно 300 млрд. сигарет в год - по 103 пачки на душу населения, включая новорожденных. Приобщение к табаку начинается все в более раннем возрасте. Среди школьников седьмых-восьмых классов курят 8-12 процентов.
Регионы РФ забили тревогу о неснижающихся темпах роста количества курильщиков среди молодых людей, а также о снижении возраста курильщиков. Из опубликованных наиболее высокими данные показатели оказались в Бурятии, где, согласно социологическим опросам, курят 75 процентов юношей и 37 процентов девушек.
А в столице, как сообщает газета "Московский Комсомолец", за последние 20 лет в 10 раз выросло число курящих женщин. И среди курильщиц почему-то чаще встречаются те, чей достаток либо высокий, либо, наоборот, очень низкий. Женщины со средним доходом семьи как-то обычно не курят. Москвички стали дымить по-западному. По данным Российского онкологического центра, ситуация с курением в Москве все больше напоминает европейскую, где число мужчин и женщин, страдающих табачной зависимостью, примерно одинаковое. При этом отмечается, что около 70 процентов столичных курильщиков в возрасте 30-33 лет хотят избавиться от вредной привычки, однако не могут самостоятельно справиться с табачной зависимостью. Причем, женщины гораздо быстрее приобретают зависимость от вредных привычек и труднее от них избавляются.
VII. Мифы о курении.
Среди курильщиков существуют различные мифы, давайте послушаем их.
Миф первый: Курево успокаивает нервы и спасает от стрессов.
На самом деле компоненты табака (смолы, никотин, дым и т.д.) не расслабляют, а просто «тормозят» важнейшие участки центральной нервной системы. Зато, привыкнув к сигарете, человек без неё уже расслабиться не может. Получается замкнутый круг: и возникновение и прекращение стресса зависят от курения.
Миф второй: Курящие люди дольше сохраняют стройную фигуру.
Во-первых, кругом полно дымящих толстяков. Во–вторых, притупляя сигаретой чувство голода, вы провоцируете развитие гастрита и язвенной болезни желудка. В-третьих, худеть с помощью курения – это всё равно, что привить себе инфекционную болезнь и «таять на глазах от неё».
Миф третий: Сигареты с пометкой «лёгкие» не так вредны, как обычные.
Увы, это не так. Постоянно используя легкие сигареты, курильщики затягиваются чаще и глубже, что, впоследствии, может привести к заболеванию раком не самих легких, а, так называемой, легочной периферии – альвеол и малых бронхов.
Миф четвертый: Столько людей в мире курят, и ничего – живут.
ЖИВУТ, но как? Молодые до болячек, связанных с курением, просто еще не дожили, а пожилые скорее лечатся, чем живут полноценной жизнью. Сегодня доказана прямая зависимость между курением и раком легких. Табачный дым разрушает ген р53, подавляющий развитие рака. К тому же курильщики чаще страдают от язвы желудка и сердечно-сосудистых заболеваний. Курение также нередко приводит к хроническому бронхиту.
VIII. “Незаконченное предложение…”
Сейчас вам предстоит дополнить предложения. Вы пишете на листочках только ваши мысли.
Курение – это …
Сигарета в руке – это …
Не курить – это значит не …
Для того чтобы бросить курить, нужно…
В моей семье курит лишь …
Курение в нашей семье – это …
Курение дает мне возможность …
IX. Психологический тренинг.
Часто ребята начинают курить из-за того, что им предложил кто-то из старших ребят, из боязни, что их могут побить, если они не согласятся. Тем самым они показывают, что они слабые, бояться быть ответственным перед самим собой.
Сейчас вам предлагается поиграть. У вас лежат жизненные ситуации, которые часто происходят с подростками. Ваша задача прочитать ситуацию и дать убедительный отказ тому, кто предлагает закурить.
Ситуация 1: Ребята всем классом пошли в поход с ночевкой. Дошли до места, разбили лагерь, девочки стали готовить обед. К Андрею подошли приятели Сережа, Женя и Витя. “Пошли с нами”, - сказал Витя и показал что-то, спрятанное под курткой. Андрей не сразу, но разглядел горлышко бутылки с вином. “Нет”, - возразил он…..
Ситуация 2: Миша пришел на день рождения к однокласснику. Там уже собрались сверстники. Саша достал из кармана сигареты и предложил побаловаться. Петя охотно согласился (подумаешь, один раз), а Миша решительно отказался…
Ситуация 3: Ребята, жившие в одном доме, решили встретиться в новогоднюю ночь во дворе, чтобы покататься с горки. Родители разрешили. Саша зашел за Андреем, затем вместе направились за Сережей и Виталиком. Виталик почему-то долго копался в своей комнате, а когда вышли на улицу, сказал: “А я что принес!” - и достал спрятанную бутылку с вином. “Вот это да!” - восхитился Андрей. Сережа смутился, а Саша решительно заявил: …
Ситуация 4: Девушки собрались у Тани послушать новые диски. Да и потанцевать под хорошую музыку разве плохо? После танца разгоряченные и взбудораженные девчата решили отдохнуть. И тут Катя предложила оттянуться. Родителей не было дома, а на полочке в стенке лежала открытая пачка папиных сигарет: почему бы не попробовать? Достав одну, она протянула зажженную сигарету Маше, та нерешительно протянула руку, но тут же отдернула ее и сказала:….
Умение отказаться от предложенных сигарет – это показатель вашей взрослости, вашей самостоятельности. Если вы откажетесь от курения, вы можете собой гордиться. Значит, в этой жизни вы сможете добиться самого лучшего в жизни.
X. Мысли мудрых людей о вреде курения.
Прочитайте высказывания о вреде курения, объясните, как вы это понимаете.
“Всякий курящий должен знать и помнить, что он отравляет не только себя, но и других.” Н.А.Семашко
“Человек, переставший курить и пить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, которые с новой верной стороны освещают для него все явления жизни” Л.Н.Толстой
Подумайте, какие преимущества можно приобрести, если не курить:
- не придется мучиться, что негде купить сигареты.
- не будете испытывать неудобства, и раздражаться в общественных местах, где не разрешается курить
- жизнь будет длиннее на 10-20 лет. И это будут годы без отдышки, без сердечных болей и невзгод
- будете выглядеть лучше
- любимые не будут задыхаться в табачном дыму
- лучше выпить чашечку чая, потанцевать, заняться спортом или просто выехать на природу
- у вас появятся деньги, потому что не придется покупать сигареты.
XI. Творческая работа учащихся.
Вы подошли к самому ответственному заданию. Ваша группа должна создать проект, который будет направлен на пропаганду здорового образа жизни и отказ от курения. Предлагается нарисовать стенгазету, создать буклет, написать сказку для младших школьников, рисунки против табака; рисунки для пачки сигарет, чтобы он они вызвали отвращение.
XII. Защита. Анкетирование. (Приложение 4)
XIII. Рефлексия.
Я что-то открыл (называя конкретно что); я выполнил…;мне понравилось сегодня… (Приложение 5)
Спасибо всем ребятам за активную работу, надеюсь, что вы узнали больше сегодня на мероприятии, хотелось бы, чтобы вы донесли информацию до своих родителей, родственников, друзей и призвали их отказаться от курения. До новых встреч!