Разработка урока географии (обзор нового материала)

Разделы: География


Цель:

  • познакомить учащихся с особенностями природы материка, с растениями и животными Африки.
  • развивать речевую деятельность, навыки самостоятельной работы и самоконтроля;
  • воспитывать любознательность, внимание к экологической ситуации.

Оборудование:

  • физическая карта Африки
  • атласы для 7 класса,
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • презентация Microsoft Power Point,
  • карточки с новыми словами.

Ход урока

Орг. момент:

(Слайд 1) Африка - это самый жаркий континент, второй по величине, по его территории протекает самая длинная река мира Нил(6671км).На этом материке найдены останки самых древних людей, но не только эти факты делают Африку интересной, а ещё и природа, её животный и растительный мир. И сегодня мы с вами продолжим изучение компонентов природы этого удивительного материка, познакомимся с природными зонами, растениями и животными.

Повторение:

Для того, чтобы познакомиться с новой темой, давайте вспомним:

  1. В каких климатических поясах находится Африка? (ответы учащихся: экваториальный, субэкваториальный, тропический и субтропический)
  2. Какие условия способствуют образованию пустынь? (ответы учащихся: малое количество выпадающих осадков, высокая температура, высокое испарение)
  3. Какие условия необходимы для влажных экваториальных лесов? (ответы учащихся: высокие температуры воздуха, большое количество осадков в течении года)

Изучение нового материала:

Сегодня мы познакомимся с природными зонами Африки. Начертите таблицу и всё, что мы сегодня будем узнавать, запишем в таблицу.

Климатический пояс Природная зона Растения Животные Приспособления животных и растений к условиям
Экваториальный Влажные экваториальные леса      
Субэкваториальный Саванны      
Тропический Пустыни      
Субтропический Жестколиственные леса      

Практическая часть урока: графы заполняют учащиеся в процессе урока и отмечают природные зоны в контурной карте.

Рассмотрим, какие природные зоны встречаются на территории Африки? (Слайд 2) (Учащиеся читают и знакомятся с природными зонами Африки)

  1. И начинаем изучение с самой, пожалуй, таинственной и красивой зоны - экваториальных и переменно-влажных лесов (Слайд 3) (Учащиеся знакомятся и отмечают территорию зоны в контурных картах)
    Давайте вспомним, какие климатические факторы формируют зону экваториальных и переменно-влажных лесов? (Учащиеся называют свои версии) А теперь посмотрим на правильный ответ. (Слайд 4) Подумайте, если есть влага и тепло, как это способствует росту растений и будет ли богат растительный мир? (Слайд 5-7) Столь благоприятные условия позволяют деревьям расти так густо, что каждое вновь зародившееся растение вынуждено бороться за жизнь. Оно буквально пробивается сквозь толщу леса. На слайдах мы видим богатство, созданное природой, но африканские джунгли таят в себе ещё большую красоту (Слайд 8). А если столь богат растительный мир, то непременно должен быть и животный. (Слайд 9-11) Каждый ярус экваториальных и переменно-влажных лесов занимают определённые виды животных, и самый верхний ярус занимают, конечно же, птицы (Слайд 12)
  2. Продолжаем знакомство с природными зонами Африки. И следующая природная зона с не менее удивительным растительным и животным миром – саванны (Слайд 13). Отметьте границы этой зоны в контурных картах. Саванны не столь богаты деревьями, так как это зоны произрастания в основном травянистых растений, и лишь изредка встречаются одиноко стоящие деревья (Слайд 14). Африканские саванны, лежащие, в субэкваториальном поясе, то изнывают от жары, то тонут в дождях. (Слайд 15) И в то же время саванны - дом для многих животных. Почему? (Варианты ответов учащихся). Верно, трава - это пища для травоядных, а если есть травоядные, то, по теории существования пищевой цепочки, будут и животные, которые ими питаются. (Слайд 16-30).В африканских саваннах можно встретить удивительные и величественные растения - это баобаб и драконовое дерево (Слайд 32-34). Эти гиганты помогают многим животным пережить сезон засухи. (Слайд 35-36).
  3. Южнее и севернее зон саванн простираются бескрайние просторы африканских тропических пустынь (Слайд38-42). Самой жаркой и смертоносной является Ливийская пустыня, температура в ней достигает 50 градусов. А самой крупной обширной – пустыня Сахара. Не один другой материк не может похвастать таким большим разнообразием пустынь – Калахари, Намиб. Животный и растительный мир приспосабливаются к тяжёлым пустынным условиям. Например, некоторые растения вместо листьев имеет колючки, а, пожалуй, самое уникальное растение Вельвичия - великая. Это дерево способно жить до 150 лет (Слайд43-44). Изредка в пустынях встречаются островки жизни - оазисы. Это своеобразные зелёные зоны жизни, в тени оазисов и люди, и животные могут обрести пищу и воду. Там произрастают финиковые пальмы, дикие арбузы (Слайд45-47). Изнуряющая жара и знойный ветер невыносимы даже для камней. Иногда в пустыне слышны раскаты грома, на самом деле это не гром, это треск разрушающихся от жары пород (Слайд 48). Животный мир пустынь весьма скуден (Слайд 45-47). Из крупных животных встречается верблюд – он способен долгое время обходиться без воды, так как в его горбах имеются запасы жира. И при долгих безводных переходах жир расщепляется, обеспечивая верблюда всем необходимым (Слайд 49). Почти все животные пустынь ведут ночной образ жизни, прячась днём в тени камней или норах (Слайд 54).
  4. Как и на каждом материке, в Африке есть горы. На севере материка это горы Атлас, на юге - Капские и Драконовы горы, а также Эфиопское нагорье. Для этих форм рельефа характерна высотная поясность. Удивительна красота африканских гор (Слайд 54-56).
  5. Природные зоны Африки стремительно меняются, безвозвратно исчезают растения и животные. Природа Африки очень ранима и хрупка, и если человек не позаботится о ней, то, возможно, в будущем нашим потомкам доведётся видеть её лишь на картинках (Слайд 57).

Закрепление изученного:

Почему формируется зона пустынь? Почему, по вашему мнению, экваториальные леса называют «лёгкими планеты»? Что влияет на биологическое разнообразие африканских саванн? Сколько природных зон на территории Африки?

В парах учащиеся задают друг другу вопросы по пройденной теме.

Домашнее задание:

Параграф 28, подготовить сообщение о мерах охраны природных зон Африки.