Цель мероприятия:
- развивать у детей любовь к пушкинскому слову;
- развивать умение внимательно работать с текстом;
- развивать интерес к творческой деятельности.
Оборудование:
- портрет А.С. Пушкина, книги с его произведениями;
- выставка работ учащихся;
- декорации к сказкам А.С. Пушкина;
- компьютерная презентация, подготовленная учителем;
- музыкальные произведения на стихи А.С. Пушкина;
- в центре зала столы, накрытые белыми скатертями; на столах подсвечники, мальчики в строгих костюмах, девочки в бальных платьях.
Ход мероприятия
Ведущий: В Москве много памятников замечательным людям. России, есть кем гордиться. В центре Москвы на Пушкинской площади памятник нашему земляку, великой гордости России, поэту А.С. Пушкину.
10 февраля 1837 года Пушкин был смертельно ранен на дуэли.
Прошло 173 года, но русский народ сохранил любовь к своему поэту.
1-й ученик: «Нет, весь я не умру…».
Ведущий:
Представьте себе поздний вечер в московском доме Пушкиных в Харитоньевском переулке.
(под звуки вальса пары входят в зал).
Собралось много гостей, среди них было много интересных, известных людей того времени…
(пары останавливаются перед зрителями и произносят)
…Карамзин, поэт Батюшков, Жуковский.
С раннего детства мальчик приобщался к хорошей музыке и литературе.
(дети играют на музыкальных инструментах)
Много сказок услышал будущий поэт от своей няни. От неё он научился уважать русские традиции, старину.
2-й ученик: «Татьяна верила преданьям…»
Ведущий: Позднее Пушкин посвятил своей няне лучшие свои стихи.
3-й ученик: «Подруга дней моих суровых…»
Ведущий: Стихи поэта очень музыкальны. Лучшие композиторы написали музыку к его стихам.
(дети поют хором «Буря мглою…»)
Многие из стихов посвящены прекрасным женщинам.
4-й ученик: «Я помню чудное мгновенье…» (под музыку).
Ведущий:
«Былое нельзя воротить,
И печалиться нечему.
У каждой эпохи свои подрастают леса,
А всё-таки жаль, что нельзя
С Александром Сергеевичем
Поужинать, в яр заскочить,
Хоть на четверть часа».
(Под музыку вбегает в зал «тройка»)
5-й ученик: «Что ты ржёшь…»
(выбегают цыгане)
«Эй, мужик, гони-ка к яру,
Лошадей, брат, не жалей…»
(тройка делает круг)
Ведущий: Вот выхожу я на улицу и вдруг замечаю, что у самых Арбатских ворот ямщик стоит, Александр Сергеевич прогуливается. Ах, нынче, наверное, что-нибудь произойдёт.
Ямщик: «Барин, куда ехать изволите?»
Пушкин:
«Мчаться тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий.
Мутно небо, ночь мутна,
Колокольчик дин-дин-дин
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин.
Эй, пошел ямщик!»
Ямщик:
«Нет мочи,
Коням, барин, тяжело,
Вьюга мне слипает очи,
Все дороги замело.
Хоть убей, следа не видно.
Сбились мы,
Что делать нам?
Куда ехать?»
(показ презентации)
Пушкин: «Где я только не бывал:
Родился я в Москве («Москва, Москва…») – 5-й ученик.
Учился в Царском селе,
Был сослан в Бессарабию,
Жил в Одессе, под Тверью,
В Санкт-Петербурге. («Люблю тебя, Петра творенье…») – 6-й ученик
И все с вами ямщиками
По дороге, по дороге («По дороге зимней…») – 7-й ученик
Ямщик:
Ну вот и на дорогу выбрались.
И буря утихла.
Как будто весной запахло.
Пушкин:
А жаль! Весной я болен и расстроен.
Летом ленив.
Но стихи посвятил каждому времени года.
8-й ученик: «Вечор, ты помнишь…»
9-й ученик: «Под голубыми небесами…»
10-й ученик: «В тот год весенняя погода…»
11-й ученик: «О лето красное…»
Пушкин:
«Нет покой не для моей души.
Меня даже в стихах в дорогу тянет,
То к испанцам, то к цыганам.
Ведь я не один французский язык изучал».
(Вбегают цыгане.)
Эй, веселиться едем,
Эй, танцевать едем,
Эй, песни петь будем.
(танец цыганочка)
Ямщик: Куда дальше, барин?
Пушкин: «Да хоть куда, хоть к Лукоморью.»
Ямщик:
Барин, вы право, как ребёнок,
Где же в поле море?
Пушкин: Как это ты, милый друг, вообразить не можешь. Взрослый дядя! Вот дети хотят и вообразят.
12-й ученик: «У лукоморья…»
(Дети обыгрывают стихи в костюмах».)
«И там я был, и мёд я пил,
У моря видел дуб зелёный,
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.»
Ведущий: Знаете вы какие людские пороки высмеивал Пушкин в своих сказках? (злоба, зависть, жадность).
«Сказка о Спящей царевне» (обыгрываются сценки из сказок)
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Ведущий: Сколько бы ещё написал Александр Сергеевич, но 10 февраля 1837 года он погиб.
- У него время – слов первый сорт. И перо остро.
- Он губаст и учен, как черт. И всё ему просто.
- Жил в Одессе, бывал в Крыму, ездил в карете. Деньги в долг давали ему до самой смерти
- Очень вежливый и тихий. Делами замученный. Жандармы его стихи на память заучивали.
- Даже царь приглашал его в дом, желая при этом «потрепаться» о том, о сём с таким поэтом.
- Он красивых женщин любил любовью не чинной. И даже убит был красивым мужчиной.
- Он умел бумагу марать под треск свечки. Ему было за что умирать у Чёрной речки.
(родители зажигают свечи на столах, дети несут их к портрету.)
Ведущий: Со временем боль утраты проходит. Но пока издаются книги Пушкина, пока произведения Александра Сергеевича читают, он будет жить. И кажется, что его стихи обращены к каждому из нас.
(учитель гасит свечи)
«Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не грусти
В день уныния смирись,
День веселья – верь, настанет…»