Урок по черчению "Сопряжение сторон углов дугами" (9-й класс)

Разделы: Технология

Класс: 9


Цели: развитие у учащихся аналитических умений, развитие логического мышления.

Задачи урока: познакомить учащихся с применением сопряжений в технических формах, предметах быта, научить строить сопряжение между сторонами углов; развивать логическое мышление, познавательный интерес, умение работать чертежными инструментами; воспитывать точность и аккуратность, внимательность и усидчивость.

Оборудование: таблица “Сопряжения”, технические детали, имеющие плавные переходы, карточки-задания.

Ход урока:

Проверка д.з.:

Задание: Проверка чертежей деталей (взаимопроверка учащихся).

Работа по карточкам:

Карточка 1.
  1. В готовальню входят…
    1. циркуль;
    2. лекало;
    3. рейсфедер
  2. Какой формат принят за единицу измерения других форматов?
    1. А0
    2. А1
    3. А4
  3. Где на листе формата принято размещать основную надпись?
    1. в левом нижнем углу
    2. в правом нижнем углу
    3. в правом верхнем углу
  4. К прерывистым линиям относятся
    1. Тонкая
    2. Штриховая
    3. Штрихпунктирная
    4. линия сечений
    5. толстая
  1. Буквой R обозначается
    1. расстояние между любыми двумя точками окружности,
    2. расстояние между двумя наиболее удаленными противоположными точками,

расстояние от центра окружности до точки на ней.

Карточка 2.
  1. Высота чертежного шрифта обозначается буквой …
    1. А
    2. H
    3. V
  2. Буквы и цифры чертежного шрифта выполняют с наклоном _____ градусов к линии строки.
    1. 700
    2. 450
    3. 750
  3. Относительно толщины какой линии задаются толщины всех других линий чертежа?
    1. основной сплошной толстой
    2. основной сплошной тонкой
    3. штриховой
  4. Чертежный шрифт бывает
    1. Прямой
    2. Наклонный
    3. косоугольный
Карточка 3.
  1. Масштаб - это расстояние между точками на плоскости
    1. да,
    2. нет.
  2. Инструменты, предназначенные для работы тушью:
    1. циркуль;
    2. кронциркуль;
    3. рейсфедер.
  3. Какое обозначение твердости карандаша встречается?
    1. ТМ
    2. НВ
    3. СП
  4. Рамку основной надписи на чертеже выполняют
    1. основной тонкой линией
    2. основной толстой линией
    3. любой линией
  5. Какое из слов не является названием чертежного инструмента?
    1. Треугольник
    2. Транспортир
    3. Лекало
Карточка 4.
  1. Линия основная сплошная толстая предназначена для вычерчивания линий
    1. видимого контура,
    2. невидимого контура,
    3. осевых линий.
  2. Штрих пунктирная тонкая линия предназначена для вычерчивания линий
    1. видимого контура,
    2. невидимого контура,
    3. осевых линий.
  3. Номером шрифта называется
    1. ширина буквы,
    2. высота буквы,
    3. толщина обводки.
  4. Масштабом называется
    1. расстояние между двумя точками на плоскости
    2. пропорциональное уменьшение размеров предмета на чертеже
    3. отношение линейных размеров изображения к линейным размерам объекта
  5. ГОСТ 2.302—68 не допускает масштаб
    1. 1:1
    2. 1:3
    3. 2,5:1
    4. 1:1000

Объяснение новой темы.

Сопряжением называется плавный переход от одной линии к другой.

Применение сопряжений настолько разнообразно и многопланово, что дать все примеры их использования просто невозможно.

Сопряжения в технических деталях, предметах, изделиях применяют с целью: увеличения прочности, удобного и безопасного обращения, уменьшения коррозийное деталей, учета эстетических требований.

Построение сопряжений углов:

  1. Построение центра сопряжения
  2. Строим на расстоянии R от заданных прямых параллельные им вспомогательные прямые. Точка пересечения прямых — центр сопряжения (точка О)

    2. Построить точки сопряжения

    Проводим перпендикуляры из центра сопряжения (точка О) к сопрягаемым прямым.

    3. Построение сопрягающей дуги заданного радиуса.

Алгоритм построения сопряжения окружности и прямой.

  1. Сопрягаемые элементы

  2. Построение центра сопряжения

  1. Построение точек сопряжения (точки 1, 2)

Опускаем перпендикуляр из точки О на заданную прямую (точка /) и соединяем точку Ос центром окружности (точка 2)

  1. Построение сопрягающей дуги заданного радиуса (точка О)

Заданным радиусом проводим дугу между точками 1 и 2.

 Алгоритм построения сопряжения двух окружностей

  1. Построение центра окружности
  2. Построение точек сопряжения
  3. Построение сопрягающей дуги заданного радиуса

Практическая работа: построить в тетради объемную звезду стр.57. рис 98.

Итог урока:

- Что называется сопряжением?

- Перечислите основные элементы сопряжения.

Домашнее задание: §17 прочитать. На формате А4 начертить главный вид детали по карточке.