Цели: развитие у учащихся аналитических умений, развитие логического мышления.
Задачи урока: познакомить учащихся с применением сопряжений в технических формах, предметах быта, научить строить сопряжение между сторонами углов; развивать логическое мышление, познавательный интерес, умение работать чертежными инструментами; воспитывать точность и аккуратность, внимательность и усидчивость.
Оборудование: таблица “Сопряжения”, технические детали, имеющие плавные переходы, карточки-задания.
Ход урока:
Проверка д.з.:
Задание: Проверка чертежей деталей (взаимопроверка учащихся).
Работа по карточкам:
Карточка 1.
расстояние от центра окружности до точки на ней. |
Карточка 2.
|
Карточка 3.
|
Карточка 4.
|
Объяснение новой темы.
Сопряжением называется плавный переход от одной линии к другой.
Применение сопряжений настолько разнообразно и многопланово, что дать все примеры их использования просто невозможно.
Сопряжения в технических деталях, предметах, изделиях применяют с целью: увеличения прочности, удобного и безопасного обращения, уменьшения коррозийное деталей, учета эстетических требований.
Построение сопряжений углов:
- Построение центра сопряжения
Строим на расстоянии R от заданных прямых параллельные им вспомогательные прямые. Точка пересечения прямых — центр сопряжения (точка О)
2. Построить точки сопряжения
Проводим перпендикуляры из центра сопряжения (точка О) к сопрягаемым прямым.
3. Построение сопрягающей дуги заданного радиуса.
Алгоритм построения сопряжения окружности и прямой.
Сопрягаемые элементы
- Построение центра сопряжения
- Построение точек сопряжения (точки 1, 2)
Опускаем перпендикуляр из точки О на заданную прямую (точка /) и соединяем точку Ос центром окружности (точка 2)
Построение сопрягающей дуги заданного радиуса (точка О)
Заданным радиусом проводим дугу между точками 1 и 2.
Алгоритм построения сопряжения двух окружностей
- Построение центра окружности
- Построение точек сопряжения
- Построение сопрягающей дуги заданного радиуса
Практическая работа: построить в тетради объемную звезду стр.57. рис 98.
Итог урока:
- Что называется сопряжением?
- Перечислите основные элементы сопряжения.
Домашнее задание: §17 прочитать. На формате А4 начертить главный вид детали по карточке.