Нужно, чтоб в искусстве отражалось вечное стремление в даль, к высоте: Когда это стремление есть в художнике и когда он верует в солнечную силу красоты, его картина, книга, его соната - будут:поняты, дороги:
Они вызовут в душе:созвучный аккорд.М.Горький
Знакомство с историей детского рисунка, как частью истории художественной культуры, дает возможность не только изучить настоящее время, но и вернуться в прошлое, заглянуть в будущее.
Общение с произведениями детского творчества обеспечивает условия для духовного общения с ребенком, творчество которого обращено к другому человеку.
Работая с детским рисунком, имеющим ценность, как рисунка "наивного", готовит меня, учителя, к встрече с ребенком, как представителем культуры, воспитывает чувство уважения к нему.
Рассматривая рисунки, я приобретаю навыки описания и анализа детского творчества, чем с удовольствием и занимаюсь с первых дней преподавания в школе уроков изобразительного искусства.
Художественная культура, среда открывают в ребенке особенности эстетического отношения, видения мира, предоставляя определенные средства выражения. Художественная культура определенной эпохи - это целостность, многогранность, образ который характеризуют конкретные явления искусства и места их в жизни общества и человека.
Детские работы никогда не выбрасываю "рука не поднимается", и по прошествии какого-то времени вдруг в папках встречаю рисунок пятилетней давности.
Рассматриваю - понравился когда-то и вот спустя много лет анализирую - чем? Понравился тем, что изображено и как изображено.
Выразительная неумелость в изображении пространства, наивность, смелость при передаче ситуации, но о соблюдении пропорции речи быть не может. Что изображено? Кому? Это просто диалог ребенка с кем-то. Изображая, он беседует, рисует на уроке - значит со мной - учителем, дома - может с кем-то из родных или сам с собою. Эта беседа молчалива, диалог "глухой", но художественно-выразительный.
Вот передо мной рисунок по теме "На празднике" выполненный учеником в XX веке. Я вижу счастливое детство. Солнце лучезарно осветило семью: маму, папу и ребенка, улыбающегося счастливого с шариком в руках "На празднике". Нет линии земли и неба, но я чувствую эту линию иллюзорно. Вот она, счастливая семья, все счастливы!
Маленький автор целостно воспринимает мир и вижу, что я учила технике работы красками, но ученик дорисовал техникой фломастера и довольно умело.
Просматриваю рисунок, думаю об этом ученике, где он, кем стал? Рисует ли, помнит ли мои "навязанные" правила рисования, а вдруг стал художником и нашел свой путь к творчеству, тешу себя тем, что все-таки оставила след в душе этого человека.
А вот рисунок "В зоопарке" - старше предыдущего. Выполнен "проволочной" манерой изображения.
Рисование линией дети всегда любили и любят. А рисовать животных в пространстве конечно удобно линией - это решетка, а вот зверь - лев, вдруг ярким пятном как бы "вырывается" из клетки. О чем "вел диалог" ребенок со мной - учителем и со всеми взрослыми. Я вижу тоску в "глухом диалоге" ребенка с окружающими: Почему сидит лев в клетке, почему он не на воле? Лев тоскует, ребенок тоскует и хочет помочь льву. Поэтому, видимо, сбоку дверца открыта и даже лесенка дорисована.
Эти рисунки уже прошлой эпохи - конца XX века. Они несут на себе влияние общественных и эстетических идеалов времени и, безусловно, индивидуальности авторов. Они реалистичны.
XXI век. Эра телевидения и компьютеров. Что смотрят наши дети, какие герои им нравятся, в какие игры играют?
Я обучаю рисованию ребят в новейшее время. Дети - действующее лицо культурного процесса и их рисунки стали другими.
Ученик всесторонне проявляет себя в творчестве - в компьютерной графике, в живописи, рисунке и т.д. Необходимо дать ему право на свою индивидуальность. На первый план выходят герои мультфильмов, сериалов. Дети подражают вымышленным героям. На их рисунках больше преобладают темные, черные цвета.
Они и сами говорят черные - злые силы, черные мысли - плохие, и никто с ними не может справиться. На их рисунках больше жестокости. Цветовые восприятия являются важными для человека впечатлениями внешнего мира и проблема воздействия цвета на человека.
Красный цвет - цвет господства и мятежа, то в этом проявляется возбуждения. Многие дети, склонные к возбуждению и не выдерживающие его в течение продолжительного времени, поэтому предпочитают синие цвета. Они ищут покоя, разрядки и отдыха. Их цель - иметь возможность жить в мире и гармонии.
Но ведь сегодняшние дети такие же, как вчерашние, и мы взрослые виноваты, что подтолкнули их к телевидению, жестокой информации.
Культура, как цемент, который скрепляет ценности, святыню, верования, традиции. Если культуру уничтожить, народ умрет, останется население, а с населением не считаются.
А на своих уроках я учу культуре. Учу прекрасному.
Растет ребенок, "растет" рисунок он становится более осмысленным, более правдивым. Наблюдаются характерные качества рисунка. Роль учителя искусства, как художника, раскрывается в эстетическом и художественном развитии ученика, в его творческом самоопределении.
Детский рисунок, действительно, отражение системы. Наблюдая, отмечаю, что на одних занятиях искусством почти каждый ученик создает рисунок максимально для него выразительный, а на других, лишь у некоторых детей бывают такие.
Но и тогда и сейчас можно многое сказать о человеке, который рисует. И я выступаю в роли психолога.
Изобразительная деятельность детей сопровождается двумя процессами: рассудочным - осознанным ребенком и образным - не осознанным.
Здесь-то первый рассудочный и проявляется через рассказ "диалог про себя". Не всегда ребенок может рассказать о себе в слух, но этот можно прочесть в рисунке.
Связь рисуемого изобразительно не выражена - поэтому появляется пустота на "наивных" детских произведениях - это чистое место на бумаге. У него нет необходимости рисуя, видеть, на сколько, то, что он рисует, выражает или не выражает замысел.
Образный проявляет себя в увлеченности ребенка игрой со средствами изображения. Главное - это задуманное событие, а цвет, линия, пятно - это средство выразительности. Каждое соответствует замыслу. Ребенок, рисуя, играет и игра помимо его сознания создает условие для зарождения художественной, выразительной и содержательной формы.
Чтобы образный процесс возобладал над рассудочным требуется условие - сотрудничество ученика и учителя. Дети учатся не у учителя, а с учителем. Совместно осваивают технологии рисования и находят формы применения в своей изобразительной деятельности, которые способствуют их возрасту, способностям и индивидуальностям.
"Наша задача состоит в том, чтобы создать более совершенное общество, дать молодому поколению как можно больше истинных благ - в первую очередь духовных, которые смогут сделать жизнь прекрасней"- это мысли великого художника и философа С.Рериха. И я с этим полностью согласна.
Учащиеся вместе "проживают" одно за другим каждое занятие, как особую область своей жизни. А учитель по мере взросления меняет свои формы, берет на себя все то, что пока непосильно школьнику. И это не ошибка, а художественное достоинство рисунка.
Изобразительное творчество на уроках совместно, но никогда и ничего учитель не рисует за ученика. Иллюзия, что поправки взрослого улучшают рисунок. Они его искажают, так как взрослый не способен воспринимать свою и окружающую жизнь по-детски. Полезнее подсказать, указать на его рисунке или показать какое-то действие на своем листочке, а еще лучше, обратятся к произведениям мастеров искусства.
Моя педагогическая философия обращена к тем поколениям "новых" учителей, которые уйдут в завтра с подрастающим, в недоступное для нашего поколения второй половины XXI века. Они сегодня юные, молодые учителя, должны увидеть все то ценное в детском рисунке, что увидела я. Они помогут определить поколению будущего уровень и характер нашего искусства, всей нашей культуры.