Вся гордость учителя в учениках, в
росте посеянных им семян.
Д.И. Менделеев.
В специальных школах - художественных, музыкальных - учат искусству детей одаренных, увлеченных. Учат тех, которые мечтают связать жизнь с творчеством, и родители понимают, что это необходимо: для развития ребенка, чтобы он вырос эстетической и гармонично развитой личностью или просто из престижных соображений.
А зачем искусство в школе еще образовательной? Зачем учить искусству всех? Вроде ясно - для художественного развития. Но что должно дать это развитие? Только "художественно грамотный" человек может насладиться искусством. И это истина. Что значит "художественно грамотный"? Неужели это только умеющий немного рисовать, лепить, конструировать? А художественная грамота?
И в школе, где учитель относится творчески к урокам, открывается путь к формированию способностей личности.
Что же мне учителю необходимо сделать, чтобы каждый ребенок мог стать способным, мог взять эстафету великой культуры от старших поколений, эстафету поиска, высокой духовной жизни человека. Взять и нести ее дальше.
Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательных школах необходимо, для познания жизни, для того, чтобы научить постигать опыт великого наследия.
"Наша задача состоит в том, чтобы создать более совершенное общество, дать молодому поколению как можно больше истинных благ - в первую очередь духовных, которые смогут сделать жизнь прекрасней" - это мысли великого художника, философа С.Рериха. И я с этим полностью согласна.
Необходимо отрабатывать умения, навыки, которые должны стать средством достижения цели. Я, как учитель, делаю себе установку: "познавай, думай, трудись". Долог и тернист этот путь, чтобы умело указать новому поколению дорогу к творчеству, к искусству, дорогу к духовной пище.
Что нужно для того, чтобы подготовить хороший урок?
Во-первых, я обязательно учитываю уровень подготовленности класса, а уж потом подбираю материал.
Это не только высокое профессиональное мастерство и педагогическое совершенство учителя. С этим, конечно, неразделимы высокие нравственно-этические принципы и верность традициям нашей культуры. Учитель школы - это художник способный решать задачи обучения на уроке и вне его. Это, безусловно, человек владеющий методикой, основами дидактики, знающий проблемы современной педагогики.
Во-вторых, для себя выделяю три подхода к изобразительной деятельности и восприятию искусства.
- Первое - бытовое восприятие. Учить ценить произведения искусства, зная значения картины в мировом искусстве.
- Второе - искусствоведческое восприятие. Что видели в картине, что стремился изобразить художник, какие художественные средства выразительности применены.
- Третье - профессиональное восприятие. Учить на практике рисунку, "мазкам", тональным отношениям и т.д.
И, в-третьих, учу рисованию на реалистической основе. Именно это считаю главным в воспитании и подготовке творчески мыслящих поколений рабочих, служащих, инженеров, ученых.
Предмет изобразительного искусства в школе должен быть конкретным, иметь четкую структуру по содержанию и выходить на практический результат, который оформлен выставками, презентациями, проектами для других.
Чтобы усилить эффективность обучения рисованию необходимо четко определить и последовательно, реализовать конечную цель обучения.
Сначала я определяю минимальный круг вопросов, нужных для решения поставленных задач в обучении. Знания давать к месту, с учетом их использования в конкретной учебной задаче, тогда будет прочнее их закрепление. Процесс обучения необходимо строить на широком использовании внутрипредметных и межпредметных связей.
Обязательно создаю условия для интенсивного развития, самостоятельности в творчестве школьников. Веду обучение в соответствии с индивидуальными склонностями и способностями учащихся добросовестно, творчески и квалифицированно.
Предельно ответственное дело учителя изобразительного искусства - это обращение к будущему, влияние на развитие ребенка, на его отношение к миру, творчеству.
Уроки изобразительного искусства:
- повышают уровень изобразительной культуры,
- решают проблему бездуховности,
- повышают зрительскую культуру,
- чат воспринимать подлинное искусство,
- усиливают радость жизни,
- воспитывают эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Поэтому учитель общеобразовательной школы должен обладать необходимыми сведениями по истории искусств, должен любить искусство, "видеть" его. Только тогда он сможет справиться с важной ответственной задачей - развивать в своих учениках понимание искусства, способность заражаться им, извлекать из него все то, чем оно может обогатить их внутренний мир.
Детские работы: Рассматриваю. Анализирую, чем понравился он мне когда-то.
Выразительная неумелость в изображении пространства, наивность, смелость при передаче ситуации. Для кого нарисовал? Это просто диалог ребенка с кем-то.
Вот передо мной рисунок "На празднике", выполненный учеником еще в прошлом веке. Я вижу счастливое детство. Солнце лучезарно освещает семью: маму, папу и ребенка, улыбающегося с шариком в руках. Нет линии земли и неба, но я чувствую эту линию иллюзорно. Вот она, счастливая семья.
Маленький автор целостно воспринимает мир и вижу, что он владеет с техникой работы красками и фломастером.
Просматриваю рисунок, думаю об этом ученике. Где он? Кем стал? Рисует ли? Помнит ли мои "навязанные" правила рисования? А вдруг стал художником и нашел свой жизненный путь в творчестве. Тешу себя тем, что все-таки оставила след в душе этого человека.
Я стремлюсь научить красоте детей и разбудить в них живое отношение к искусству, учу жить.