Этнокультурный (русский) компонент на уроках математики

Разделы: Математика


Тип урока: урок закрепления навыков и умений решения задач с помощью уравнений.

Цели урока:

Образовательные:

Закрепление навыков решения задач с помощью уравнений, ликвидация пробелов в знаниях и умениях учащихся, усиление практической направленности данной темы.

Развивающие:

Развитие математической речи, логического мышления навыков самоконтроля, расширение кругозора учащихся, пополнение словарного запаса, развитие познавательного интереса к изучению математики на примере истории возникновения Храма Николая Чудотворца.

Воспитательные:

Воспитание целеустремленности, организованности, аккуратности и четкости выполнения заданий, любви к истории своей малой Родины.

Ход урока

Организационный момент:

  • Приветствие учащихся и проверка готовности к уроку;
  • Сообщение темы урока: Тема сегодняшнего урока “Решение задач с помощью уравнений”; Это последний урок по этой теме, поэтому мы сегодня закрепим наши умения и навыки решения задач с помощью уравнений и ликвидируем пробелы по этой теме.

А для достижения этой цели на уроке мы:

  1. Проверим д/з.
  2. Вспомним все, чему научились по изученной теме.
  3. Посчитаем устно.
  4. Будем решать задачи с помощью уравнений.
  5. Проведем проверочную работу.
  6. Подведем итоги нашей работы на уроке.

(В ходе урока презентация слайдов, см. приложение 3).

Проверка Д/З.

Решение уравнений (спросить ответы у 3-4 учащ., высвечивается слайд с ответом, прошу поднять сигнальные карточки зеленого цвета, у кого верный ответ, и красного – у кого неверный). По второму уравнению спросить : “А можно ли решить это уравнение по-другому? У кого другое решение?” И попросить прокомментировать.

По уравнению придумать задачу (по каждому уравнению спросить 3 человека).

Актуализация имеющихся знаний (на доске написаны слова – знать, уметь).

  1. Что надо уметь, чтобы решать уравнения? (упрощать выражения)
  2. А что надо знать, чтобы упростить выражение (свойства умножения – переместительное, сочетательное и распределительное)
  3. А что надо знать и уметь, чтобы решить задачу с помощью уравнения? (знать алгоритм решения задач и уметь составлять и решать уравнения)

Получается:

Знать: свойства умножения, алгоритм решения задач.

Уметь: упрощать выражения, составлять уравнения и решать их.

Устный счет.

  1. Упростить выражение (поднимать карточку того цвета, который соответствует правильному ответу)
  2. 4*Х*25
    а) 125Х ; б) 100Х; в) 29Х
    3а+17+5а
    а) 25а б) 8а+17 в) 25

  3. Примените распределительное свойство умножения
  4. 13*(2+у)
    а)26у; б)26+13у; в)26+у.
    (10-Х)*17
    а) 170-х ; б)170-17Х; в)17Х-170.

  5. Запишите ответы в квадраты

1

1

4

7

m + m =2 найти корень уравнения.

2у+3у=5 найти корень уравнения.

192*4-191*4 примените распределительное свойство.

169*7-168*7 примените распределительное свойство.

“А теперь вспомните уроки москвоведения и подумайте, чтобы могла обозначать эта дата, связанная с историей Руси?

1147 год – это первое упоминание о Москве.

Мы с вами живем в этом замечательном городе – в самом большом городе России и одном из древнейших в мире.

В Москве много храмов и монастырей, больших и широко известных – таких, как Храм Христа спасителя, и не таких значимых, но тоже очень дорогих для сердца горожан.

И вот с историей возникновения Храма, который находится на территории нашего микрорайона, мы сегодня и познакомимся. Этому и будет посвящен наш сегодняшний урок.

-Запишите в тетради дату и тему сегодняшнего урока. У вас на столах лежат листы с заданиям (см. приложение 2). Но прежде чем приступить к их выполнению, давайте послушаем сообщения, подготовленные ребятами вашего класса.

Выступления детей. (см. Приложение 1)

“На Руси все Храмы называются именами святых. А в каком году была построена первая школа-церковь, мы узнаем, решив задачу. Задачи мы сегодня решаем с помощью уравнений, поэтому давайте вспомним алгоритм решения задач с помощью уравнений”. (сначала дети вспоминают алгоритм, затем он высвечивается на слайде)

Ну, а теперь решаем задачу!

Задача 1. Учащиеся железнодорожного училища должны выложить шпалами участок дороги длиной 51 метр. Приобретая опыт, они каждый последующий день, начиная со второго выкладывали на 2 метра больше, чем в предыдущий. Для завершения работы им понадобилось 3 дня. Сколько метров железной дороги уложили шпалами в первый день?

Задача решается поэтапно: один ученик записывает краткое условие и обозначает неизвестную величину за “х”, второй составляет уравнение и решает его, третий проверяет решение: правильному ответу соответствует дата открытия первой школы-церкви (см. приложение 3).

“Продолжаем слушать историю” (Выступления детей.)

А сколько дворов было в приходе церкви в 1916 году мы узнаем, решив вторую задачу.

Задача 2. В 1916 году в приходе церкви было несколько дворов. Если бы за 40 лет число дворов увеличилось втрое, то в 1956 году их стало бы 258. Сколько дворов было в приходе церкви в 1916 году?

Один ученик у доски решает задачу, остальные на местах. После решения высвечивается слайд с правильным ответом – правильному ответу соответствует дата открытия школы-церкви.

Итак, в 1916 году в приходе церкви было 86 дворов, а в 1956 году их стало бы уже 258, но к сожалению, в 1956 году Никольский Храм от замыкания электрических проводов сгорел.( продолжаем слушать историю)

“Итак, Храм был построен и освящен. А из какого материала он был построен? Решив третью задачу мы узнаем сколько бревен пошло на его возведение”.

Задача 3. Для строительства стен Храма потребовалось 6 кладок бревен. А для возведения колокольни 2 таких же кладки. Сколько бревен пошло на колокольню, если на ее строительство потребовалось на 40 бревен меньше, чем на стены?

Задача решается парами самостоятельно, помогая друг другу, а один человек у закрытого крыла доски. Кто сделает – поднимает сигнальную карточку зеленого цвета, у кого сложности – красного цвета. Проверяем решение на доске и сверяем с высвеченным на слайде ответом.

Домашнее задание на следующий урок

Домашнее задание: (первый номер по выбору)

  • 5Х-2Х=273.
  • (Х+2)*4 =28.
  • Придумать историческую задачу.
  • Придумать задачу, про площадь прямоугольника или квадрата.
  • №717 решить задачу.

Самостоятельная работа

Вам нужно решить две задачи.

Детям, у которых возникали трудности с решением задач, предлагаю решить вариант 3. На самостоятельную отводится 5 минут, по окончании говорю: “Стоп, положили ручки. Запомните свои ответы. А теперь закройте тетради. Проверяем ответы”. (Высвечивается слайд с ответами и датой возведения Храма-1957 г.).

Итак, вы сегодня узнали, как на территории нашего микрорайона образовался островок в житейском море – духовный оазис. С 1957 года Храм не закрывался. В 2007 году наш Храм отметил пятидесятилетний юбилей. При Храме работает воскресная школа Православная классическая гимназия.

Наш Храм стоит на окраине столицы и охраняет ее, как и все наше Отчество, хранят православные церкви и монастыри. Более тысячи лет Русь украшается Храмами. Едешь по дорогам земли русской и издали видишь – стоит церковь, и весь наш чудесный русский пейзаж обретает еще большую одухотворенность и завершенность. А если еще и колокольный звон слышится!” Слайд с колокольным звоном.

Подведение итогов.

  1. Ребята, наш урок подходит к концу, давайте подведем итог нашего урока. По какой теме мы сегодня закрепляли знания и умения? Вам сегодня было предложено решить несколько задач, вы их решили? Решили! Сегодня составляли задачи по уравнению, вы были в роли учеников, в роли консультантов. Как вы думаете, достигли мы цели? Я думаю, что да.
  2. Пригодились ли знания, полученные на уроках ранее?
  3. Что нового ты сегодня узнал?
  4. Насколько важен для тебя сегодняшний урок?
  5. Понравился ли тебе урок? (поднять смайлики)