Цели:
- Учить выполнять анализ композиционного построения рассказа, сравнивать произведения разных авторов;
- Развивать навык выразительного чтения, чтения по ролям, доказательную речь учащихся;
- Воспитывать бережное отношение к животным, культуру устной речи, интерес к чтению.
Оборудование:
- Учебник “Литературное чтение 3 класс” Л.А. Ефросинина.
- Рисунки главных героев (созданные детьми).
- Карточки – характеристики.
- Портреты А.И.Куприна, Л.Н.Толстого.
- Презентация урока.
Ответы детей в данной разработке урока не прилагаются, т.к. классы индивидуальны и каждый учащийся имеет право на высказывания собственных мыслей.
Ход урока
I . Организационный момент.
В день, наверно, раз по десять,
Раз по триста каждый месяц
Больше тысяч раз в году
В переулке и в саду,
На вокзале, во дворе,
На мосту, на пустыре,
На бульваре, на проспекте
Вам встречались звери эти.
Может скажете сейчас
О ком пойдёт у нас рассказ? (собака)
II. Тема урока: Рассказ Александра Ивановича Куприна “Собачье счастье”
Приложение 1.
III. Биография автора.
Расскажите об авторе рассказа. (Ответы детей с опорой на записи в тетради с предыдущего урока)
IV. Главные действующие лица.
Кто же стал главными героями нашего рассказа? Постарайтесь вспомнить в порядке их появления в произведении.
Пойнтер
Дог
Пудель
Левретка
Такса
Дворняжки
V. Выборочное чтение:
А как описывает героев автор? Найдите отрывки из произведения. Зачитайте.
VI. Рисунки детей.
“Узнай героя” Докажите правильность своего выбора.
VII. Дополнительный материал.
Наука, изучающая собак – кинология.
Рубрика: “ Это интересно!”
VIII. Речевая разминка:
1) Прочитай чётко.
Игра “Эрудит” - объясни новые слова текста. (Пригласить 3 человек, которые открывают карточку, прочитывают слово, объясняют его значение)
2) Узнай слово. Найди лишнее.
3) “Переводчик”. Прочитай, переведи.
4) Слова “Хамелеоны” (фразеологизмы)
IX. Анализ композиционного построения:
Вступление.
Завязка. (работа по вопросам
Кульминация. учителя , выборочное
Развязка. чтение, пересказ текста)
Окончание.
Вспомните, рассказ какого автора можно сравнить с прочитанным?
X. Сравнение рассказов “Постойко” и “Собачье счастье”
Главные герои.
Жанр произведений.
Завязка рассказов.
Главная мысль.
XI. “Куприн – настоящий художник слова”.
Узнай по портрету автора слов. (Л.Н.Толстой)
XII. Какими художественными средствами пользовался автор?
Олицетворение.
Сравнения.
Метафоры.
XIII. В каких ещё произведениях собаки являются главными героями?
Л.Н.Толстой “Лев и собачка”
А.И.Куприн “Барбос и Жулька”
А.П.Чехов “Белолобый”
Д.Н.Мамин-Сибиряк “Постойко”
XIV. В чём же главная мысль рассказа?
Чему хотел научить нас автор?
О чём заставил задуматься?
Как автор относится к своим героям?
XV. Домашнее задание.
Задание в печатной тетради.
Пересказ с продолжением от имени любого действующего лица.