Урок литературного чтения (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Учить выполнять анализ композиционного построения рассказа, сравнивать произведения разных авторов;
  • Развивать навык выразительного чтения, чтения по ролям, доказательную речь учащихся;
  • Воспитывать бережное отношение к животным, культуру устной речи, интерес к чтению.

Оборудование:

  • Учебник “Литературное чтение 3 класс” Л.А. Ефросинина.
  • Рисунки главных героев (созданные детьми).
  • Карточки – характеристики.
  • Портреты А.И.Куприна, Л.Н.Толстого.
  • Презентация урока.

Ответы детей в данной разработке урока не прилагаются, т.к. классы индивидуальны и каждый учащийся имеет право на высказывания собственных мыслей.

Ход урока

I . Организационный момент.

В день, наверно, раз по десять,
Раз по триста каждый месяц
Больше тысяч раз в году
В переулке и в саду,
На вокзале, во дворе,
На мосту, на пустыре,
На бульваре, на проспекте
Вам встречались звери эти.
Может скажете сейчас
О ком пойдёт у нас рассказ? (собака)

II. Тема урока: Рассказ Александра Ивановича Куприна “Собачье счастье”

Приложение 1.

III. Биография автора.

Расскажите об авторе рассказа. (Ответы детей с опорой на записи в тетради с предыдущего урока)

IV. Главные действующие лица.

Кто же стал главными героями нашего рассказа? Постарайтесь вспомнить в порядке их появления в произведении.

Пойнтер
Дог
Пудель
Левретка
Такса
Дворняжки

V. Выборочное чтение:

А как описывает героев автор? Найдите отрывки из произведения. Зачитайте.

VI. Рисунки детей.

“Узнай героя” Докажите правильность своего выбора.

VII. Дополнительный материал.

Наука, изучающая собак – кинология.

Рубрика: “ Это интересно!”

VIII. Речевая разминка:

1) Прочитай чётко.

Игра “Эрудит” - объясни новые слова текста. (Пригласить 3 человек, которые открывают карточку, прочитывают слово, объясняют его значение)

2) Узнай слово. Найди лишнее.

3) “Переводчик”. Прочитай, переведи.

4) Слова “Хамелеоны” (фразеологизмы)

IX. Анализ композиционного построения:

Вступление.

Завязка. (работа по вопросам

Кульминация. учителя , выборочное

Развязка. чтение, пересказ текста)

Окончание.

Вспомните, рассказ какого автора можно сравнить с прочитанным?

X. Сравнение рассказов “Постойко” и “Собачье счастье”

Главные герои.

Жанр произведений.

Завязка рассказов.

Главная мысль.

XI. “Куприн – настоящий художник слова”.

Узнай по портрету автора слов. (Л.Н.Толстой)

XII. Какими художественными средствами пользовался автор?

Олицетворение.

Сравнения.

Метафоры.

XIII. В каких ещё произведениях собаки являются главными героями?

Л.Н.Толстой “Лев и собачка”

А.И.Куприн “Барбос и Жулька”

А.П.Чехов “Белолобый”

Д.Н.Мамин-Сибиряк “Постойко”

XIV. В чём же главная мысль рассказа?

Чему хотел научить нас автор?

О чём заставил задуматься?

Как автор относится к своим героям?

XV. Домашнее задание.

Задание в печатной тетради.

Пересказ с продолжением от имени любого действующего лица.

Презентация