Уроки обучения грамоте являются начальной ступенькой в речевом развитии детей. Если проанализировать данный урок, то мы увидим, как просматриваются все эти направления. Этапы плавно вытекают один из другого, подчиняясь общей теме; постепенно увеличивается объем упражнений, усложняются задания. А использование различных приемов и методов помогает сделать урок интересным, удерживать внимание детей на протяжении всего времени.
Цели урока:
- познакомить учащихся со звонкими звуками [в], [в'];
- упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «в»;
- закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твёрдого и мягкого согласных звуков;
- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;
- воспитывать интерес к чтению и любовь к животным.
Оборудование: учебник «Азбука» (авт. Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков); скороговорки; плакат с печатной и прописной буквой с рисунками на букву В, фишки-звуки, слоговые карточки, рисунки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята.
Придумано кем-то просто и мудро
Ппри встрече здороваться «Доброе утро!».
Доброе утро улыбчивым лицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
Улыбками поприветствуйте наших гостей, пожелайте им хорошего настроения.
Проверка готовности к уроку. (Взаимопроверка готовности к уроку с соседом по парте).
II. Повторение пройденного. Актуализация знаний
– Чем мы занимались на предыдущем уроке?
Игра «Покорение вершин»
Игра «Любопытный учитель»
– Где ты живёшь? (В Казани)
– С кем ты дружишь? (с Катей, с Кондратом…)
– На голове у тебя что? (Кепка)
– Какие машины собирают в Набережных Челнах? (КамАЗ)
– Где конфеты купил? (В киоске)
– На солнышке греется пушистая … (Киска)
– Какие улицы своего посёлка вы знаете? (Красноармейская,
Кирова)
Игра «Кто больше слов запомнит»
Кузнечик ковал на камне. Кабану – клык. Кактусу – колючки. Клесту – клюв. Кочану – кочерыжку. Какаду – колечко. Козлёнку – копытца. Королю – корону. Копилке – копейку. Крабу – клешню. Котёнку – когти. Кутёнку – косточку. Коляске – колесо. Колоску – корешок. Кадушке – крышку.
III. Сообщение темы урока
– Рассмотрите рисунки на доске. (Ведро, ваза,
весы.)
– Что объединяет все слова? На какие звуки они
начинаются? (Звуки [в],[в'].)
– Сегодня на уроке будем учиться читать слова с
буквой «в».
IV. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей
Работа по учебнику.
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем
ряду.
– Что изображено слева? (Вазы)
– Прочитайте слово «вазы» по слогам.
– Произнесите первый звук в слове «вазы».
– Дайте характеристику звуку [в]. (Звук
согласный звонкий твёрдый).
– Что изображено справа? Как называются эти
деревья? (Вязы.)
– Прочитайте слово «вязы» по слогам.
– Произнесите первый звук в слове «вязы».
– Дайте характеристику звуку[в']. (Звук
согласный звонкий мягкий.)
– Объясните, почему в первом слове звук [в]
произносится твёрдо, а во втором слове [в']
произносится мягко? (За буквой «в» в первом
слове стоит гласная буква «а», а во втором слове
стоит гласная буква «я».)
V. Игра «Где спрятался звук?»
ВОДА
ВЕТЕР ВАННА
ВОСТОК
КРОВЛЯ ВЯНУТ
ЛОВИТ КОРОВА
VI. Конструирование большой и малой букв В, в
Рассмотреть образцы печатных букв «В», «в».
– Из каких элементов они состоят? ( Найти в своих папках необходимые шаблоны и сконструировать из них буквы «В», «в».)
VII. Чтение слогов-слияний с доски
Прочитайте по-разному:
ВА-ВА-ВА – с радостью;
ВИ-ВИ-ВИ – спойте;
ВУ-ВУ-ВУ – с удивлением;
ВЫ-ВЫ-ВЫ – с грустью;
ВО-ВО-ВО – утвердительно;
ВЁ-ВЁ-ВЁ – вопросительно.
– Прочитайте слоги, где звук [в] – твёрдый?
– Прочитайте слоги, где звук [в] – мягкий?
Физкультминутка
Ветер, ветер, ветер, ветер,
Ветер, воет ветер,
Снег воздушный ворошит,
Над опушкой ворожит:
«Ветки, веточки, развесьте
Вести, вести, вести, вести
От весны на каждой ели:
Тут – сосульки, там – капели…»
Осыпается сосна.
Просыпается весна.
VIII. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели
– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что
изображено слева?
– Прочитайте слово «вёдра» по слогам.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «вёдра» стоит буква «в»?
– Какой звук обозначает буква «в» в слове
«вёдра»?
– Дайте характеристику звуку[в']. (Звук
согласный звонкий мягкий.)
– Кто изображён справа? (Выдра.)
– Что вы знаете про это животное? (Выдра –
смелое, благородное животное. Отважно защищается
и защищает своё потомство. У неё несколько нор. В
одних выдра спит или отдыхает, в других живёт
только для выкармливания малышей. Под водой
выдра может оставаться 3-4 минуты. На суше она
чувствует себя хуже. Особенно трудно двигаться
ей по глубокому снегу…)
– Прочитайте слово «выдра» по слогам.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «выдра» стоит буква «в»?
– Какой звук обозначает буква «в» в слове
«выдра»?
– Дайте характеристику звуку [в]. (Звук
согласный звонкий твёрдый.)
– Объясните, почему в первом слове звук [в']
произносится мягко, а во втором слове [в]
произносится твёрдо? (За буквой «в» в первом
слове стоит гласная буква «ё», а во втором слове
стоит гласная буква «ы».)
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость
предыдущего согласного звука? (Буквы «е», «ё»,
«и», «я», «ю»).
IX. Чтение слогов и слов (с. 68.)
Чтение слогов и слов по цепочке – первые три строчки учащиеся делят на группы: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. (Показывают фишками: розовый цвет обозначает слова-предметы, жёлтый цвет – слова-признаки, голубой цвет – слова-действия).
ИВА ИВОВЫЙ
ВАЛ ВАЛИЛ ЗАВАЛИЛ
ВИНТ ВИНТИК ВИНТОВАЯ
X. Чтение слов (с. 69.)
– Читать слова по цепочке (незнакомые слова
отмечать карандашом);
– Объяснить смысл непонятных слов:
ВЕЛИКАН – очень высокий человек.
ВУЛКАН – коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли извергаются лава, пепел.
ВЕРБЛЮД – жвачное животное с одним или двумя горбами, обитающее в пустынях и в степях.
– После чтения разделить слова на группы: слова с мягким согласным звуком [в'] и слова с твёрдым звуком [в].
СВЁКЛА СВЕКОЛЬНЫЙ
ВОРС ВОРСИНКА ВОРСИСТЫЙ
ВЕСНА ВЕСЕННИЙ ВЕСЕННЕЕ
ВЕРБЛЮД ВУЛКАН ВЕЛИК
XI. Чтение и анализ стихотворения «Домовой»
– Чтение стихотворения учителем;
– Объяснить значение слов и выражений:
Мастер на все руки – умелый человек, трудолюбивый.
Домовой – по суеверным народным представлениям: существо, живущее в каждом доме и охраняющее его.
Трудился день-деньской – трудился, работал с утра до вечера.
Овсянка – овсяная крупа или каша из неё.
Беседа по вопросам:
– Где жил домовой?
– Что умел домовой?
– Как трудился домовой?
– Что варил домовой?
– Какой характер у этого домового?
– Чем вам запомнилось это стихотворение?
– Найдите в тексте и прочитайте слова с твёрдым
звуком [в].
– Найдите в тексте слова с мягким звуком [в'].
XII. Игра «Шифровальная»
Нам надо расшифровать секретные записи.
Поставьте буквы в нужном порядке.
ВАЛИК – здесь спрятался предмет, необходимый нам, когда мы принимаем пищу. Это столовый прибор (ВИЛКА.)
НАСОС – здесь зашифровано название дерева (СОСНА.)
ЖИЛЫ – здесь зашифрован спортивный инвентарь (ЛЫЖИ.)
XIII. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– Когда буква «в» обозначает твёрдый согласный
[в], а когда – мягкий [в']?