Цели:
- Развивающие:
- развивать музыкальный кругозор, интерес к музыке;
- совершенствовать музыкальное восприятие, умение аализировать, сравнивать, выделять главное;
- развивать ладо-тональный, тембровый слух, музыкальную память; чувство ритма;
- Образовательные:
- в опоре на музыкальный опыт учащихся обобщить знания о народной и композиторской музыке Европы;
- Воспитательные:
- пробуждать интерес к музыкальным традициям и культуре народов мира;
- воспитывать эмоциональное восприятие к музыке.
Оборудование: магнитофон, иллюстрированный материал, музыкальная викторина в аудиозаписи: молдавский народный танец, греческий народный танец, испанский народный танец, вальс; музыкальные инструменты: треугольник, маракасы, бубен, румб, рубель, баян. фотепиано; карты – задания; портреты композиторов: И.С. Бах, Л.В.Бетховен, Э.Григ, И. Штраус, Ф.Лист, нарисованный поезд, карта путешествия.
Музыкальный материал: «Молдовеняска» молдавский народный танец, «Мелодия» К. Глюка, «Сиртаки» греческий народный танец, «Болеро М. Равеля, Симфония №40 В.Моцарта, «Халлинг» норвежский танец Э. Грига, «Весенние голоса» вальс И штрауса, «Фуга» И.С. Баха.
Для осуществления дифференцированной проверки знаний и умений, мысленно делим класс на 3 группы: сильных, средних и слабых. Для поверки и оценки используется сочетание индивидуальной и фронтальной формы работы.
ХОД УРОКА
Под песню «Вместе весело шагать» дети входят в класс.
Музыкальное приветствие:
– Я очень рада новой встрече с вами. Несмотря на то, что за окном по – зимнему холодно, у нас в классе тепло и уютно, светло от ваших лучистых глаз. Ребята, сегодня вновь нас всех вместе собрала у себя Волшебница Музыка!
Всё в мире хочется познать
Всё хочется увидеть в мире:
В стране мелодий погулять
И поиграть на струнной лире
Нас поезд ждёт
Пора нам в путь
Нам музыка всего дороже
Фантазий сказочная нить
Не заблудиться нам поможет.
– Сегодня у нас будет необычный урок. Мы будем с
вами путешествовать по Европе. Успеем побывать
во всех странах Европы, с которыми
познакомились на предыдущих уроках. Назовите мне
эти государства?
– Как вы считаете, на чём можно путешествовать?
(На самолёте, пароходе, поезде…)
– Правильно! Но мы отправимся в путешествие на
поезде. Для этого нам необходимо выбрать
«машиниста», а все остальные ребята будут
путешественниками. А я ваш экскурсовод, буду
«отправлять» вас в дорогу, называть станции,
объяснять задания, оценивать вашу работу и
только справившись с заданием, мы сможем
отправиться на другую станцию.
– Итак, урок-путешествие начинается: машинист
даёт гудок (свистулька), и поезд отправляется в
путь. (Под звучание песни «Голубой вагон»
путешественники имитируют движение поезда
согнутыми в локтях руками.)
Первая станция «Мелодическая»
– На этой станции вы должны узнать по нотной записи мелодии, написанные на плакате и исполнить их с названием нот. Но прежде разогреем голосовые связки и исполним распевку.
- «Родина» греческая народная песня
- «Много песен мы споём» венгерская народная песня
– Молодцы ребята! С первым заданием вы справились хорошо. Станция мелодическая покорена и прикрепляем первый победный флажок.
Машинист даёт гудок, звучит 2 куплет песни.
Музыкальный поезд останавливается на второй станции «Ритмической»
– На этой станции вам предстоит выполнить 4 задания:
1. Исполнить ритмический рисунок. Назовите страну с которой эти ритмы тесно связаны. (Испания)
2. К доске выходят двое ребят.
А) Разобрать партитуру
Б) Исполнение
В) Какой ритмический рисунок, здесь преобладает и для какой музыкальной культуры он характерен (Синкопа, Норвегия)
3. Исполнить ритмический рисунок по партитуре.
4. У доски работают двое ребят, один в партитуре подчёркивает триоли, а другой синкопы.
Машинист даёт гудок, звучит 3 куплет песни.
Третья станция – станция «Музыкальных загадок»
– Каждому из вас предстоит выполнить работу на карточке самостоятельно.
1. Карточка (сильные)
Вспомни авторов этих популярных музыкальных пьес:
- «Венгерская рапсодия №2» Ф. Лист
- «Халлинг» Э. Григ
- «Баркарола из цикла «Времена года» П.И. Чайковский
- «Болеро» М. Равель
2. Карточка (сильные)
Заполнить таблицу, дописать пустые графы.
Композитор | Название музыкального произведения | Государство |
1. Э. Григ | «Утро» | Норвегия |
И. Штраус | Вальс «Весенние голоса» | Австрия |
3. В.А. Моцарт | Симфония № 40 | Австрия |
4. И.С. Бах | Фуга | Германия |
3. Карточка (сильные) работают у доски.
К предложенным рисункам, подписать названия произведений и к какой музыкальной культуре они принадлежат.
4. Карточка (средние)
Прочитать названия народных жанров песен и танцев, переставив слоги по горизонтальным рядам и назвать государство, к которому они принадлежат.
Рапсодия
Сиртаки
Баркарола
Халлинг
Тарантелла
5. Карточка (средние)
Объяснить значение терминов:
Молдовеняска – молдавский народный танец.
Хардигфёле – норвежская народная скрипка украшенная серебром и меньше размером.
Миф – фантастическое сказание древних греков.
Дифирамбы – хвалебные гимны у греков.
Хабанера – испанский танец.
Орган – клавишный инструмент.
6. Карточка (слабые)
Подписать в карточке названия инструментов (кастаньеты, гитара, орган)
7. Карточка (слабые)
Дописать слово, означающее инстумент
Клаве…син
Каста…ньеты
Ги…..тара
Ор…
Ав….лос
– Проверяем карточки. Молодцы, с заданием все справились отлично.
Физкультминутка
– Машинист оповещает всех «путешественников» о отправлении поезда и мы спешим с вами на следующую станцию.
Машинист даёт гудок, звучит куплет песни.
Четвёртая станция – «Композиторская»
На этой станции у вас состоится встреча с композиторами. Я вам показываю портрет, а вы называете его имя и произведение, которое он сочинил. (Ф. Лист «Рапсодия», И.С. Бах «Фуга», Л.В, Бетховен «Симфония», М.Равель «Болеро», Э.Григ «Халлинг», И. Штраус «Вальс», «Весенние голоса».)
– Хорошо ребята, музыкальное путешествие продолжается и поезд прибывает на пятую станцию – «Слушательскую»
– Сейчас мы с вами сыграем в игру под названием «Угадай мелодию». Прослушав фрагмент произведения, вы должны назвать его и композитора, который его сочинил. Сели все в позицию слушателя.
1. «Молдовеняска» н. танец Молдавии
2. «Мелодия» К.Глюк
3.»Сиртаки» греческий н. танец
4. Вальс «Весенние голоса» И. Штраус
5. «Фуга» И.С. Бах
6. «Болеро» М.Равеля
– Молодцы ребята, все мелодии вы отгадали. И наш поезд отправляется на шестую станцию.
Машинист даёт гудок, звучит куплет песни.
Шестая станция «Исполнительская»
– На этой станции заканчивается наше музыкальное путешествие и завершаем мы его исполнением песен.
- «Родина» греческая н. песня
- «Много песен мы споём» венгерская н. песня
– Ребята, понравилось вам путешествовать на нашем музыкальном поезде? А теперь обратим внимание на самое главное:
1. С какой музыкой мы знакомились? (Народной и
композиторской)
2. У каждой музыкальной культуры есть свои
особенности. Кто является распространителем
венгерской народной культуры? (Цыгане)
3. А в чём особенность австрийской музыкальной
культуры? (Австрийская музыкальная культура
развивалась по пути объединения разных
национальных культур – австрийской, ческой,
венгерской, цыганской, украинской, немецкой,
итальянской.)
– Ребята, мы с вами изучили большой пласт музыкальной культуры разных народов, а что же нам помогло понять музыку этих народов, ведь мы с вами не знаем языка этих культур? (Понять музыку разных народов нам помогли элементы музыкальной речи: мелодия, лад, ритм, темп, динамика, инструменты, звуковедение).
– На этом наше увлекательное путешествие завершилось. Все ребята на уроке работали активно, поэтому вы получаете «отлично». А я вам желаю любить не только русскую музыкальную культуру, но и интересоваться музыкой разных народов.