Урок-игра "Алло! Здравствуйте!"

Разделы: Технология


Форма проведения:  комбинированное игровое занятие по этикету.

Класс: 5

Цель: познакомить детей среднего школьного возраста с особенностями построения отношений с другими людьми, сформировать навыки вежливого разговора по телефону, в процессе игры добиться автоматической реализации в речи ребёнка вежливых выражений, которые сопровождают телефонный разговор.

Задача: освоить типичные ситуации общения по телефону – звонок родителям на работу, разговор с родителями друзей.

Оборудование: 2 телефонных аппарата, карточки с правилами, тексты телефонных разговоров.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель: Ребята, я думаю, что все вы знаете предмет, который находится у меня в руках. (Показать детям телефонный аппарат).
Ученики: Телефон.
Учитель: Ребята, а вы знаете, когда был изобретён первый телефонный аппарат? (Предположения детей.) Первый телефонный аппарат появился в 1876 г. Его придумал человек по фамилии Белл, работавший в то время преподавателем в американской школе для глухонемых. Но у этого телефона, оказываются, были и предшественники. Например, древние инки (племя индейцев в Южной Америке) были мастерами в создании приспособлений, похожих на телефон. С помощью особых труб, положенных  в стенах дворца, владыка, сидя на троне. Отдавал распоряжения по всему дворцу.
В настоящее время телефон есть почти в каждом доме. Но, к сожалению, не все люди умеют правильно общаться по телефону. Культура телефонного разговора относится к особому способу межличностного общения.
Сегодня на уроке мы с вами будем учиться правильно  разговаривать по телефону с людьми, которых вы не знаете.
Ребята, давайте узнаем, как можно позвонить родителям на работу: прочитаем телефонный разговор.

1. Бабушка звонит папе на работу:
– Алло! Здравствуйте. С вами говорит Ольга Ивановна – мать Сергеева Андрея Николаевича. Будьте любезны, пригласите его, пожалуйста, к телефону.
– Подождите, пожалуйста. Сейчас я его приглашу.

Учитель: Ребята, как вы считаете, умеет бабушка хорошо разговаривать по телефону? Почему?
Ученики: Да. Она разговаривает очень вежливо.
Учитель: Какие вежливые слова она употребляет?
Ученики: «Здравствуйте», «будьте любезны», «пожалуйста».
Учитель: Слова «будьте любезны» обычно используют взрослые люди. Как иначе можно сказать, оставаясь при этом вежливым человеком?
Ученики: Пожалуйста, будьте добры.
Учитель: Вежливо ли ответили бабушке? Как именно?  (Ответы детей)
Ребята, этот телефонный разговор помог нам узнать, как правильно нужно звонить на работу родителям. Давайте теперь прочитаем, как девочка Маша звонила на работу своей маме.

2. Маша звонит маме на работу:
– Это кто, а?
– А кто вам нужен?
– Мне маму позовите!
– Чью маму?
– Мне надо мою…

Учитель: Как вы считаете, была ли Маша вежлива, разговаривая по телефону?
Ученики: Нет. Она не сказала вежливые слова «здравствуйте», «пожалуйста».
Учитель: Как вы думаете, поговорила ли Маша по телефону со своей  мамой? Почему?
Ученики: Маша не поговорила с мамой. Маму не могли позвать к телефону, потому что Маша не назвала её фамилию, имя, отчество (на работе маму не называют мамой).
Учитель: Это означает, что необходимо быть вежливым и при этом знать правила телефонного разговора (определённые фразы), чтобы получить желаемый результат.
Давайте все вместе составим правила, которые помогут вам правильно позвонить родителям на работу. Что вы должны сделать после того, как набрали телефонный номер и услышали, что трубку сняли?
Ученики: Поздороваться.
Учитель (вешает на доску карточку с правилом №1): Ребята, какие фразы приветствия вы знаете?
Ученики: Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер (в зависимости от времени суток).
Учитель: Что необходимо сказать после того, как вы поздоровались?
Ученики: Нужно представиться (назвать свою фамилию, имя).
Учитель (вешает на доску карточку с правилом №2): Что ещё необходимо сказать?
Ученики: Вежливо попросить пригласить к телефону маму или папу, называя их фамилию, имя, отчество.
Учитель (вешает на доску правило №3):Давайте поможем Маше правильно позвонить маме на работу. (Разделить класс на команды). Каждая команда готовит свой разговор по телефону, исправляя ошибки Маши. После того, как все будут готовы, два человека от команды разыграют сценку у доски, используя телефонные аппараты. На обсуждение даётся 2 минуты.

(Ученики обсуждают содержание телефонного разговора, разыгрывают сценку. После  выступления всех команд  учитель предлагает обсудить представленные телефонные разговоры, оценить их правильность.)

Учитель: А теперь, ребята, попробуйте позвонить своей маме или папе на работу и попросить их к телефону (правила на доске). Работаем парами: один человек «звонит», а другой отвечает, потом наоборот. (Ученики участвуют в игре-тренинге.)
Учитель: Ребята, вы теперь знаете, как позвонить родителям на работу. А знаете ли вы, что нужно говорить, если вы позвонили другу, а ответил кто-то из его родителей? Сейчас мы с вами и узнаем, как нужно правильно говорить. Давайте прочитаем телефонные разговоры ребят с родителями их друзей по ролям.

3. Наташе звонит одноклассник. Трубку берёт Наташин папа.
– Алло! Здравствуйте! Это говорит Кузнецов Саша. Позовите, пожалуйста, к телефону Наташу.
– Здравствуйте, Саша. Наташи нет дома. Может быть ей что-нибудь передать?
– Передайте ей, пожалуйста, что я звонил.
– Хорошо, я обязательно передам.
– Спасибо. До свидания.
– До свидания.

4. Олег звонит Юре. Трубку берёт Юрина мама.
– Алло! Здравствуйте. Юру позовите.
– Здравствуйте. А с кем я говорю?
– Это Олег.
– Олег, Юры нет дома. Ему передать что-нибудь?
– Скажите, что я звонил.  (Бип-бип-бип)

Учитель: Ребята, сравните эти два разговора. Кто из детей, по вашему мнению, лучше умеет говорить по телефону? Почему?
Ученики: Саша лучше умеет разговаривать по телефону. Он здоровается, представляется, вежливо просит позвать к телефону Наташу, вежливо говорит просьбу, благодарит, прощается.
Учитель: Вы согласны, что Саша сделал всё правильно?
Ученики: Да.
Учитель: Ребята, попробуйте с помощью Саши дополнить наши правила. Что ещё нужно сказать при разговоре с родителями друзей?
Ученики: Нужно вежливо сказать свою просьбу, поблагодарить и попрощаться.
Учитель (вывешивает на доску оставшиеся правила):А что же забыл сказать Олег?
Ученики: Олег забыл представиться, не сказал «пожалуйста», когда просил позвать Юру к телефону и когда говорил свою просьбу, не попрощался.
Учитель: Ребята, помогите Олегу исправить ошибки. Кто покажет нам, как должен был пройти этот телефонный  разговор?

Два человека разыгрывают у доски сценку телефонного разговора Олега и Юриной мамы. Остальные ученики наблюдают за сценкой, оценивают правильность разговора, вносят коррективы при необходимости. Сценка проигрывается ещё раз другими учениками.

Рефлексия

– Что нового для себя открыли на уроке?
– Пригодится ли вам это открытие в жизни?
– Какие правила ведения телефонного разговора нужно соблюдать?

  1. Когда звоните – здоровайтесь.
  2. Представьтесь, назовите свое имя.
  3. Если ошиблись номером, извинитесь.
  4. Отвечайте вежливо.
  5. Заканчивая разговор, попрощайтесь.

Учитель:  Итак, понравился ли вам сегодняшний урок? Чем понравился? Я уверенна, что после этого урока вы не сделаете ошибок при разговоре по телефону, так как хорошо усвоили все правила. Молодцы! Урок окончен.