Тип урока: изучение нового материала/
Форма урока: «живой» журнал.
Цели урока:
- познакомить студентов с жизнью и творчеством Рериха, дать представление о философском мировосприятии Рериха;
- развивать монологическую речь студентов;
- научить их смотреть и комментировать картины Рериха, знать его литературное наследие.
Оборудование: репродукции картин Н.К.Рериха; фрагменты поэтических и публицистических произведений Н.К.Рериха; музыкальные фрагменты (по усмотрению преподавателя).
Вступление.
Преподаватель. Пожалуй, ни один из
современных художников не создал на своих
полотнах такого загадочного и таинственного
мира, какой мы видим на полотнах Николая
Константиновича Рериха.
Много лет тому назад русский писатель Леонид
Андреев писал: «Рерихом нельзя не восхищаться,
мимо его драгоценных полотен нельзя пройти без
волнения. Ибо богатство его красок беспредельно,
а с ним беспредельна и щедрость, всегда радующая
глаза и душу. Мир Рериха – это мир правды. Именно
он назвал русский цикл художника «Державой
Рериха». Эта «держава» породила затем другую,
загадочную, сказочную, яркую, сотворенную
Рерихом уже не на нашей, а на Индийской земле.
Великий художник. Выдающийся ученый.
Путешественник. Уникальный мыслитель.
Многогранное дарование Рериха можно сравнить
пожалуй только с титанами эпохи Возрождения.
Более семи тысяч картин, бесчисленные книги,
очерки, статьи, дневники все это –Держава Рериха,
малую часть которой мы сегодня постараемся
познать, ибо…
Чтец.
Знающий ищет. Познавший –
Находит. Нашедший изумляется
Легкости овладения. Овладевший
Поет песнь радости.
Радуйся! Радуйся! Радуйся!
Ловец, трижды позванный.
Первая страница. Биография
Ведущий 1. Н.К. Рерих родился в 1874 году,
в Петербурге, в семье крупного юриста. Он окончил
гимназию, затем юридический факультет
Петербургского университета, а параллельно и
Академию художеств. Юноша работал в мастерской
Куинджи, замечательного художника и человека
высокой нравственной чистоты. Он стал для юного
воспитанника не только учителем живописи, но и
учителем жизни. Недаром, на склоне лет, вспоминая
о Куинджи, Рерих соединяет с его именем священное
индийское понятие Гуру – великий учитель,
духовный наставник.
Дипломной работой Рериха в Академии художеств
стало полотно с выразительным названием «Гонец».
Сюжет взят из древнерусской истории. Гонец в
ладье спешит к отдаленному поселению с тревожной
вестью, что восстал род на род. Картина принесла
Рериху известность. П.М.Третьяков сразу же
приобрел её для своей галереи.
Ведущий 2. Решающей для жизни и всей духовно-творческой работы Рериха была его встреча с Еленой Ивановной Шапошниковой, правнучкой фельдмаршала Кутузова, выдающейся женщиной 20-го столетия. «Спутницей, другиней и вдохновительницей» называет Рерих свою жену. Это была удивительная семья. Николай Константинович и Елена Ивановна любили и уважали друг друга, считались с мнением другого. У них не было не только разногласия или упрека, но даже тени непонимания.
Вторая страница «Русь Святая»
Ведущий 3. В начале 20 века Рерих вырастает в
крупнейшего художника России. В 1909 году он
становится академиком. Рерих совершает вместе с
женой поездку по древнему пути «из варяг в
греки». Они посетили более сорока городов.
Внимательно исследуя шедевры древнерусского
зодчества, открывая для себя красоту работ
неизвестных мастеров прошлого, Рерих приходит к
выводу, имевшему большие последствия для всей
истории нашей культуры. В очерке «По старине» он
пишет:
Чтец.«Даже самые слепые, даже самые
тупые скоро поймут великое значение русской
иконописи. Поймут и завопят и заохают. И пускай
завопят!...Скоро пышнее расцветет культура
искусства».
Ведущий 1. Сейчас, когда русские иконы украшают музеи всего мира, это кажется азбучной истиной. Но тогда, в начале 20 века, это было неслыханной дерзостью. Предсказания художника воспринимались на уровне курьеза. Он ведет настоящее сражение с эстетствующими критиками, вкусы которых целиком ориентированы на Запад: они –то и считали иконы серым примитивом.
(Начало колокольного перезвона)
Рерих пишет Святую Русь . Святая Русь – такого
определения нет больше ни одной страны мира. На
картине художника «Земля Славянская»
из арочного проема очень высокой колокольни или,
может быть, с крепостной стены, мы видим вдали эту
исконную и вечно живую Русь, которую через тысячи
веков сумел разглядеть и донести до нас Рерих.
Колокол, как символ единения, вновь созывает
народ.
Ведущий 2. Все творчество Рериха густо насыщенно
символикой. В канун первой мировой войны Рерих
пишет аллегорическое полотно «Град
обреченных». Огнедышащий дракон окружил
телом своим город, наглухо закрыл все выходы из
него. Именно эта картина дала повод Горькому
назвать художника «величайшим интуитивистом
современности».
В 1916 году Рерих пишет призывные строки в
стихотворении «Подвиг»
Чтец:
«Волнением весь расцвеченный, Мальчик принес весть благую.
О том, что пойдут все на гору, о сдвиге народа велели сказать.
Добрая весть, но, мой милый Маленький вестник Слово одно измени.
Когда ты дальше пойдешь, ты назовешь твою светлую новость
не сдвигом, но скажешь ты: подвиг!
Третья страница. Великий Индийский маршрут
Ведущий 3. Октябрьская революция 1917 года
застала Рерихов в Финляндии. По настоянию врачей
вот уже второй год он живет в тишине, на побережье
Ладожского озера. Его мучают постоянные
пневмонии и бронхиты. Здоровье то улучшается, то
ухудшается. В мае семнадцатого положение дел
принимает такой тяжелый оборот, что художник
вынужден составить завещание.
Лишь летом 1918 года затяжная полоса болезней
остается позади. Теперь Рерих наконец-то
приблизился к главной своей мечте –
путешествиям. Рерих отправляется в Копенгаген,
затем в Англию и оттуда в США, где он прожил три
года. Там он готовится к научно-художественной
экспедиции в глубины азиатского континента.
(Начинает звучать музыка Шнитке .Сказка странствий.)
Чтец.
Я приготовился выйти в дорогу.
Все, что было моим, я оставил. Вы это возьмете друзья.
Сейчас я в последний раз обойду Дом мой. Еще один раз
Вещи я осмотрю. На изображенья Друзей я взгляну еще один раз,
В последний раз. Я уже знаю, что здесь ничто мое не осталось.
Вещи и все, что стесняло меня, Я отдаю добровольно. Без них
Мне будет свободней.
Ведущий 2. Первая мировая война
помешала планам Рериха, но не сорвала их
окончательно. В 1923 году экспедиция отправляется
в путь по Великому Индийскому маршруту. Индия –
Китай – Алтай – Монголия – Тибет – Индия.
Главная цель – проникновение в тайны философии и
культуры Индии.
Рерих искал подтверждение своей гипотезы о
единых корнях индийской и русской культур.
Путешествие в общей сложности длилось пять с
половиной лет. Состав участников менялся, но три
человека прошли весь путь от начала до конца:
Николай Константинович, его сын Юрий Николаевич
и жена Елена Ивановна, Лада как называл её Рерих.
Чтец. «Лада – древнерусское слово. Сколько в нем лада, вдохновения и силы. И как оно отвечает всему строю Елены Ивановны. Так и звали её. Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил, – на все это готова Елена Ивановна. Часто остается лишь изумляться, откуда берутся силы, особенно же зная её слабое сердце…На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала а Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. А тропы азийские часто трудны –и узкие горные подъемы, и речные броды, и трещины …, да и встречи с разбойниками тоже не очень приятны. Но замечательно присутствие духа Елены Ивановны. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния…И живет Елена Ивановна В постоянной неустанной работе. Так – с утра до вечера…Лада – прекрасное древнерусское имя. (Конец музыки)
Четвертая страница. Индийский период
Ведущий 1. Годы напряженных трудов и
опасности позади. Экспедиция закончена.
Характерный штрих: Рерих составил завещание – в
случае его гибели все имущество экспедиции
картины переходят в собственность русского
народа. Рерих никогда не терял русского
подданства. Быть вдали от Родины – еще не значит
быть эмигрантом. Рерих им не был ни формально, ни
по существу.
1928 год. Рерих выговаривает себе право поселиться
в долине Кулу, у подножья Гималаев. На базе
богатейших материалов экспедиции создается
Гималайский институт научных исследований с
поэтическим названием «Свет утренней звезды».
Ведущий 2. Образы буддийской философии
и религии, восточных легенд и сказок сплетаются в
сотнях картин Великого индийского пути. Главное
– это горы. Этот мир был величественен и
космичен. Не случайно первый космонавт земли
Юрий Гагарин писал: «Лучи просвечивали через
земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым,
постепенно переходил во все цвета радуги: к
голубому, синему, фиолетовому, черному.
Неописуемая цветовая гамма . Как на картинах
Рериха».
И где-то там, за горами, скрытая снежными
вершинами, лежала тайная заповедная страна,
которую называли Шамбалой. Оттуда спешили
всадники и посылали указы «Весть шамбалы»,
«Послание Шамбалы». Весть При созерцании
таких необычных картин возникало ощущение, что
экспедиция шла какой-то особой тропой,
пролегавшей как бы вне пределов истории через
время и пространство 20 века.
Чтец. В экспедиционном дневнике Рериха мы читаем: «Скалы и бесконечная пустыня. Ни путников, ни животных. Оглядываем друг друга в изумлении. Неожиданно мы все почувствовали аромат, как запах лучших курений Индии. Откуда он идет? Ведь мы окружены голыми скалами. Но лама улыбается: «Чувствуете вы аромат Шамбалы?»
Ведущий 3. Там жили неизвестные нам
легенды. Одна из них о Будде грядущего, которого
называли Спаситель-Майтрейя. Она о приближении
Новой Эры справедливости и добра.
В 1925-1926 года Рерих пишет живописную серию «Майтрейя»,
которая объединяет прошлое, настоящее и будущее
народов Центральной Азии. Непосредственным
поводом для написания картин послужила
тибетская танка (буддийская икона в виде
живописного свитка) «Красный всадник»,
подаренная Рерихам в 1925 году. На окраине Ле
внимание Рериха привлекли древние ступы с
изображением коня счастья Эрдени Мори, несущего
Сокровище Мира – волшебный камень Чинтамани,
исполняющий все желания. Всюду, где появляется
этот конь, он приносит людям счастье и
благоденствие – гласит монгольское предание.
Ведущий 1. Напряженное ожидание Чуда – прихода Будды грядущего пронизывает все картины Рериха этого цикла. Вот перед нами картина «Будда дающий». Рерих пытался представить его могучий облик, зовущий к переоценке ценностей, к труду и познанию. Будда говорил: «Нет чудес в делах человеческих – что человек посеял, то они пожнет».
Страница пятая. Агни-Йога
Ведущий 2. Рерих считал, что новая эпоха на Земле принесет возрождение женщины. Поэтому эпоха Майтрейи также называется эпохой Матери Мира. Вот как представлял себе Рерих образ Матери Мира (репродукция) .На картине художника, созданной в 1924 году, мы видим этот лучезарный образ в космическом пространстве созвездий. Слева – созвездие Ориона, справа – Большой Медведицы – покровительницы России. Сверху – Венера – Звезда Матери Мира. На фоне горы с надписью Гималаи мы видим женщин со священным ларцом и священной книгой. Чудесный лик Матери Мира покрывает плат, являющийся символом «равновесия и полноты Знания. «В центре равноконечный крест, который означал и сердце человека – оплот духовной культуры, а культуру Рерих поэтично называл «светоносной тканью Матери Мира». В Учении Живой Этики сказано: «Эпоха Матери основана на осознании сердца».
Ведущий 1. Философская основа картин Рериха отчетливо проявилась и в его философских учениях. В Индии учителей называли Махатмами или Великими Душами, что означало высокую степень их духовного развития. Сотрудничество Рерихов с Учителями – Махатмами привело к созданию многотомного труда – знаменитой «Агни-Йоги» или «Живой этики». В книгах Агни-йоги, впервые изданных в 20-30-х годах прошлого века, древняя мудрость Азии сочетается с научными философскими достижениями Запада; этические основы поведения – со средствами углубленного самопознания, поэтические легенды – с современными советами по укреплению здоровья.
Ведущий 2. На санскрите слово «Агни»
означает «Огонь». Рерихи вкладывали в него свой
смысл – духовный огонь сердца; душевная,
жизненная энергия, которую следует очищать и
культивировать. Вот как философию Агни Йоги
выразил Рерих в художественном образе.
«Агни-йога» – высшая связь с космосом.
Она дает человечеству крылья и путь к
Беспредельности.
Может быть загадку этой Беспредельности таит в
себе Эверест или Джомолунгма по тебетски
Владычица Белого Снега? Этой величайшей вершине
мира Николай Константинович посвятил несколько
десятков своих полотен. Это не случайно. Эверест
называли еще и горой Матери Мира, объединяющей
все сущее.
Ведущий 3. В работах Рериха очень много символов. Взгляните на его мадонну Орифламму, написанную в 1932 году. В руках она держит полотно с одним из древнейших символов Индии – Чинтамани. Это Знак Счастья, который встречается во всем мире. Он может иметь несколько толкований. Его можно принять как символ прошлого, настоящего и будущего, включенных в кольцо Вечности. Можно и по-другому – как религию, науку и искусство в единой окружности Культуры.
Страница шестая. Зов о культуре
Ведущий 1. Главный зов художника – «Зов о культуре» Это естественно: вся его жизнь шла под знаком «Мир через культуру». Вдумайтесь в Рериховские мысли:
«Культура есть почитание света.
Культура есть любовь к человеку.
Культура есть благоухание, сочетание жизни и
красоты.
Культура есть спасение
Культура есть сердце.
Ведущий 2. Сердце Рериха в постоянной
работе, оно не знает отдыха Известно, какой
невероятной, сверхчеловеческой способностью
обладал Рерих. Очевидцы вспоминали, что когда он
работал перед ним стояло 3-4 мольберта. И он
подходил то к одному, то к другому одновременно
завершая несколько сюжетов.
Из окон Рериха открывается величественная
панорама горных вершин, увенчанных снегом. В этот
индийский период он все чаще обращается к
русским сюжетам «Богатыри просыпаются»,
«Святогор». «Настасья Микулична». Словно
подчеркивая условность деления своего
творчества на те или иные периоды, художник
вносит в записную книжку слова: «Повсюду
сочетались две темы – Русь и Гималаи».
Ведущий 3. По свидетельстве Святослава
Николаевича (сына Рериха) два-три часа, а иногда и
меньше у его отца уходило на статью или очерк.
Почти не было дня, когда бы художник не сидел за
письменным столом. Его литературное наследие
огромно. Только 10 томов вышло при его жизни.
Публицистика Рериха – феномен своеобразный. Это
– настоящие стихи в прозе, духовные воззвания.
Рериха считали мудрецом, даже пророком, знающим
много сокрытое от простых людей. Он умер в 1947
году, уже решив вернуться на Россию.
В саду сложили костер из душистого сандалового
дерева. На костер положили умершего. Вспыхнуло
легкое пламя, объединившее древнеславянское и
индийское погребение. Лицо Николая
Константиновича было повернуто на север. В
сторону России.
Чтец. «Вот что завещаю всем, всем. Любите Родину. Любите народ Русский. Любите все народы на всех необъятных просторах нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество.
Преподаватель. Николай
Константинович Рерих был русским интеллигентом
в самом высоком значении этого слова. Вся его
творческая деятельность была направлена на
благо Родины. В силу сложившихся обстоятельств
он долгое время прожил в Индии, но все что им было
сделано, он завещал своему народу. И завещание
сбылось. Весной 1990 года младший сын Николая
Константиновича –Святослав Николаевич передал
Советскому фонду Рерихов творческое наследие
своих родителей.
Опережая наш век, Рерихи зовут нас в Будущее, в
свой космический мир, имя которому Держава
Рериха.