Сценарий урока с использованием компьютера по русскому языку в 5-м классе "Почему мы так говорим?"

Разделы: Русский язык


Тема: Почему мы так говорим?

Продолжительность занятия: 90 минут.

Класс: пятый.

Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 имени Героя Советского Союза Ф.А. Трифонова», Томская область, г. Колпашево.

Авторский медиапродукт: презентация 20 слайдов (Приложение 1), последовательная взаимосвязь кадров по ходу урока.

План урока:

Части – блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

Организационный момент: приветствие, объявление темы урока, напоминание основных правил техники безопасности в кабинете

5 мин.

Практическая часть включает пять заданий.

20 мин.

Краткое обобщение и анализ проделанной работы. Вывод.

5 мин.

Самостоятельная работа. Задача – стимулирование интереса обучаемых, закрепление полученных знаний, понятий.

40 мин.

Проверка работ. Задача – убедиться в освоении обучаемыми предложенного материала.

20 мин.

Задачи урока:

  • Обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология».
  • Развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.
  • Воспитание интереса к урокам русского языка.

Оборудование: 5 компьютеров, медиапроектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Правила техники безопасности в компьютерном классе. Тема урока (Приложение 1, слайд 1).

2. Слово учителя

– Ещё великий учёный Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «пословиями», предлагая включать их в словари. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился особый раздел науки о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

3. Рассказ об истории происхождения фразеологических оборотов. (Слайды озвучены, звук включается автоматически.)

– Знаете ли вы… (Приложение 1, слайд 2). Рог изобилия…
(Приложение 1, слайд 3).  Крокодиловы слёзы…
(Приложение 1, слайд 4). Жить на широкую ногу…
(Приложение 1, слайд 5). Заметать следы… Сесть в калошу…  Ходить по струнке…

4. Практическая часть

Первое задание

Ребята, перед вами картинки, а какие фразеологизмы они вам напоминают?
Список предлагаемых картинок (Ответы по щелчку мыши).

Второе задание. А теперь, ребята, нужно к фразеологизмам из первого столбца подобрать слово-объяснение   из второго столбца.

Список продублирован на презентационном экране. Задание, а также правильные ответы появляется по щелчку мыши (Приложение 1. Слайд 14).

  • в час по чайной ложке                             – худой
  • рукой подать                                             – мало
  • кривить душой                                          – хитрый
  • повесить нос                                             – грустить
  • себе на уме                                                – бездельничать
  • гонять лодыря                                           – много
  • во все лопатки                                          – лгать
  • куры не клюют                                          – близко
  • кожа да кости                                          – быстро

Третье задание. Перед вами текст, прочитайте его про себя и подумайте какие слова необходимо вставить? (Ребята читают, а затем говорят свои варианты ответов). Проверка правильного варианта (по щелчку мыши появляются необходимые словаПриложение 1. Слайд15).

Говорил товарищ мой вчера,
Что в кино сходить уже пора.
Только я хотел уж собираться,
Как ему взбрело … купаться.
По дороге передумал он,
Потащил меня на стадион.
– Что ты, –  закричал я, – в самом деле!
У тебя семь …
Глеб у доски повесил …
Краснеет до корней …
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь …
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши … с утра?

Четвёртое задание. Слева даны фразеологизмы, ваша задача – заменить одним словом, менее выразительным. (Приложение 1. Слайд16).

На краю света                                   далеко
Намылить шею                                 проучить, наказать
Пешком ходит под стол                  маленький
Зуб на зуб не попадает                     замёрз
Зарубить на носу                              запомнить
Как в воду глядеть                           предвидеть
Мастер на все руки                          умелец
Не покладая рук                               неустанно
Подать руку                                      помочь

Пятое задание. Вспомнить фразеологизмы со словами. (Приложение 1. Слайды17, 18)

Дети называют те, которые знают. После, по щелчку мыши, на презентационном экране появляются варианты ответов.

НОГИ

– уносить ноги,
– встать с левой ноги,
– падать с ног,
– одна нога здесь, другая – там…

УХО

– пропустить мимо ушей,
– держать ухо востро,
– развесить уши,
– медведь на ухо наступил.

ГЛАЗА

– мозолить глаза,
– пускать пыль в глаза,
– глазом не моргнуть,
– как бельмо на глазу.

ЗУБЫ 

– ни в зуб ногой,
– скалить зубы,
– заговаривать зубы,
– говорить сквозь зубы.

НОС

– задирать нос,
– водить за нос,
– клевать носом,
– нос по ветру.

Вывод. На презентационном экране продублированы слова академика Д. С. Лихачёва (Приложение 1. Слайд 19).

Слова учителя: Ребята, закончить практическое занятие хочется словами выдающегося учёного современности, академика Д. С. Лихачёва:

«…Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело ... Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».

5. Самостоятельная работа

Работа предлагается визуально на презентационном экране для детей, которые не владеют навыками работы на компьютере. Остальные садятся за компьютеры. (Приложение 1, слайд 20).

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ФРАЗЕОЛОГИЯ»

1. Вместо точек вставьте названия животных (птиц):

Голоден, как…., труслив, как…, болтлив, как…, надут, как…, упрямый, как ….

2. Сгруппируйте фразеологизмы по значению : а) бездельничать  б) обманывать в) быстро бежать. Запишите в три колонки.

Сломя голову, втирать очки, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, лодыря гонять, со всех ног, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца.

3. Вспомните и запишите фразеологизмы со словом КАК следующего значения:

– хорошо, непринуждённо себя чувствовать
– проливной дождь, ливень
– быть в постоянных хлопотах, суетиться
– очень много людей в тесном помещении
– тщательно, заботливо охранять что – либо.

4. Подберите к фразеологизмам из первого столбца слово-объяснение из второго столбца, запишите через тире.

Клевать носом                                приуныл
Как снег на голову                          медленно
Вылетело из головы                       дремать
Повесил нос                                    неожиданно
В час по чайной ложке                  забыл

5. Подберите к фразеологизмам фразеологизмы-антонимы, запишите через тире.

Засучив рукава, душа в душу, набрать в рот воды, рукой подать, на ночь глядя.

6. Вспомните и запишите грамотно по 2-3 фразеологизма со словами: ГОЛОВА, ГЛАЗ, ЗУБ, УХО, ЯЗЫК, РУКА, НОГИ, НОС.

Используемая литература:

1. Гвоздарёв Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Книга для внеклас. чтения уч-ся ст. классов.– М.: Просвещение, 1988. – 192 с.: ил. – (Мир знаний).
2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. яз.: Пособие для учителя.– 2-е изд.,испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988.–207 с.
3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1980. – 447.с.