Урок математики в 6-м классе "Сказочное путешествие" по теме "Рациональные числа"

Разделы: Математика


Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: “Действия с рациональными числами”. (Приложение. Слайд 2)

Задачи урока:

  • Образовательные: учить составлять различные виды уравнений для решения задач; вырабатывать  навык анализа условия задачи на необходимость и достаточность данных для её решения; формировать навык математического моделирования.
  • Развивающие: развивать творческую сторону мыслительной деятельности учащихся, развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы; развивать коммуникативную компетенцию учащихся; создать условия для проявления познавательной активности учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать культуру умственного труда; воспитывать культуру коллективной работы; воспитывать информационную культуру.

Тип урока –  урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Структура урока: (с просмотром презентации Power Point)

I. Организационный момент –  3 мин.
II. Теоретический опрос – 6  мин.
III. Математический диктант с взаимопроверкой – 5 мин.
IV. Тестовые задания –  3 мин.
V. Решение задач – 10  мин.
VI. Физкультминутка. Гимнастика для глаз – 4 мин.
VII. Решение задач (продолжение) –  8  мин.
VIII. Рефлексия – 3 мин.
IX. Домашнее задание – 3 мин.

ХОД УРОКА

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в тридевятое царство в  тридевятое государство Дроби. Правит этим государством Его Величество – король Знаменатель. Королева Черта и принц Числитель уехали в гости к соседу Делителю. В это время случилась беда. Рассердился придворный Нуль, что ему не победить принца Числителя, и украл знаменитую корону Знаменателя. Загрустил король: принц в отъезде. Кто поможет? Сидит, голову опустив, думу думает. Ребята, давайте поможем Его Величеству. Но для этого нужно преодолеть препятствия, проявив знания, смекалку и умения по теме «Рациональные числа». А Нуль время зря не теряет. Спрятал он заветную корону за семью дверями, за семью замками. (Приложение. Слайды 3, 4)
Возле первой двери черный Ворон сидит. Верный слуга Бабы-Яги  с пути истинного нас сбить хочет, запутать, обмануть. Кто верный путь отыщет? Чтобы верный путь отыскать, теорию нужно хорошо знать.(Приложение. Слайды 5, 6)

Вопросы по теории:

– Какую прямую называют координатной?
– Какие числа называются противоположными?
– Что такое рациональные числа.
– Что называется модулем числа?
– Сформулируйте правило сравнения чисел.
– Как сложить два отрицательных числа; два числа с разными знаками?
– Как вычитание заменяют сложением?
– Назовите формулу для расстояния между двумя точками с заданными координатами.
– Как  умножить (разделить) одно число на другое?
– Что такое бесконечная десятичная дробь? 

Учитель: Правильные ответы как стрелы в ворона полетели. Испугался черный ворон, улетел, путь нам освободил ко второй двери. А вторую дверь Кощей Бессмертный сторожит. Ключ в тайнике прячет. А тайник мы можем найти, если пройдем следующее испытание. (Приложение. Слайды 7, 8)

Математический диктант с взаимопроверкой

Каждому ученику даются два скрепленных листа с копиркой. После того, как диктант будет закончен, учащиеся сдают свои первые листы, а вторые листы отдают соседям по партам. Каждый учащийся проверяет работу своего соседа (ответы показаны на экране). Задание читает учитель по два раза каждое, учащиеся записывают только ответ (Второй вариант записан в скобках).

  1. Какое число на 5 меньше числа – 1 (Какое число на 7 больше числа – 4)
  2. Сравните числа: – 10 и 7 (Сравните числа: – 3 и 2)
  3. Сравните числа: 0 и – 6  (Сравните числа: – 8 и 0)
  4. Сравните числа: – 9 и – 7  (Сравните числа: – 5 и – 8)
  5.  Сравните числа: 2 и – 20 (Сравните числа: – 30 и 3)
  6. Чему равна   сумма чисел – 2 и – 7 (Чему равна   сумма чисел – 5 и – 4)
  7. Найти сумму чисел – 9 и 9 (Найти сумму чисел – 7 и 7)
  8. Найти сумму чисел – 1 и 0 (Найти сумму чисел – 4 и 0)
  9. Запишите равенство: модуль числа а равен 2  (модуль числа b равен 5)
  10.  Решите уравнение: модуль числа x равен 7 (модуль числа y равен 4)
  11. Решите уравнение: модуль числа x равен – 3 (модуль числа y равен – 6)

Учитель: А Баба Яга времени зря не теряет, возле третьей двери колдовские сети расставляет. Путь свободный вам будет, если слово-пароль отгадаете.(Приложение. Слайды 9-15)

Тестовые задания

        Вариант 1                                                                   Вариант 2

1. Найдите среди чисел  противоположные:

1/3; 3; – 7,5; 0; 1,8; – 1/3;  7,9;  – 31/3                            1,71; – 0,9; – 3/4; – 1,7; 0;1/4; 3/4; 9,1

к) – 7,5 и 7,9                                                                     а) – 3/4  и 0,3
с) – 1/3 и 1/3                                                                     м) – 3/4 и 3/4
т) – 31/3 и 1/3                                                                   в)  – 0,9 и 0,9
з) 3 и – 1/3                                                                        з)  1,71 и 1,7

2. Поставьте в равенстве место * такое число, чтобы получилось верное равенство.

31/3 = – *                                                                             – (– 54/9) = *

т) – 31/3;   а) – 13/3;                                                         и) – 4/9;    ж) – 54/9
м) 1/13;     я)  31/3.                                                           д) 4/9;       е) 54/9.

3. Решите   уравнение:

 – y = – 5,16                                                                  – x = – 11,13

в) 0        р) 0,16                                                           с) 0,13       т) 11,13
у) 5,16   к) – 5,16                                                        о) – 11,13   л) – 0,13.

4. Найдите значение выражения – (– С), если

С = – 1,73                                                             С = – 3,6

п) – 1,73       н) 1,73                                          е) – 3      б) 3,6
д) 1,7            в)  – 1,7                                        ж) 3       л) – 3,6 .

5. Найдите координату  точки А.

            

м) – 2,5    з) – 0,5                                                     к) – 4            у) – 1
в) 1,5       а) – 1,5                                                     а) – 2            о) – 3

                      (Ступа)                                                                (Метла)

Учитель: Вот лиса Алиса да кот Базилио на горизонте появились. Просят выкуп с вас, да не простой, а золотой. Сколько золотых просят разбойники? (Приложение. Слайд 16). Используя свойства умножения, вычислите наиболее простым способом:

.

Учитель: У пятой двери Карабас Барабас сидит, ключ в руке держит. Только получит его тот, кто отгадает, сколько новых кукол в театре Карабаса Барабаса. Решив уравнения и сложив его корни, вы получите правильный ответ. (Приложение. Слайд 17)

а)  х + 3,7 = – 2,3                                в) х * (– 2,1) = – 16,8
б) х – (– 1,7) = 3,7                              г) – 7,8 : х = 3,9

Минутка отдыха. Гимнастика для глаз (Приложение. Слайд 18)

  1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз.
  2. Горизонтальное вправо-влево.
  3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.
  4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как  можно отчётливее.
  5. Глазами «нарисовать» кривую, изображённую на доске несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.

Учитель: Змей Горыныч возле шестой двери сидит, не пускает. Трехголовый загадку загадывает: Баба Яга летит к Змею Горынычу. В первый час она пролетела 178 верст, а во второй – на 18 верст меньше. Сколько верст пролетела Баба Яга   за два часа? Выразите ее путь в километрах, если 1 верста = 1 км 67 м. (Приложение. Слайд 19)

Учитель: Вот мы и до последней двери добрались, возле которой  Царевна-Несмеяна слезы льет. Закапризничала, не открывает последнюю дверь. Разгадать её загадки просит: вместо многоточия подставить число прописью, чтобы получить число. (И…рия, ви…ра, …котаж, и…к, …тон, с…жка, …буна, про…р, …а, те…, сви…к, …очество, р…а, …я) (Приложение. Слайд 20)

Рефлексия

Домашнее задание (Приложение. Слайд 21)

Придумать задачу со сказочными персонажами.