Театральный кружок «Мир сказки» существует в нашем детском саду 4 года. Кружок еще молодой, но уже есть некоторые успехи, это, прежде всего наши дети. Как отмечают педагоги и родители: произошли изменения в сфере развития у детей навыков общения. Повысился уровень поведенческой активности, дети стали более активны, любознательны. В группе детского сада дети, посещающие театральный кружок стали лидерами, они могут самостоятельно организовать совместную деятельность со сверстниками, построить свое отношение с взрослыми. Как отмечают воспитатели групп, дети стали менее конфликтны, агрессивны.
Главная цель театрального кружка «Мир сказки» – развитие социальной уверенности детей посредством театрального искусства. Уверенность в себе является важным качеством человека как личности. Она позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам. Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Важно помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть, что они разные. Это закладывает основу для формирования в старшем возрасте толерантности (терпимости) к другим. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д.р.).
Вся работа построена на игровых приемах, с использованием социогровых методов. На занятии используются разные формы организации детской активности: от индивидуальной и совместно- индивидуальной до совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей. Набор в кружок «Мир сказки» ведется по желанию детей и по рекомендации педагога-психолога. Занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут.
Первое занятие (совместно с педагогом-психологом) направлено на самовыражение детей, на объединение совместной деятельностью, на знакомство с навыками релаксации и саморегуляции, на развитие сплоченности и повышению самооценки.
Второе занятие – направлено на развитие театральных навыков: разыгрывание этюдов, сценок, работа над сценическим образом, над эмоциональностью речи, разучивание ролей, кукловождение.
Дети театрального кружка активно участвуют в жизни детского сада и города. Предлагаем конспект открытого занятия нашего кружка.
Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности с использованием социгровых методов «Мы играем» для детей старшего возраста
Программное содержание
- Продолжать учить детей в игре перевоплощаться с помощью развития языка жестов, мимики, понтомимимки. Понимать то, что кроме речевых средств существуют и другие средства общения.
- Развивать у детей навыки совместной деятельности, чувство общности, умение выражать свое настроение.
- Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
- Работать над формированием правильной, четкой речи, над артикуляцией, произношением.
- Способствовать развитию тактильного восприятия и ощущения.
- Закреплять навыки детей по выполнению упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение договариваться и действовать сообща.
Предварительная работа
- Игровые упражнения: «Приветики», «Hello», «Я сам».
- Беседа с детьми о животных Африки и их повадках.
- Двигательные упражнения: «Осенние листочки», «Камешки».
- Пальчиковые игры: «Рыбак», «Ежик», «мыши и кот».
- Разучивание этюдов: «Ёж», «Заяц», «Подарки», «кочерыжка».
- Чистоговорки: «Медведь», «Лебеди».
Оборудование: 2 набора стульев по количеству детей, малые цветные квадраты по количеству детей, большие цветные квадраты по количеству этюдов с заданиями, стол накрытый тканью, стол с пиктограммами (12 штук: радость, грусть, удивление, страх)
Музыкальный материал:
- Игра «Мартышки», музыка В. Гоголева.
- Музыкальная игра «Диван» музыка Е. Железнова.
- Игра «Молчанка» Е . Макшанцева.
Сценарий занятия
Дети входят в зал, их встречает музыкальный руководитель.
(положение детей)
Ведущий:
Как живешь? Вот так!
(большой палец)
А плывешь? Вот так!
(показ)
Как бежишь? Вот так!
Вдаль глядишь? Вот так!
Ждешь обед? Вот так!
Машешь в след? Вот так!
Утром спишь? Вот так!
А шалишь? Вот так!
(Педагог протягивает руки, призывая детей построить круг)
Игровое упражнение: «Приветствие»
Ай, тили-тили-тили
Мы поутру в сад ходили (по кругу)
Вот нас … повстречал (называем имя)
Как же он нас, привечал.
Дети: А вот так!
- Добрый день
- Привет
- Жесты
- Проигрываем все варианты детей
Все: Ответ детей на приветствие хором (3-4 варианта)
Ведущий: Ребята, посмотрите, сегодня у нас на занятии гости, поприветствуем их каждый по-своему. (вариант общего приветствия)
Ведущий:
Не печенье, не ватрушки
Не сметану, не ирис
Любим мы играть в игрушки
Днем и ночью, подивись.
Тут машинки, зайки, мишки,
Вот мячи, а вот шары.
Выбирайте, ребятишки, все что нужно для игры. А что вам, ребята, нужно, для того чтобы играть?
Дети:
- Музыку
- Настроение
- Игрушки
Ведущий: Тогда я предлагаю вам подумать и с помощью жестов и звуков показать нам свою игрушку, а мы с ребятами попробуем её отгадать.
(Дети располагаются на ковре полукругом)
Упражнение двигательно-игровое «Любимая игрушка» (выполняются по желанию)
Ведущий: Я вам загадаю загадку про одну очень интересную игрушку, а вы попробуйте угадать.
Есть зеленые бананы,
Ловко лазить по лианам,
Это может … (обезьяна)
Ведущий: А какие обезьянки по характеру?
Дети: Веселые озорные.
Педагог приглашает детей в круг, вытягивая руки вперед.
Игра «Мартышки» муз. В. Гоголева
Мы веселые мартышки
Мы играем громко смехом (идут по кругу)
Все в ладоши хлопаем хлоп, хлоп
Все ногами топаем топ, топ
Надуваем щечки (надули)
Скачем на ножках прыг, прыг
И друг другу даже язычки покажем (язычок)
Оттопырим ушки
Хвостики вертушки
Пальчик поднесем ко рту (т-с-с)
Дружно прыгнем к потолку
Шире рот откроем
И гримасы строим (дети замирают с гримасами)
А как вы думаете, как еще можно двигаться?
- игровой вариант
- варианты детей (парами, врассыпную, движение спиной и т.д.)
- подключить тело (части тела по очереди: голова, руки, ноги, туловище)
Ведущий: У вас получились такие разные, интересные, озорные, необычные, смешные мартышки. А как вы думаете, можно ли научить мартышек говорить? А с помощью чего?
- Варианты детей
- Конечный вариант – чистоговорки
Педагог предлагает детям сесть на стулья.
Ведущий: Кто желает выступить? (3-4 варианта) Послушайте, какая еще есть чистоговорка:
Лежебока рыжий кот,
Отлежал себе живот
- произносит педагог
- жесты – с переходом на детей
- в движении ––> с остановками
- игра по кругу (с предметом)
- изменяем темп, динамику
Педагог предлагает детям сесть на стулья, которые стоят попарно, таким образом, разделить детей на пары.
Ведущий: Ребята, а как вы думаете,
почему обезьяны так быстро, ловко лазают по
лианам?
Дети: (?) Потому что у них сильные, ловкие
руки и пальцы!
Ведущий: А у нас?
Психогимнастика «Руки» (различное прикосновение)
Руки
знакомятся
сначала на себе
Руки
ссорятся
затем с другом
Руки мирятся
(работаем в парах)
А разминку сегодня проведет … (ребенок)
Пальчиковая гимнастика
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики
1-2-3-4-5
Начинаем счет опять!
1-2-3-4-5
Вот и кончили считать.
Ведущий: А сейчас все загляните под стульчики, там есть маленький сюрприз (дети достают цветные квадраты, в этот момент ведущий разлаживает на ковре большие квадраты с заданием). А теперь подойдите к квадрату своего цвета, переверните его и вы увидите задание. Сейчас вы в своей группе подумайте и договоритесь, а потом разыграйте нам свой этюд.
Показ этюдов детьми
Разыгрываются знакомые этюды на усмотрение музыкального руководителя.
Ведущий: Вам понравились этюды? (Выслушать мнение детей). А сейчас я приглашаю вас на музыкальный диван.
Музыкальная игра «Диван» музыка Е. Железновой (игра проводится под аудиозапись кассеты «Аэробика»)
Ведущий: Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже? Вы знаете, что настроение у всех бывает разное. Вот сейчас мы и узнаем понимаете ли вы друг друга. (Дети подходят к столу и берут по одной пиктограмме, затем встают в круг).
Игра «Молчанка» музыка Е.Макшанцевой
Раз, два – мы молчим!
Ничего не говорим.
(изображают загаданную эмоцию и находят себе пару)
Раз и два и раз и два
Мы с тобой теперь друзья!
(кружатся со своей парой)
Игра проводится два раза.
Ведущий: Вы теперь все друзья! Вот наша
встреча подошла к концу. В какие игры бы вам
хотелось поиграть еще?
Дети: высказывают свое мнение.
Педагог проводит прощальную игру «Пузырь»
Раздувайся пузырь, (дети стоят кругу, взявшись за руки)
Раздувайся большой
И не лопайся – (отходят в стороны)
Он летел, летел, летел, (бегут по кругу)
И за веточку задел, хлоп! (сбегаемся в круг, обнимаемся)
В этом кругу прощаемся.
Литература:
- Безруких М.М. «Развитие социальной уверенности у дошкольников», «Владос», Москва 2003.
- М.Ю. Гоголева «Логоритмика в Д/с», Ярославль «Академия развития» 2006.
- Е.А. Алябьева «Психогимнастика в Д/с», творческий центр, Москва 2003.
- В. Холмогорова «Азбука общения».
- Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», «речь» С-Петербург 2003.
- Н.Ф. Сорокина Программа «Театр – творчество - дети», Москва 1995.