Цель: формирование экологического мышления учащихся.
Задачи:
- Развитие потребности участия в природоохранной деятельности.
- Формирование уверенности в необходимости и возможности решения экологических проблем.
- Развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Оборудование: зал украшен картинами природы, на столах различные овощи, фрукты; карты полушарий, мира, магнитная доска. Представлена фотовыставка «Сохраним природу».
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
В актовом зале все рассаживаются по
отрядам – чётные по одну сторону, нечётные по
другую.
Команды формируем, задавая вопросы по классам.
(Кто быстрее ответит тот выходит за стол игроков)
Вопросы для 5-го класса:
1. Как называется процесс, который приводит к
разрушению горных пород? (Выветривание)
2. Как называется книга в которую заносят
редчайшие или исчезающие виды растений
и животных? (Красная книга)
3. С помощью какого прибора определяют
направление ветра? (Флюгер)
4. Вспомните название всего животного царства? (Фауна)
Вопросы для 6-го класса:
1. Что называют меридианом?
2. Что такое глобус?
3. Как называется пересечение меридианов и
параллелей на глобусе и карте? (Градусная
сетка)
4. Что называют полюсом?
Вопросы для 8-го класса:
1. Какое место в мире Россия занимает
по площади? (Первое)
2. Какое количество морей омывает территорию
нашей страны? (13 – 12 окраинных и Каспийское –
внутреннее.)
3. В скольких часовых поясах располагается
территория России? (11)
4. Назовите крайнюю восточную точку России? (Мыс
Дежнёва)
Вопросы для 9-го класса:
1. Что мы характеризуем, давая оценку
места страны на политической карте и её
отношение к другим государствам? (геополитическое
положение)
2. Что такое естественный прирост населения? (разница
между родившимися и умершими за определённый
промежуток времени.)
3. Назовите численность населения современной
России? (145 млн. чел.)
4. Как называется переселение людей из одних
районов проживания в другие? (миграция.)
Вопросы для 10-го класса:
1. Назовите государство занимающее первое место
в мире по численности населения? (Китай – 1137
млн. чел.)
2. Государство, занимающее первое место в мире по
площади? (Россия)
3. Как называется рост городов и повышение удельного веса городского населения в стране? (Урбанизация.)
4. На какие группы делятся государства мира в зависимости от формы правления? (Республики, монархии)
Ведущий: У нас сформировались две команды. Сейчас мы должны выбрать капитанов команд и придумать название командам.
(Пока команды заняты идёт представление жюри, а затем представление команд и капитанов.)
Ведущий: На вечере мы будем говорить о различных странах, народах, традициях. Мы вспомним знания полученные на уроках географии, биологии, из книг и телевидения. Все эти знания понадобятся вам при ответах на вопросы конкурсов.
Ведущий: И первый конкурс нашей программы «Дай правильный ответ». Перед вами на столике лежат разноцветные конверты все они имеют свои номера. Вы должны выбрать один из них. Для этого мы приглашаем одного члена команды и предлагаем ему вытащит из нашей волшебной шкатулочки бочонок с номером конверта. В каждом конверте вопросы, за каждый правильный ответ команда получает один балл.
Конверт 1. Вопросы царства растений
- Какая ягода бывает красной, черной, белой? (смородина)
- Что за трава, которую можно определить с закрытыми глазами? (крапиву)
- Какие ягоды можно собирать из-под снега? (калину)
- Дерево-символ нашей Родины. (берёза)
Конверт 2. Вопросы царства животных
- Какие животные спят зимой? (медведи,
- Что теряет лось каждую зиму? (рога)
- Почему выделяют среди животных млекопитающих (кормят детёнышей молоком)
- Куда зайцу бегать удобнее: с горы или в гору. (в гору задние ноги длиннее)
Конверт 3. Вопросы о насекомых
- Не птица, а летает, не слон, а с хоботом, никто не приручает, а на нас садится? (Комар)
- Волосата, зелена
В листьях прячется она,
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (Гусеница) - У кого уши на ногах? (У кузнечика)
- Что случатся с пчелой, после того, как она ужалит? (Умирает)
Конверт 4. Вопросы о птицах
- С прилетом каких птиц считается начало весны? (Грач)
- Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет)
- Пингвин это птица? (Да)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
Конверт 5. Вопросы по охране природы
1. Когда мы гуляли с родителями по оврагу ранней
весной, то увидели, что горит трава. Но ее горение
никто не обращал внимания. И только папа сказал,
что нельзя жечь траву и стал ее тушить. Почему
этого нельзя делать? (С травой погибают все
насекомые, живущие в ней)
2. Почему вдоль автомобильных дорог и
железнодорожных трасс высаживают деревья? (Для
защиты от пыли, выхлопных газов, грязи.)
3. Гуляя с родителями, по лесу Света и Алеша
увидели большой муравейник. Подойдя к нему, дети
взяли большую палку и начали ворошить
муравейник. Увидев, чем занимаются дети, мама
подбежала к ним, забрала палку и сказала:
«Если бы муравьи могли говорить, они бы
сказали вам что…»
Что сказали бы муравьи? (Мы строили свой дом
годами, чтобы укрываться в нём от не погоды не
разоряйте его.)
4. Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с
папой по лесу, то развели костер и пекли картошку.
Потом папа залил костер водой, чтобы не было
пожара, а банки пакеты закопал.Что сделано
правильно, а что нет? (Правильно залил водой. Всё
остальное нужно сжечь и закопать)
Как поступили бы вы?
Конверт 6. Определите из какого растения получили это продукты?
Манку (пшеницы),
Геркулес (овса),
Пшено (проса),
Крахмал (картофеля, кукурузы),
Макароны (пшеницы)
Черный хлеб? (ржи)
Ведущий: Завершён конкурс «Дай правильный ответ». Жюри подводит итоги, а мы готовимся к следующему конкурсу.
Звучит песня «Водовоз» из кинофильма «Волга, Волга»
Ведущий: Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете. (Антуан де Сент-Экзюпери)
Ведущий: Следующий конкурс называется «Вода, вода…» и посвящён он воде. Простой и обыкновенной воде, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенной, потому что без неё мы просто не смогли бы жить.
(Звучит шум водопада или моря.)
Ведущий: А сейчас командам по очереди будут заданы вопросы и вы должны ответить на них. Если одна команда не знает ответ ей могут помогать болельщики. За каждый правильный ответ жюри выставляет один бал.
- Самое распространённое вещество на Земле?
- Самый ценный минерал на планете?
- Вещество, встречающееся у поверхности Земли в жидком, твёрдом и газообразном состоянии?
- Вещество, расширяющееся при замерзании?
- Вещество, у которого твёрдая фаза легче жидкой?
- Самое теплоёмкое вещество на Земле?
- Самый сильный растворитель на Земле?
- Главная причина возникновения пещер?
- Вещество, составляющее две третьих биосферы?
- Источник жизни на Земле.
(Ответ на каждый вопрос – вода.)
Ведущий: Пока жюри считает мы проведём игру со зрителями. Мы попросим вас отгадать загадки.
- Не море, не земля – на лодке не уплывёшь, ногами не пройдёшь. (болото)
- Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко достала. (туча)
- В небе родился, в земле схоронился. (дождь)
- Вечером родится. Ночь живёт, утром помирает. (роса)
- Что без огня дымит. (туман)
- Скатерть бела, весь мир одела. (снег)
- На дворе горой, а в избе –водой. (снег)
- Белая морковка зимой растёт.( сосулька)
- В неё вливается, из неё выливается, а сама она по земле петляет. (река)
Слово жюри.
Ведущий: Ребята, вы любите путешествовать? Конечно же кто не любить это увлекательное занятие и мы с вами отправимся в путешествие по странам мира. А чтобы нам было интересно и мы с вами могли посетить музеи, выставки, побывать в театре мы должны иметь деньги. Следующий наш конкурс посвящён валюте разных стран и называется он «Доллар – евро – рубль».
(На доске при помощи магнитиков крепятся таблички с названием валюты разных стран. Задача играющих по очереди открыть таблички и назвать страны и их столицы в которых используется эта валюта. Прикрепить на политическую карту мира значок на территорию этой страны.)
Доллар – США, рубль – Россия, фунт – Великобритания, шекель – Израиль, динар – Турция, франк – Франция, гривна – Украина, иена – Япония, рупия – Индия, юань – Китай, тугрик – Монголия, марка – Германия.
Ведущий: Слово жюри. Следующий конкурс «Объясни географическое название или термин». Команды получают конверты с заданиями и записывают правильные ответы.
Вопросы для первой команды:
- Архипелаг – группа островов,
- Бархан – скопление песка,
- Атолл – коралловый остров в форме кольца,
- Земная кора – верхняя оболочка Земли,
- Босфор – пролив между Европой и Азией,
- Баффина – море,
- Арарат – вулканический массив в Азии,
- Индостан – Индостан полуостров на юге Азии,
- Конго – река в Экваториальной Африке.
Вопросы для второй команды:
- Прерии – обширные степи в Северной Америке,
- Река – постоянный водный поток, текущий в русле,
- Торнадо – вихревое движение в воздухе в виде воронки или столба,
- Шельф – материковая отмель,
- Анды – горная система в южной Америке,
- Атакама – пустыня на Тихоокеанском побережье,
- Крит – остров в восточной части Средиземного моря,
- Мауна-Кеа – потухший вулкан на Гавайских островах,
- Хуанхе – река в Китае.
(Пока команды выполняют задание проводится игра со зрителями.)
Вопросы для зрителей:
- Место, где начинается река – исток,
- Один из видов возвышенностей – кряж,
- Оболочка Земли между земной корой и ядром – мантия,
- Сильный горячий ветер – самум,
- Первое кругосветное путешествие совершил – Магеллан,
- Река Нил находится – в Африке,
- Росянка это – растение,
- Тайвань это – остров,
- Искусственные «реки» – каналы.
Ведущий: Предоставляем слово жюри.
Ведущий: Следующий конкурс «Определите этих пришельцев» На доске крепится роза ветров, на ней в кармашках находятся задания – описание растения, и команда должна угадать название этого растения.
Травянистое растение, родина которого
Индия. Это растение было известно за несколько
тысячелетий до нашей эры. Его вьющийся стебель
украшал стены египетских храмов. В Древнем
Египте знатные люди пили сок этого растения с
розовой водой для укрепления здоровья. Лечились
также этим соком от лихорадки и собачьих укусов.
Из средиземноморья это растение
распространилось и в другие страны Европы. А вот
в Россию оно было завезено не из Европы, а из
Восточной Азии. Овощ, продолговатой формы,
зелёного цвета. (Огурец)
Один из самых популярных овощей. Его родина –
Южная Америка. Невысокие кустики с мелкими
красными плодами до сих пор встречаются в Перу,
Эквадоре, Мексике. Индейцы племени ацтеков
называли это растение «тумантла», что означает
«большая ягода». Через океан это растение
завезли в Италию, в переводе с испанского его
название «золотое яблоко», во Франции его
назвали «яблоком любви.» в России эти плоды
появились во времена царствования Екатерины II.
Ходили слухи, что они ядовиты и только в 1850 году
наши соотечественники узнали, что эти плоды
вкусны и полезны. (Томат )
Один из самых древних овощей. За шесть
тысячелетий до нашей эры этот овощ выращивали
египтяне. Нашим предкам это овощ пришёлся по
душе. Сейчас мы не мыслим нашу жизнь без этого
овоща. (Капуста)
Родом из Средиземноморья. В 15 столетии завезен в
Россию. Благодаря этому овощу наша страна
занимает одно из первых мест в мире по
производству сахара. (Свекла)
Родина этой культуры Малая и Средняя Азия, откуда
она распространилась в другие государства. Арабы
утверждают, что это плод райских садов, дар небес.
В Россию это растение попало в 13 столетие ,но её
стали выращивать на побережьях Чёрного моря.
Когда в начале 15 века царские стрелки привезли
семена этого растения, из-за суровости климата в
Москве оно стало тепличным растением. (Дыня)
Родина этого растения – Южная Африка., где и
сейчас в пустыне Калахари, оно встречается в
диком виде. Этот плод поил в пустыне своим соком
всех жаждущих. К нам эти плоды . вплоть до 17
столетия, завозили из-за границы .позже стали
выращивать на Украине и подавать к царскому
столу вымачивая в сахарном сиропе. Только в 19
веке этот плод прижился в России и его стали есть
в свежем виде. (Арбуз)
Ведущий: Теперь вы поняли какой трудный путь прошли культурные растения, овощи прежде, чем попасть на наши огороды и занять достойное место на нашей кухне и в нашем меню.
Игра со зрителями «фруктово-овощной аукцион»
Ведущий: Вот и завершилась наша конкурсная программа. Слово для подведения итогов предоставляется жюри.