Тема урока: «Секреты города Словотворска»
Тип урока: урок-исследование
Цель урока: научить отличать однокоренные слова и формы слова, формировать умение подбирать однокоренные слова с учётом значения корня; воспитание потребности в пользовании словарями, энциклопедиями; обогащение словарного запаса учащихся; работать над развитием речи: воспитание чувства патриотизма к Родине, любви к родной природе.
Повторение: правописание безударных гласных, тире между подлежащим и сказуемым, синтаксический разбор предложения.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- словари, (толковый, синонимов).
- энциклопедии: «Что такое? Кто такой?» и др.; макеты дерева (рябины),
- карточки для инсценирования.
Раздаточный материал: карточки гласных, перфокарты (состав слова), шаблоны красных и жёлтых листочков.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы с вами узнаем многие секреты г. Словотворска. Попробуйте по названию города определить, каким важным делом заняты жители этого города? И мы тоже на уроке будем изменять слова, образовывать новые, т.е. займёмся словообразованием и словоизменением. Самые активные из вас получат пропуск в этот город и будут считаться достойными гостями этого города. Итак, будьте внимательны!
Звучит песня «Берёзы» в исполнении «Любэ». Показ репродукций с изображением природы родного края на экране.
– Вслушайтесь в слова этой песни, всматривайтесь в картины. Что хотели изобразить (показать) своими произведениями музыканты, художники? (Красоту русской природы, величие нашей Родины).
2. Слово учителя
– Для всех нас Родина берёт начало с отчего дома, Отчий значит отцовский, Отечество– земля наших отцов, отчий дом – дом наших отцов.
На экране слова: отчий, Отечество, отец, Отчизна.
– Какие это слова? Докажите.
– Одинаковое ли у них лексическое значение? (Нет.
Общее значение корня)
– А как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
На доске:
Р..ссия св..щенная наша д..ржава.
Р..ссия любим..я наша стр..на.
– Откуда эти строки? (Государственный гимн
России, слова С. Михалкова)
– Продолжите.
3. Работа над предложениями
– Только ли пропущены орфограммы? (Знаки
препинания: тире)
– Докажите.
Задание: Списать, вставить пропущенные буквы.
Проверка с использованием карточек гласных.
4. Словарная работа
– Как называют человека, который любит свою Родину, предан своему народу? (Патриот)
(На экране)
Записать в тетрадь, выделить гласные, которые нужно запомнить. Сообщение о втором значении – «любит своё дело».
– Образуйте однокоренное слово, чтобы оно обозначало чувство любви к Родине. (Патриотизм)
(На экране)
Сообщение учителя: Это слово образовано от греческого «патрис», что значит Родина. Как образовать слова с новым лексическим значением? (Подбором однокоренных слов с помощью приставки и суффикса)
5.. На доске:
Р.
п. Д.
п. Т. п.
П.
п.
патриота,
патриоту, патриотом, о
патриоте.
– Я считаю, что это тоже однокоренные слова.
Докажите. (Получили формы слова, изменив
окончание.)
6. – Ребята, а кто из вас знает, как
называлась наша страна в стародавние времена? (Русь)
– По группам вы получили задания. Одно из них
выяснить, почему так называли нашу страну?
Существует много версий? Послушаем
некоторые из них.
Рассказ детей.
а) Писатель Романовский назвал слово
Русь просторным и загадочным, и в то .же время
коротким – в один слог всего. Это слово пришло
к нам из седой древности и осталось с нами навеки.
Романовский считает, что у слова Русь много
значений, как притоков у великой реки:
Русь, Русский, Россия, Россияне. И что эти слова
родственные словам: русло, т.е. ложе реки, по
которому она течёт, русалка – сказочная
обитательница рек и озёр.
Роса, росяница – обильная роса, лежащая поутру на
траве и деревьях.
Другими словами: Русь – это сторона, где много
рек и озёр, а русский- это человек, живущий у воды.
б) Учёные полагают, что слова Русь,
Россия произошли от названия племени росов
или
русов, которые жили между Днепром и Доном
более тысячи лет назад.
– Подберите к слову Русь однокоренные слова
прилагательные. (Русские)
(На перфокартах разобрать на морфемы)
рус-ск-ий
7.. Работа с текстом
– А вот какое диво-дивное есть в России и является его символом, вы узнаете, прочитав текст.
(На экране)
В наших лесах растёт диво-дивное – … .
Это удивительное творение природы. Удивляет оно
тем, что это единственное дерево в мире с
белой корой. О … в народе сложено
много песен.
Есенин назвал Русь «страной берёзового ситца».
(о берёзках) береза, о березе – форма слова.
– Найдите слова однокоренные с корнями
1 вариант: -див-
2 вариант: -берез-
– К слову удивительный подберите синонимы. (Изумительный, поразительный, потрясающий, ошеломляющий.)
Работа над последним предложением текста: Есенин назвал Русь «страной берёзового ситца».
а) Написать по памяти, дать характеристику.
б) Найдите слово, где букв больше, чем звуков. (Русь)
Докажите.
8. Физминутка
Релаксация: пение птиц, весенний лес.
9. – Отгадайте загадку:
В сенокос горька,
А в мороз сладка,
Что за ягодка? (Рябина)
– А вот почему её так назвали.
Сообщения ребят с использованием энциклопедии:
Слово «рябина» произошло от славянского слова «ряб», что означает рябой, пёстрый. Ведь сочетание ярко-зелёных мелких разных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого дерева вызывает ощущение, что рябит в глазах.
– Как вы думаете, какой корень в слове рябина?
– Кто же прав?
Сообщение учителя: Суффикс так прирос
к корню ряб, что получился новый корень рябин, а
из него выросли слова. А какие, мы сейчас узнаем:
10. Игра «С какого дерева упали листья?»
На магнитной доске 2 макета дерева без
листьев.
однокор.
слова
форма слова
(рябина)
На столах у каждого – шаблоны листочков желтого и красного цвета с надписями с обратной стороны:
Жёлтый Красный
рябину
рябинник
рябиной
рябиновый
рябине
рябинка
По вариантам: определите какие листья на каком дереве облетели?
I вариант
II вариант
однокор.
слова
формы этого же слова
Проверка: (на экране )
11. Вывод: (на экране)
– Вставить нужные фразы, чтобы утверждения были верны.
ПРИ … ПОЛУЧАЕМ СЛОВА С РАЗЛИЧНЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНА ЧЕНИЕМ.
ПРИ … ПОЛУЧАЕМ ФОРМЫ ЭТОГО ЖЕ СЛОВА.
Проверка : (на экране)
образовании однокоренных слов
ПРИ …ПОЛУЧАЕМ СЛОВА С РАЗЛИЧНЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНА ЧЕНИЕМ.
изменении окончания слова
ПРИ …ПОЛУЧАЕМ ФОРМЫ ЭТОГО ЖЕ СЛОВА.
– Прочитаем вместе.
– А теперь слово жителям города Словотворска.
12. Инсценирование сказки «Кто главнее и важнее?»
– Вот как дружно теперь живут жители города
Словотворска.
– А от кого зависит счастье нашей Родины, нашего
города?
13. Обобщение ответов учителем:
– Если каждый будет патриотом своей Родины, она
станет краше, могущественнее; и все будут
счастливы.
– Я думаю, что все ребята заслужили право быть
почётным гостем вашего города. (Вручение
пригласительных билетов.)
– А в заключение урока разгадайте шараду:
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка.)
14. Оценки за урок учащимся
– Что вам понравилось на уроке? (Ответы детей)
– Спасибо всем за урок!