«Здоровье — это вершина, на которую человек должен подняться сам».
И. Брехман(основатель валеологии)
Аннотация
Существуют необходимые человеку составляющие в целом культуру здоровья:
- культура тела;
- культура питания;
- культура движений;
- культура поведения.
Условия избыточного комфорта и благополучия
снижают устойчивость организма и возможность
приспосабливаться к изменяющимся условиям
внешней среды. Те функции и системы организма,
которые стали менее востребованными, постепенно
угасают и тянут за собой нарушения деятельности
всего организма.
И, чтобы быть здоровым во взрослой жизни,
познавать культуру здоровья надо с самого
раннего детства.
Актуальность
Современное общество отличается повышенным
уровнем визуального восприятия. Подрастающее
поколение можно назвать поколением «бегущей
картинки», причём ярко раскрашенной на экране.
Наши органы чувств не только анализируют
окружающую среду, но и являются приемниками
информации, которая, как правило, оказывает
влияние на наш организм.
Цвет способен придать бодрость, увеличить
жизненные силы. Он устраняет нарушение баланса в
работе органов, удлиняет жизнь.
Проблема
Здоровье как важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Цель
Сформировать культуру здоровья у школьника.
Задачи
- Проанализировать различные информационные источники о здоровье и валеологии.
- Выявить влияние цвета на физическое и психическое здоровье человека.
- Установить каким цветам школьники отдают наибольшее предпочтение.
Предмет исследования
Здоровье.
Объект исследования
Энергия цвета и здоровье школьника.
Гипотеза
Если цвет обладает живительной и целительной силой, то это будет залогом физической и эмоциональной стабильности организма.
Методы исследования
- Теоретический: анализ информационных источников, сравнения.
- Эмпирический: мониторинг—лабораторные наблюдения.
- Математический: статистика.
- Экспериментальный: диагностика, анкетирование, исследование.
Методика исследования
1. Опросный лист на тему: «Визуальное восприятие школьных кабинетов»
Была собрана информация о том, насколько комфортно ученики МОУ «СОШ №13 г. Новотроицка Оренбургской области» чувствуют себя в следующих учебных кабинетах:
- Кабинет биологии и экологии;
- Кабинет математики;
- Кабинет английского языка.
Пожалуйста, оцените по пятибалльной шкале каждый из критериев.
2. Исследование: «Предпочтение цветов школьниками»
I этап – диагностический
Цель: выяснить, каким цветам школьники отдают наибольшее предпочтение. Определить их эмоциональное состояние на данный момент.
II этап – аналитический
Цель: проанализировать полученный результат, сформировать рекомендации.
На первом этапе основными методами стали диагностика и анкетирование. Были использованы методики « Эмоциональные сферы» Ю. Башкировой, «Цветовой тест» Люшера, а также метод прямого наблюдения. Анкетирование проводилось по разработанной анкете «Эмоциональная стабильность». Использовался набор семи основных цветов по Люшеру, который наглядно помогал учащимся с выбором цвета.
3. Мониторинг и статистика «Цвет стен и школьной доски в помещениях МОУ «СОШ №13»
Произвести на основе наблюдений и статистики частоту (%) встречаемости стен и досок с определённой цветовой гаммой.
Дефиниции
- Здоровье – полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ (1948г.)).
- Валеология (санология) – наука о здоровье (1980г.).
- Геронтология – наука о продолжительности жизни.
- Ювенология – наука о сохранении молодости.
Признаки здоровья
- Устойчивость к действию повреждающих факторов;
- Наличие резервных возможностей организма;
- Показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;
- Высокий уровень моральноволевых и ценностномотивационных установок;
- Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил;
- Способность к полноценной социальной деятельности и общественно полезному труду;
- Способность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.
- Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
Главные законы здоровья
- Постепенность;
- Систематичность;
- Ритмичность;
- Учет индивидуальных особенностей;
- Комплексный подход: учёт индивидуальноличностных особенностей и общих биозакономерностей.
Факторы, влияющие на состояние здоровья
- Медицина 10%
- Наследственность 15%
- Окружающая среда 25%
- Индивидуальный образ жизни 50%
Большой резерв в сохранении здоровья и долголетия человека заложен в организме его образа жизни, зависящий от валеологической культуры.
Цвет и возраст
Цветопсихологические исследования среди детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста и эмоционального состояния.
Возраст |
Предпочитаемые цвета |
Отрицательное восприятие |
Психологическое состояние |
410 |
Красный, пурпурный, розовый, бирюзовый |
Чёрный, тёмнокоричневый, серый | Пребывание в мире сказок |
1112 |
Зелёный, желтый, красный |
Оливковый, пастельнозелёный, лиловый | Преобладание чувственного восприятия мира |
1316 |
Ультрамарин, оранжевый, зелёный |
Фиолетовый, лиловый | Рациональный подход к восприятию мира, развитие самосознания |
1719 |
Краснооранжевый | Пурпурный, розовый | Инстинктивно целенаправленное восприятие мира |
Влияние цвета на физическое здоровье
Цвет |
Влияние на физическое здоровье |
1. Жёлтый | Лечит депрессию, способствует укреплению нервов. |
2. Синий | Подавляет аппетит, помогает расслабиться, благотворно воздействует на дыхательную систему, снижает остроту зрения. |
3. Зелёный | Способствует регенерации клеток, укрепляет иммунную систему, стабилизирует давление и сердечную деятельностью. |
4. Оранжевый | Способствует пищеварению, активной работе почек, мочевого пузыря, ускоряет кровообращение, благотворно влияет на состояние костных тканей, зубов, волос. |
5. Фиолетовый | Стимулирует работу сердца и мозга, а так же выработку гормона мелатонина, снимающего депрессию и омолаживающего организм, увеличивает иммунитет. |
6. Красный | Улучшает пищеварение, стимулирует физическую активность, учащает дыхание, понижает кровяное давление. |
7. Голубой | Помогает при болезнях, связанных с обменом веществ, центральной нервной системы, заболеваниях горла и органов дыхания, снижает кровяное давление. |
Влияние цвета на психическое здоровье
Цвет |
Влияние на психическое здоровье |
1. Жёлтый |
|
2. Синий |
|
3. Зелёный |
|
4. Оранжевый |
|
5. Фиолетовый |
|
6. Красный |
|
7. Голубой |
|
Рекомендуемый дизайн школы
Предмет дизайна |
Цвет |
Особенности личности |
Стены классов и библиотеки | Оттенки жёлтого (бежевый, кремовый, светлоохристый |
|
Доска | Тёмнозелёный (желтые и оранжевые мелки) |
|
Спортзал | Оттенки оранжевого |
|
Лестничные проемы | Зелёный |
|
Столовая | Оттенки бежевого и светложёлтого краснооранжевые витражи или декораяятивные панно). |
|
Актовый зал |
|
Результаты исследования «Визуальное восприятие школьных кабинетов»
Критерии |
Кабинет биологии |
Кабинет математики |
Кабинет англ. языка |
1. Привлекательность | 4,3 |
2,5 |
1,95 |
2. Освещение | 4,5 |
4,4 |
2,75 |
3. Удобство | 4,05 |
4,4 |
1,7 |
4. Интерьер | 4,6 |
3,45 |
2,6 |
5. Успеваемость | 4,4 |
4,2 |
3,9 |
Выводы:
- Показатель успеваемости зависит и от параметров благоприятности визуальной среды.
- Состояние школьных кабинетов не по всем показателям соответствуют требованиям.
- Неблагоприятная визуальная среда школьных кабинетов является одним из основных факторов нарушения зрения и дискомфортности психического состояния учащихся.
Результаты мониторинга «Цвет стен и школьной доски»
Вывод: 47% стен в кабинетах имеют бежевый и жёлтый тона, что помогает дисциплинировать, активизировать умственную деятельность и способствовать концентрации внимания у учащихся. 80% школьных досок (привлекает внимание) и 17% стен кабинетов, 100% стены столовой, 50% спортзала, холл зелёного цвета и салатового оттенка, которые снимают напряжение, успокаивают, укрепляют иммунную систему и стабилизируют сердечную деятельность. 100%: бассейн, рекреации, лестничные проёмы и 17% стен кабинетов голубого цвета, который снимает напряжение, способствуя релаксации.
Рекомендации по внесению изменений в дизайн школы с учётом психологических особенностей
- в спортзале: салатовые стены перекрасить в оттенки оранжевого, что будет тонизировать, стимулировать активность, и видимо согревать оголённых детей во время занятий;
- в столовой: салатовые стены перекрасить в оттенки жёлтого (бежевый, кремовый, светлоохристый), включая краснооранжевые витражи или декоративные панно, улучшит аппетит и будет стимулировать работу желудка;
- в актовом зале: использовать чередование светлозелёных и золотистожёлтых плоскостей, что успокаивало бы и снимало напряжение, а в тоже время помогало бы сосредоточиться и повышало творческую активность.