Роль и место музыкального искусства в духовном развитии учащихся

Разделы: Музыка, Начальная школа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, МХК и ИЗО


Искусство зародилось на заре цивилизации как отражение чувств и мыслей человека.

Сама жизнь была его источником. Человека окружал огромный и многообразный мир. События, происходившие вокруг, влияли на его характер, жизненный уклад. Искусство никогда не существовало отдельно от жизни, не было чем-то иллюзорным. Оно слито с языком людей, обычаями, особенностями темперамента. Окружающая природа была его источником вдохновения.

Русский народ принял христианство более тысячи лет назад и оно глубоко вошло в жизнь русских людей. Свое отношение к вере народ раскрывал через творчество, в том числе и через архитектуру. Создавались прекрасные соборы, храмы, ставшие неотъемлемой органической частью русского пейзажа. Каждый храм в старину возводили таким образом, чтобы его было видно отовсюду, и все улицы и дороги вели к нему. Храм был и остается центром духовной жизни людей, где жители собирались вместе, чтобы молиться и беседовать с Богом, незримо присутствующим в святых таинствах, в благодати. Недаром православный храм воспринимается как целая единая часть вселенной, будучи ее духовным завершением.

С принятием на Руси христианства искусство рождалось вокруг алтаря, расцветало в храме. Оно тогда не считалось «искусством» в современном смысле слова, но разве есть поэзия выше, чем некоторые псалмы, трагический художественный текст – сильнее, чем Апокалипсис, картина – чем Владимирская Богоматерь, об архитектуре и говорить нечего. О. Павел Флоренский считал, что отдельные искусства не самодостаточны и не просто связаны между собой. По своему происхождению все искусства (и не только они) – это разные проявления единой, высшей деятельности человека: просветления материи, одухотворении вещества. Вот как говорит об этом отец Павел в одной из своих лекций:

«Изящные искусства – исторически суть выпавшие из гнезда или выскочившие звенья более серьезного и более творческого искусства – искусства Богоделания – Феургии. Феургия… была материнским лоном всех наук и всех искусств… Но когда единство человеческой деятельности стало распадаться, когда Феургия сузилась только до обрядовых действ,.. то деятельности жизни, выделившись из нее…стали плоски, поверхностны… Они тогда лишились истинной точки своего приложения, а потому – и прочной уверенности в безусловной нужности своей». Всмотримся в любую Богородичную икону… Почему взгляды Марии и Младенца не встречаются, не единятся? Это одна из важнейших тайн иконы. Она всегда обращена к молящемуся, всегда включает предстоящего человека в свое пространство. И в этом внутреннем пространстве входит с ним в общение.

Вспомним гениальную «Троицу» Рублева. По трем сторонам престола с жертвенной трапезой сидят Трое. Четвертая сторона престола пуста, она обращена к нам. «…И к отворившему мне войду, и вечерять с ним буду, а Он со мной».

Таковой же должна быть и природа вхождения ребенка в духовную музыку в школе: от интонации слова («В начале было Слово») в интонационный строй музыки, в ее сердцевину. И там, внутри ее, стараться раскрыть свою душу. Постижение музыки и осознание того, как же ты, именно ты, сможешь решить вечные проблемы человеческого бытия: добра и зла, любви и предательства. Потому что она обращена к тебе, и для тебя в ней оставлено место. «…И к отворившему мне войду…»

«Понять природу предмета – это означает познать духовную связь, сдерживающую собой все частности, исходя из своего духа, сердца и чувства, коротко говоря, из всего своего существа, ставя себя как бы в центр самого предмета». Эти слова Гегеля я понимаю как ключ к введению ребенка в духовный мир с помощью музыки, не разрушая, не насилуя саму природу ребенка, а лишь учитывая его естественное стремление к прекрасному, возвышенному.

Если в произведении искусства ощущается живой огонь, что радостно опаляет и возносит душу, если сердце начинает согреваться от любви и необъяснимого восторга, то это произведение духовно. Духовность здесь понимается как высшая гармония, лад, высшая правда и любовь.

«Формирование музыкальной культуры как части духовной», – писал Д. Б. Кабалевский в пояснительной записке к программе «Музыка». И учителя добросовестно и кропотливо «формируют» эту часть, которая на их же глазах начинает распадаться, потому что целого нет. Нет той духовной культуры, частью которой должна стать музыка. Поэтому музыкальная культура могла бы быть той зажженной свечой, которая не погасится во тьме. Потому что уже зажжена. И тьма пошлости, разнузданности, наглости и зла не смогла бы объять этот свет.

Н.Рерих делил слово «культура» на два словосочетания: «культ» – почитание, «Ур» – свет. А борьба света и тьмы обострилась сейчас как никогда. Смертельная угроза нависла не только над экологией природы, но и над экологией души. Идет психическая атака на наши умы и сердца, а главное на умы, сердца и неокрепшие души наших детей. И лишь привнесением света уничтожится тьма.

Многолетний опыт работы в школе позволяет мне утверждать, что основой уроков музыки являются те духовные, незримые нити, который должны вывести к свету. Понимание сути тематизма как накопление и усвоение ребенком опыта эмоционально-нравственных отношений, заложенных в искусстве, позволяет учителю не «привязывать» отдельные грани воспитания личности к определенной теме четверти, а раскрывать сверхзадачу уроков музыки – Человек, его поиски Истины, его размышления о вечных проблемах бытия, решения им этих проблем.

Так как же сделать так, чтобы духовное начало затрагивало самые сокровенные струны человеческого сердца и увлекало ввысь на своих крыльях? Как эту нить духовности не прервать из урока в урок, из класса в класс? (Особенно принимая во внимание то, что количество уроков в году – 33 – 34 часа! Всего одна неделя чистого времени общения с Музыкой в школе!!!)

Воспитывая детей, важно знать чем «дышит» душа ребенка, подростка. Умение услышать нравственное, духовное дыхание не дается инстинктивно. Этому нужно учиться. А чем же заполнена душа ребенка вне уроков музыки? Что слышит он вокруг себя? Чем увлекается?

Проведенное тестирование разновозрастных групп школьников красноречиво дает ответ на этот вопрос. Несколько одинаковых вопросов были предложены учащимся третьих, седьмых и одиннадцатых классов.

  • Как вы понимаете выражение «духовная музыка»?
  • Какие произведения духовной музыки вы знаете? Кто их автор?
  • Назовите ваши любимые произведения, песни, исполнителей.
  • Можно ли их назвать духовными?
  • Как вы относитесь к рок-музыке, к поп-музыке?

На первый вопрос учащиеся третьих классов единодушно отвечали, что это нежная, успокаивающая, ласковая музыка.

Семиклассники показали «широкий спектр понятий»:

13% считают, что это музыка, исполняющаяся в церкви;
48% – это музыка для души, для сердца;
4% – та музыка, которая захватывает дух;
13% – музыка, которая успокаивает, поднимает настроение;
5% – путают понятия «духовная» и «духовая» (оркестровая) музыка;
17% – заявили, что вообще не имеют об этом никакого понятия.

Старшеклассники отвечали на этот вопрос аналогично.

На второй вопрос ответили только 4% тестируемых, но называли только музыку Баха и Моцарта. И тут есть о чем задуматься учителю: западную музыку помним, а русскую?
В третьем вопросе перечислялись почти все песни и композиции, звучащие в теле – и радио эфире, наиболее часто появляющиеся исполнители и группы (гремучая смесь попсы с роком!!!).

На четвертый вопрос все единодушно отвечают: «Нет!»

К рок-музыке 16% относятся «никак», 8% – отрицательно, 76% – положительно, объясняя это тем, что рок-музыка – это музыка быстрая, динамичная…и т. д. При таких результатах надо не только задуматься, но и срочно принимать экстренные меры!

«Музыкальные достижения поп-музыки весьма сомнительны, несмотря на громкий хвалебный хор специфической рекламы» – таков вывод международной комиссии из социологов, музыкантов, психологов. Далее говорится, что «музыка», состоящая из одних шумов и ритмов, действует на людей хуже наркотиков – тут и мигрень, и нервное истощение, и ослабление слуха, и потеря памяти. Комиссия работала три года, собирая медицинские данные в разных странах. Специалисты убедились, что поп-ритмы разрушают иммунную систему человека, особенно молодого. И во всем мире развернулась борьба с попсой. Во Франции, Швейцарии и Германии резко сократили для нее время на радио и телевидении. У нас же она занимает до 80% радиоэфира. Доколе?

Неисчерпаемые возможности музыки воздействовать на внутренний мир человека, формировать его нравственный облик издавна привлекали внимание ученых, мыслителей, музыкантов. Философы, психологи, педагоги, медики, общественные деятели задумывались над тайнами влияния музыки.

В решении ряда проблем современная эстетика постоянно обращается к эстетическим теориям Древней Греции.

Уже в древности было замечено, что музыка, и прежде всего ее основные компоненты – мелодия и ритм – меняет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние. Во времена Пифагора существовала «музыкальная медицина» и пифагорейцы пользовались мелодиями, специально «выдуманными» против ярости и гнева. Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы. Царь Давид своей игрой на арфе избавил от депрессии царя Саула. Приемами музыкотерапии пользовались египетский жрец Шебут-м-мум, ветхозаветный музыкант Имхотеп и многие другие.

Современные традиции изучения воздействия музыки на нервную систему человека и животных также насчитывает свыше 100 лет. Еще в 19 веке И. Догель установил, что под воздействием музыки меняется кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания.

В рамках данной работы нет особой необходимости перечислять все достижения современной науки в данной области. Достаточно напомнить, что с 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Проводят успешную работу исследовательские коллективы и отдельные научные работники. Благодаря их усилиям стало известно, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, в течении считанных секунд убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа, что под воздействием определенных типов музыки ускоряет свое движение протоплазма клеток растений, что прослушивание классической музыки способно примерно на 20% увеличить количество молока у кормящих матерей, а прослушивание современной музыки снижает его почти вдвое. Есть и множество других интересных наблюдений.

Однако нет самого главного, отсутствует общая теория, позволяющая систематизировать данные различных исследований и сделать их сопоставимыми хотя бы по основным параметрам, а так же указывающая объективные границы позитивного и (что особенно важно) негативного воздействия музыки на живые организмы и в первую очередь на человека, особенно молодого.

Сейчас такой теории нет, однако она существовала у наших далеких предков, и ее осколки сохранились в легендах, мифах, философско-математических трактатах и иных древних книгах. Из этих осколков нам предстоит воссоздать хотя бы главные ее контуры.

Прежде всего, зададимся вопросом: что такое МУЗЫКА и каковы ее возможности?

«Музыка есть гармоничное соединение противоположностей, приводящее к единству многого, и согласие разногласного», – вслед за пифагорейцами утверждал Платон.

«Музыка – вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков и который характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека», – утверждает современная эстетика.

«Музыка – искусство интонации, художественное отражение действительности в звучании» – такое определение дает современное музыкознание.

Запомнив эти определения, попробуем подойти к этой проблеме с другой стороны. Какова этимология слова «МУЗЫКА»? Что означают однокоренные с ним слова?

В современной эстетике узаконено возведение этого слова к греческому, которое обозначает «искусство муз», а музы, в свою очередь, возводятся к слову «мыслящие».

Дарвин Али (16 век) считал это слово производным от греческого «му» («узелок») и «сики» (зыбкие стихии воздуха и вода, течение времени). Отсюда «мусики» – это «узелок времени».

В Древнем мире была известна единая система мер, включавшая в себя меры звука, времени, длины, объема и веса, позволявшая не только качественно и количественно сравнивать между собой далекие друг от друга явления, как гаммы и стороны света, эмоции отдельного человека и структуру государственного устройства, но и приводить их в соответствие с законами Космоса.

Именно с понятием гармоничности вибраций, присущим всем «благим творениям», связывалась сила этих творений. И это достаточно четко подтверждается современной физикой, утверждающей, что как звук – это волна с определенной частотой, так и «частицы» (современный эквивалент старого понятия «атомы») – суть волны, частота колебаний которых пропорциональна запасу их энергии. Современная наука находит все новые и новые подтверждения истинности учения о единстве мироздания. Параметры тех или иных частей живых организмов совпадают с теми или иными параметрами различных уровней мироздания. В частности, при биениях человеческого сердца создается электромагнитная волна, длина которой рана средней соразмерности планет (10?? – 10?? см). Это значит, что сердце резонирует с планетами.

Соразмерность всего сущего в мире – одна из центральных проблем так называемой «музыки сфер», или, как ее часто называют «гармонии сфер». Древнейшие космологические учения утверждали: вибрационная природа всего сущего в мире и ее изначальная гармоничность связана с характером первозвука, – стержень всего космогенезиса. Не доверять этому нет оснований, поскольку современная физика пришла к тому же самому.

Радиоастрономы стали принимать волны из Космоса на звуковых и инфразвуковых частотах. Их источниками оказались многие космические объекты, но самые сильные приходили из центра галактики – волны с периодом прохождения 360 лет. Ученые сейчас склоняются к тому, что этот звук несет организующую информацию для всех звездных систем, включая Солнечную. Есть галактическая музыка, создающая музыку сфер, то есть «музыку творения», и лишь вслед за ней возникает «музыка поддержания системы», которая, естественно, должна быть соизмерима с музыкой творения.

Отказ от предполагаемого композиторами и вносимого интерпретаторами разнообразия мелодии и ритма, то есть использования назойливо повторяющихся однотипных ритмических и звуковысотных структур, характерных для рок-музыки и для эстрадной поп-музыки позволяет проявиться всем негативным качествам. Печальный каламбур: рок-музыка действительно начинает наступать с неотвратимостью рока и фатальной заданностью используемой ею звуковой системы.

На одном из уроков в 8 классе, посвященных рок-музыке, я предложила ребятам уточнить этимологию слова РОК. Итог удивил ребят. Они нашли перевод этого слова в англо-русском словаре: ROCK – скала, утес, камень, обреченность, причина неудач, конец, смерть.

Пожалуй, наиболее точное определение подобной музыке – КРИМИНАЛЬНАЯ музыка – называет репертуар ряда музыкальных групп Л. Неведомская, канд. фил. наук, дипломант международных конкурсов музыкантов-исполнителей.

Исходя из этого само словосочетание «Рок против наркотиков», «рок в борьбе за мир» звучит более чем парадоксально: «Смерть в борьбе за мир?…».

Вся система музыкальной коммерции рассчитана именно на неразвитый музыкальный слух, на обедненный опыт, на восприятие обывателя, отбрасывающего все незнакомое в музыке и испытывающего большое облегчение, встречая знакомые, соответствующие его слуховому типу интонационные обороты. Поэтому «свобода выбора» такого слушателя оказывается на самом деле весьма и весьма ограниченной.

В этом смысле рок-музыка обладает огромной способностью «зацикливания» музыкального сознания слушателя – и благодаря повторам одних и тех же интонационных формул (риффов), и благодаря стереотипной метроритмической схеме с акцентами на 2 и 4 долях.

Рок-музыка привлекает сильным физиологическим воздействием:

  • состоянием настоящего опьянения.
  • как ощущение счастья и радости: возникает состояние восхищения с эпилептическими видениями, вой, истерический смех,
  • бой барабанных палочек заставляет нервы вибрировать, выключать мышление (биоэлектрический процесс),
  • громкость звука вызывает стресс, который заставляет почки выбрасывать адреналин (гормон страха и тревоги), это происходит при каждой стрессовой ситуации в организме (звуковые ожоги). При перепроизводстве адреналина он превращается в адренохром, который представляет собой психоделический наркотик группы ЛСД (оружие массового поражения, обладающее свойствами зомбирования), поэтому публика от этой музыки «пьянеет» и теряет самоконтроль,
  • гипнотическое действие светоустановок усиливает действие адренохрома. Это усиление создает в мозге эндокрин-морфино-подобное вещество. Человек утрачивает способность к сосредоточению, слабеет память, часто возникает депрессивное состояние, побуждающее к самоубийству либо к совершению актов немотивированного, бессмысленного вандализма.

Где же выход? Что может предложить учитель на уроке музыки для нравственного, духовного воспитания школьников, по какому пути вывести детей из тупика сегодняшней бездуховности?

В Древнем Китае считали, что по тому, какая музыка звучит в государстве, можно судить о том, что происходит с самим государством. Я думаю, не меньше скажет об этом и звучание человеческих голосов.

На улице, с экрана телевизора, в кинофильмах, спектаклях и с эстрады, конечно, все время звучат голоса угрожающие, истошные, визгливые, или роботообразные, или развязно-приблатненные. И дети впитывают эти звучания как норму, и сами издают подобные звуки со всеми последствиями для своей психики.

В жизни школьников этому должно противостоять хоровое пение. Оно развивает музыкальность, дает переживание единства, участвует в религиозном воспитании.

Когда дети хорошо поют, они как певчие птицы, а когда ребенок воспитан на современной эстраде, на «металле» – ребенок глух. Мы не должны допустить «поколения глухих»! А для развития голоса и воспитания души ребенка учитель имеет богатейшие традиции русской духовной музыки!

Другое дело, что подчас к подобной работе не готов сам учитель. Поэтому результат напрямую зависит от каждодневных духовно-практических усилий каждого учителя, а учителя музыки – особенно. Воду из колодца надо черпать, сама она не течет к нам в рот. Так и живительная влага духовной культуры, духовного искусства, духовной музыки сама не придет к нам. «Лишь к отворившему мне…»

И если дети постигнут отношение к искусству как к проявлению возвышенного, то с ними, повзрослевшими, будет нетрудно говорить о мужестве и честности, о добре и зле, о высокой мудрости народного искусства как памяти человечества, т. е. обратиться к тому, что уже было прожито, прочувствовано, но обратиться на новом уровне и готовить детей к осмыслению, к философскому обобщению важных жизненных проблем.

Для учителя, старающегося воспитывать учащихся в таком направлении, работы очень много. Но и цель такой деятельности оправдана: вести ребенка к тем высшим понятиям и законам бытия, которые определяют всю человеческую жизнь.

Список использованной литературы:

  1. Ангуладзе Н. «Только в пении человек может полностью выразить себя» Искусство в школе №4 1994г.
  2. Бонтинк И., Марк Д. «Музыка…растущие децибелы!» Курьер ЮНЕСКО
  3. Диденко Т. «Рок на урок» Музыка в школе» №4 1989
  4. Духовная музыка : Россия и Запад. Программа общеобразовательных учреждений (авт. Кошмина И.В., Алеев В.В.) М. Просвещение
  5. Ильин И.А. Собр. соч. в 10т.
  6. Ильин А.М., Ильина Л.П. Букварь XXI века Или как научить детей читать, считать и думать. СПб-ТЦ «Северо-Запад»
  7. «Кто есть кто в современном роке». Иллюстрированная энциклопедия отечественной рок музыки. М. Останкино 1991 г.
  8. Неведомская Л «Криминальная музыка» ЧиП
  9. О. Артемий Владимиров «Православный Храм» Приложение к журналу «Гонец» – Саратов
  10. Пестов Н.Е. «Путь к совершенной радости. Воспитание детей». – М. Даниловский благовестник.
  11. Розин В.М. «Кризис личности как отражение кризиса культуры» («Мир психологии и психология в мире». Научно-исторический журнал М.1994)
  12. Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств. Сергиев Посад 1918.10.24 (Искусство в школе 1-92)
  13. Швайдак Ю.М., Фурдуй Р.С. «Прелесть тайны» К.– Лыбидь1992
  14. Мюллер В.К. Англо-русский словарь. М. «Русский язык»