Пояснительная записка
Общение и совместная деятельность – важнейшие
составляющие жизни детей, неотъемлемая часть
процесса социализации ребенка. Общение –
взаимодействие людей, направленное на
согласование и объединение их усилий с целью
налаживания отношений и получения результата.
Дети, воспитывающиеся в условиях детского дома,
имеют важное и существенное отличие от детей,
живущих в семье. Это отличие заключается в том,
что дети-сироты, являясь в основном
«социальными», т. е сиротами при живых родителях,
не имеют положительного опыта общения в семье, их
«домашний» опыт является скорее отрицательным.
Это приводит к негативным последствиям: у детей
формируется искаженное представление о мире и о
себе; складывается неправильное отношение к
жизни, людям, не развиты формы конструктивного
общения со сверстниками и взрослыми в стенах
детского дома и за его пределами. К сожалению, у
большинства наших выпускников крайне низка
культура устной речи, что существенно снижает их
деловой потенциал и не позволяет максимально
реализовать свои возможности. При реализации
профессионально-ориентированной программы «Я
выбираю профессию», я столкнулась с проблемой,
что выпускники группы после выпуска из детского
дома не умеют вести диалог при поиске профессии с
работодателем, правильно составлять деловые
документы, написать резюме. Таким образом,
возросла потребность в разработке досуговой
программы «Основы делового общения»,
направленной на формирование навыков делового
общения.
В современной психолого-педагогической практике
существует целый ряд интересных разработок и
программ, направленных на развитие навыков
общения у детей. Это программа Н.Е.Щурковой «Как
обучать искусству общения», Т.Г.Григорьевой
«Основы конструктивного общения». Для всех этих
программ характерны четкость и подробность
изложения материала, системность и
последовательность обучения. Но они в полной
мере не подходят для работы с детьми в детском
доме, поскольку предназначены для реализации в
обычных образовательных учреждениях. Поэтому в
результате поиска наиболее эффективных форм и
средств воспитания и коррекции делового общения
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, возникла идея создания досуговой
программы. Программа реализуется через игровую
деятельность, практические занятия, создание
благоприятного психологического климата.
В основу программы легли концепции личностного
ориентированного обучения и воспитания детей
Л.И.Бажович, деятельностного подхода к
организации обучения П.Я.Гальперина. Программа
носит ориентировочный характер, а значит,
предполагает варьирование, которое может быть
связано как с творческим, индивидуальным
подходом воспитателя к решению отдельных
теоретических и практических вопросов, так и с
конкретными условиями её реализации на месте
(характером учебного заведения, уровнем
подготовки учащихся, степенью их интереса к
курсу, наличием необходимой литературы и др.). Как
известно по работам М.И.Лисиной, А.Г.Рузской и
других авторов, в подростковом и юношеском
возрасте продолжается развитие общения с
взрослыми и сверстниками, и появляются новые
формы общения.
Основные направления программы
- «Я и другие» (развитие социальной перцепции).
- «Язык общения» (учит способам обмена информацией друг с другом, развивает культуру делового общения).
- «Умение общаться» (развитие и коррекция общения с другими людьми).
Программа рассчитана на подростков в возрасте от 14 до 17 лет. Особенностью является и многообразие форм организации деятельности используемых на занятиях. Основанием для разработки программы послужили следующие документы: Закон РФ «Об образовании»; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Концепция профильного обучения.
Цели программы
Разрабатывая данную программу, я ставила перед собой цель: помочь воспитанникам овладеть первоначальными навыками ведения делового разговора при трудоустройстве, повысить культуру своей деловой речи.
Задачи курса:
- обучить основным формам делового общения;
- расширить знания воспитанников по вопросам общения;
- дать возможность разобраться в себе с целью коррекции своего поведения в процессе общения;
- формировать знания о деловом разговоре с позиции речевой, невербальной культуры;
- формировать знания об официальных документах, необходимых для работодателя;
- закрепить знания по подготовке к собеседованию.
Продолжительность реализации программы
Данная программа рассчитана для занятий с воспитанниками в каникулярное время. Объем программы: учебно-тематический план, который состоит из теоретических и практических занятий. Общее количество часов-12.
Предполагаемые результаты
Воспитанники должны знать:
- знать назначение делового стиля речи; уяснить его самостоятельность и связь с другими стилями;
- знать невербальные средства делового общения и уметь ими пользоваться;
- основные формы делового общения, овладеть нормами делового разговора, а также навыками правильного оформления деловых бумаг;
- требования к составлению резюме.
Воспитанники должны уметь:
- уметь составлять и рецензировать тексты официально-делового стиля: служебную переписку, заявления, резюме, расписки, доверенности, справки, письменные отчеты о работе и др.;
- ориентироваться в мире профессий и уметь связывать их с понятием “культура делового общения”;
- уметь устанавливать контакт с собеседником;
- применять практические советы по подготовке к собеседованию;
- уметь составлять резюме.
Оценка эффективности программы
Для отслеживания и оценивания результатов досуговой программы используются:
- тестирование;
- контрольные составления и заполнения некоторых деловых бумаг;
- проведение практических работ, составление проектов.
Методическое обеспечение программы
Программа реализуется через игровые занятия, в
которые включены игры, упражнения, практические
занятия.
Практическая часть курса включает в себя ряд игр,
упражнений, практических советов по
установлению и улучшению человеческих
отношений, по динамичному заключению сделок, по
установлению деловых контактов, оформлению ряда
деловых бумаг.
Игровое занятие включает в себя три части:
- Вводная часть (объединение группы и настрой на работу)
- Основная часть (решение задач занятия)
- Заключительная часть (закрепление и анализ положительных переживаний и впечатлений)
Вводная часть занятия рассчитана на
эмоциональное сближение детей в начале
совместной деятельности, эмоциональный настрой
друг на друга, мотивацию детей на самовыражение и
общение. Для этого используется ритуал
приветствия, который обеспечивает контакт детей,
не общающихся между собой в других видах
деятельности. «Каждый должен приветствовать
всех» и «Каждый может поприветствовать того,
кого хочется». Варианты ритуала: «Мы все здесь!»,
«Улыбнись соседу», «Дружеское рукопожатие».
Эффективность занятий будет зависеть от того,
захвачены ли дети эмоционально, установлен ли
контакт между педагогом и детьми.
Основная часть направлена на решение задач
программы путем организации игровой и
творческой деятельности.
Основные формы работы в этой части занятия:
- Коммуникативные, интерактивные, тренинговые игры и упражнения на развитие социальной перцепции. Все они подобраны с учетом механизма эмоционального проникновения в мир чувств и отношений: через внешнее – к внутреннему, через движения – к чувствам, через фантазию – к переживаниям.
- Импровизации, игры. При изображении невербальных форм общения внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно:
- Диалогическая беседа;
- Рассматривание рисунков, фотографий;
- Проигрывание и решение проблемных ситуаций;
- Выполнение творческих заданий.
Заключительная часть предполагает закрепление
и анализ позитивных переживаний, полученных на
занятиях в процессе сотрудничества. Во время
рефлексии детям задаются вопросы о том, что им
понравилось и запомнилось, какие они испытывали
переживания, с каким настроением выполняли
совместные задания. Кроме рефлексии обязателен
«ритуал конца занятия», который тоже выполняет
функцию объединения детей. Это может быть игра,
песня, рукопожатие.
Последовательность занятий составлена с учётом
постепенного усложнения, как с организационной,
так и с практической стороны. Занятия объединены
общей целью. Продолжительность занятий 30-40 минут.
В процессе работы по программе используются
следующие методы: работа с книгой,
образцами деловых бумаг, тестами, анкетами,
толковыми словарями; методы стимулирования
поведения и деятельности; методы
формирования сознательности личности; методы
организации деятельности и формирования опыта
общественного поведения; методы убеждения:
словесное разъяснение, убеждение.
Обучение основывается на следующих педагогических
принципах: принцип сознательности; принцип
создания «ситуации успеха»; систематичности;
последовательности; прочности; научности;
доступности; связь теории с практикой. На основе
указанных принципов подбирается материал для
подготовки воспитанников по вопросам,
включенным в программу, с целью познания и
изучения, соответственно и строится процесс
обучения. Касаясь технологии обучения культуре
делового общения, учитывая практическую
направленность курса, можно говорить о
целесообразности повышения на занятиях роли
игровой деятельности как способа активизации
самостоятельной деятельности воспитанников
(итог занятия практические работы
воспитанников), о расширении и разнообразии
заданий творческого характера, связанных с
профессиями.
Форма реализации программы: упражнения;
ролевые игры; познавательные игры; решение
практических задач; заполнение бланков деловых
бумаг; анкетирование и тестирование; изучение,
использование сравнительного анализа.
Планируются занятия следующих типов:
консультации, деловые игры, игровые
профориентационные упражнения «Походка», «А вот
и я!», «Автопортрет», тест Томаса «Готовы ли вы к
сотрудничеству?».
Формы подведения итогов реализации программы
Оценка знаний проводится в целях установления глубины полученных навыков путем реферирования с последующим тестированием, контрольным составлением и заполнением некоторых деловых бумаг, проведением зачетных и практических работ.
Условия реализации программы:
Программа предусматривает использование групповой и индивидуально-коллективной форм организации проведения занятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, творческое общение, раскрепощенность, своевременное исправление ошибок, допущенных товарищем. Индивидуально-коллективная форма предусматривает подачу материала всему коллективу, где есть возможность каждому ребенку оценить самостоятельно свою работу, ее результаты. Использование игровой деятельности способствует активному вовлечению детей в воспитательно-развивающий процесс занятий. Данная программа может быть использована воспитателями детских домов и школ-интернатов, воспитателями групп продленного дня. Каждый педагог имеет право по-своему использовать материалы данной программы в зависимости от возраста и подготовленности детей, вносить коррективы в тематику занятий, варьировать объем часов на выполнение заданий, определять форму проведения занятий и отбирать наиболее приемлемую.
Примерное тематическое планирование
№ п.п. |
Название разделов и тем |
Общее |
В том числе |
|
теоретических |
практических |
|||
1. |
Введение в курс. |
1 |
1 |
|
2. |
«Я и другие» Приложение № 1 |
4 |
2 |
2 |
2.1 |
Речевая культура делового человека |
2 |
1 |
1 |
2.2 |
Ведение деловой беседы |
2 |
1 |
1 |
3. |
«Язык общения» Приложение № 1 |
2 |
1 |
1 |
3.1 |
Невербальная культура делового разговора |
1 |
|
1 |
3.2 |
Установление контакта с собеседником |
1 |
|
1 |
4. |
«Умение общаться» Приложение № 1 |
4 |
2 |
2 |
4.1 |
Как правильно подготовить документы |
2 |
1 |
1 |
4.2 |
Телефонный звонок о рекламируемой вакансии |
2 |
1 |
1 |
5. |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
Итого часов |
12 |
5 |
7 |
Программное содержание
Тема «Я и другие»
Цель: познакомить воспитанников с
деловым разговором как особой
разновидностью устной речи, правилами обращения
к собеседнику, нормами речевого этикета.
Содержание: Формы делового разговора.
Этапы деловой беседы. Тест Томаса
«Готовы ли вы к сотрудничеству?». Тест «Склонны
ли вы к одиночеству?». Профигра «Спящий город».
Тема «Язык общения»
Цель: познакомить воспитанников с
основными этапами деловой беседы, невербальными
средствами повышения делового статуса.
Содержание: Основные составляющие
установления контакта с собеседником. Основные
правила для собеседования. Практическая
работа «Язык телодвижений». Деловая игра
«Походка».
Тема «Умение общаться»
Цель: познакомить воспитанников с
основными официальными документами,
необходимыми для предоставления работодателю,
правилами заполнения анкеты, резюме,
эффективными способами поиска работы по
телефону.
Содержание: Повышение способности
соотносить внешние характеристики и образы
людей с различными профессиями. Формирование
умений моделировать элементы собеседования при
приеме на работу, повышение уровня готовности к
собеседованию. Игра «Автопортрет». Ролевая игра
«А вот и я!». Практические советы по подготовке к
собеседованию. Ролевая игра «На приеме у
работодателя».
Литература для педагогов:
1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности:
кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1988.
2. Майкл Бенни Как развить навыки делового
общения / Челябинск: "Урал LTD", 1999
3. Пиз Алан, Данн Пол Язык письма. М.: Изд-во
ЭКСМО-Пресс, 2002.
4. Формановская Н.И. Речевой этикет и
культура общения: Научно-попул. М.: Высш. шк.,1989.
5. Игровые профориентационные упражнения.
Методическое пособие. – М.: Издательство
«Институт практической психологии», Воронеж: НПО
«МОДЭК»
Литература для воспитанников:
1. М. Бендюков, И.Соломин. Дорога в будущее.
Спб, 2000.
2. Кулинич Г.Г. Культура делового общения.
Личностный рост. – М.: ВАКО, 2007.
3. Практическая психология в тестах. – М.:
АСТ-ПРЕСС, 1999.