Досуговая программа " Навыки делового общения"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Общение и совместная деятельность – важнейшие составляющие жизни детей, неотъемлемая часть процесса социализации ребенка. Общение – взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и получения результата.
Дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, имеют важное и существенное отличие от детей, живущих в семье. Это отличие заключается в том, что дети-сироты, являясь в основном «социальными», т. е сиротами при живых родителях, не имеют положительного опыта общения в семье, их «домашний» опыт является скорее отрицательным. Это приводит к негативным последствиям: у детей формируется искаженное представление о мире и о себе; складывается неправильное отношение к жизни, людям, не развиты формы конструктивного общения со сверстниками и взрослыми в стенах детского дома и за его пределами. К сожалению, у большинства наших выпускников крайне низка культура устной речи, что существенно снижает их деловой потенциал и не позволяет максимально реализовать свои возможности. При реализации профессионально-ориентированной программы «Я выбираю профессию», я столкнулась с проблемой, что выпускники группы после выпуска из детского дома не умеют вести диалог при поиске профессии с работодателем, правильно составлять деловые документы, написать резюме. Таким образом, возросла потребность в разработке досуговой программы «Основы делового общения», направленной на формирование навыков делового общения. 
В современной психолого-педагогической практике существует целый ряд интересных разработок и программ, направленных на развитие навыков общения у детей. Это программа Н.Е.Щурковой «Как обучать искусству общения», Т.Г.Григорьевой «Основы конструктивного общения». Для всех этих программ характерны четкость и подробность изложения материала, системность и последовательность обучения. Но они в полной мере не подходят для работы с детьми в детском доме, поскольку предназначены для реализации в обычных образовательных учреждениях. Поэтому в результате поиска наиболее эффективных форм и средств воспитания и коррекции делового общения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникла идея создания досуговой программы. Программа реализуется через игровую деятельность, практические занятия, создание благоприятного психологического климата.
В основу программы легли концепции личностного ориентированного обучения и воспитания детей Л.И.Бажович, деятельностного подхода к организации обучения П.Я.Гальперина. Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом воспитателя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями её реализации на месте (характером учебного заведения, уровнем подготовки учащихся, степенью их интереса к курсу, наличием необходимой литературы и др.). Как известно по работам М.И.Лисиной, А.Г.Рузской и других авторов, в  подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения с взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения.

Основные направления программы

  • «Я и другие» (развитие социальной перцепции).
  • «Язык общения» (учит способам обмена информацией друг с другом, развивает культуру делового общения).
  • «Умение общаться» (развитие и коррекция общения с другими людьми).

Программа рассчитана на подростков в возрасте от 14 до 17 лет. Особенностью является и многообразие форм организации деятельности используемых на занятиях.     Основанием для разработки программы послужили следующие документы: Закон РФ «Об образовании»; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Концепция профильного обучения.

Цели программы

Разрабатывая данную программу, я ставила перед собой цель: помочь воспитанникам овладеть первоначальными навыками ведения делового разговора при трудоустройстве, повысить культуру своей деловой речи.

Задачи курса:

  • обучить основным формам делового общения;
  • расширить знания воспитанников по вопросам общения;
  • дать возможность разобраться в себе с целью коррекции своего поведения в процессе общения;
  • формировать знания о деловом разговоре с позиции речевой, невербальной культуры;
  • формировать знания об официальных документах, необходимых для работодателя;
  • закрепить знания по подготовке к собеседованию.

Продолжительность реализации программы

Данная программа рассчитана для занятий с воспитанниками в каникулярное время. Объем программы: учебно-тематический план, который состоит из теоретических и практических занятий. Общее количество часов-12.

Предполагаемые результаты

Воспитанники должны знать:

  • знать назначение делового стиля речи; уяснить его самостоятельность и связь с другими стилями;
  • знать невербальные средства  делового общения и уметь ими пользоваться;
  •  основные формы делового общения, овладеть нормами делового разговора, а также навыками правильного оформления деловых бумаг;
  • требования к составлению резюме.

Воспитанники должны уметь:

  • уметь составлять и рецензировать тексты официально-делового стиля: служебную переписку, заявления, резюме, расписки, доверенности, справки, письменные отчеты о работе и др.;
  • ориентироваться в мире профессий и уметь связывать их с понятием “культура делового общения”;
  • уметь устанавливать контакт с собеседником;
  • применять практические советы по подготовке к собеседованию;
  • уметь составлять резюме.

Оценка эффективности программы

Для отслеживания и оценивания результатов досуговой программы используются:

  • тестирование;
  •  контрольные составления и заполнения некоторых деловых бумаг;
  •  проведение практических работ, составление проектов.

Методическое обеспечение программы

Программа реализуется через игровые занятия, в которые включены игры, упражнения, практические занятия.
Практическая часть курса включает в себя ряд игр, упражнений, практических советов по установлению и улучшению человеческих отношений, по динамичному заключению сделок, по установлению деловых контактов, оформлению ряда деловых бумаг.

Игровое занятие включает в себя три части:

  • Вводная часть (объединение группы и настрой на работу)
  • Основная часть (решение задач занятия)
  • Заключительная часть (закрепление и анализ положительных переживаний и впечатлений)

Вводная часть занятия рассчитана на эмоциональное сближение детей в начале совместной деятельности, эмоциональный настрой друг на друга, мотивацию детей на самовыражение и общение. Для этого используется ритуал приветствия, который обеспечивает контакт детей, не общающихся между собой в других видах деятельности. «Каждый должен приветствовать всех» и «Каждый может поприветствовать того, кого хочется». Варианты ритуала: «Мы все здесь!», «Улыбнись соседу», «Дружеское рукопожатие». Эффективность занятий будет зависеть от того, захвачены ли дети эмоционально, установлен ли контакт между педагогом и детьми.
Основная часть направлена на решение задач программы путем организации игровой и творческой деятельности.
Основные формы работы в этой части занятия:

  • Коммуникативные, интерактивные, тренинговые игры и упражнения на развитие социальной перцепции. Все они подобраны с учетом механизма эмоционального проникновения в мир чувств и отношений: через внешнее – к внутреннему, через движения – к чувствам, через фантазию – к переживаниям.
  • Импровизации,  игры. При изображении невербальных форм общения внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно:
  • Диалогическая беседа;
  • Рассматривание рисунков, фотографий;
  • Проигрывание и решение проблемных ситуаций;
  • Выполнение творческих заданий.

Заключительная часть предполагает закрепление и анализ позитивных переживаний, полученных на занятиях в процессе сотрудничества. Во время рефлексии детям задаются вопросы о том, что им понравилось и запомнилось, какие они испытывали переживания, с каким настроением выполняли совместные задания. Кроме рефлексии обязателен «ритуал конца занятия», который тоже выполняет функцию объединения детей. Это может быть игра, песня, рукопожатие.
Последовательность занятий составлена с учётом постепенного усложнения, как с организационной, так и с практической стороны. Занятия объединены общей целью. Продолжительность занятий 30-40 минут. В процессе работы по программе используются следующие методы: работа с книгой, образцами деловых бумаг, тестами, анкетами, толковыми словарями; методы стимулирования  поведения  и деятельности; методы формирования сознательности личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы убеждения: словесное разъяснение, убеждение.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах: принцип сознательности; принцип создания «ситуации успеха»; систематичности; последовательности; прочности; научности; доступности; связь теории с практикой. На основе указанных принципов подбирается материал для подготовки воспитанников по вопросам, включенным в программу, с целью познания и изучения, соответственно и строится процесс обучения. Касаясь технологии обучения культуре делового общения, учитывая практическую направленность курса, можно говорить о целесообразности повышения на занятиях роли игровой деятельности как способа активизации самостоятельной деятельности воспитанников (итог занятия практические работы воспитанников), о расширении и разнообразии заданий творческого характера, связанных с профессиями.
Форма реализации программы: упражнения; ролевые игры;  познавательные игры; решение практических задач; заполнение бланков деловых бумаг; анкетирование и тестирование; изучение, использование сравнительного анализа.
Планируются занятия следующих типов: консультации, деловые игры,  игровые профориентационные упражнения «Походка», «А вот и я!», «Автопортрет», тест Томаса «Готовы ли вы к сотрудничеству?».

Формы подведения итогов реализации программы

Оценка знаний проводится в целях установления глубины полученных  навыков путем реферирования с последующим тестированием, контрольным составлением и заполнением некоторых деловых бумаг, проведением зачетных и практических работ.

Условия реализации программы:

Программа предусматривает использование групповой и индивидуально-коллективной форм организации проведения занятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, творческое общение, раскрепощенность, своевременное исправление ошибок, допущенных товарищем. Индивидуально-коллективная форма предусматривает подачу материала всему коллективу, где есть возможность каждому ребенку оценить самостоятельно свою работу, ее результаты. Использование игровой деятельности способствует активному вовлечению детей в воспитательно-развивающий процесс занятий. Данная программа может быть использована воспитателями детских домов и школ-интернатов, воспитателями групп продленного дня. Каждый педагог имеет право по-своему использовать материалы данной программы в зависимости от возраста и подготовленности детей, вносить коррективы  в тематику занятий, варьировать объем часов на выполнение заданий, определять форму проведения занятий и отбирать наиболее приемлемую.

Примерное тематическое планирование

№ п.п.

Название разделов и тем

Общее
к-во часов

В том числе

теоретических

практических

1.

Введение в курс.

1

1

 

2.

«Я и другие» Приложение № 1

4

2

2

2.1

Речевая культура делового человека

2

1

1

2.2

Ведение деловой беседы

2

1

1

3.

«Язык общения» Приложение № 1

2

1

1

3.1

Невербальная культура делового разговора

1

 

1

3.2

Установление контакта с собеседником

1

 

1

4.

«Умение общаться» Приложение № 1

4

2

2

4.1

Как правильно подготовить документы

2

1

1

4.2

Телефонный звонок о рекламируемой вакансии

2

1

1

5.

Итоговое занятие

1

 

1

Итого часов

12

5

7

Программное содержание

Тема «Я и другие»

Цель: познакомить воспитанников с деловым разговором как особой разновидностью устной речи, правилами обращения к собеседнику, нормами речевого этикета.
Содержание: Формы делового разговора. Этапы деловой беседы. Тест Томаса «Готовы ли вы к сотрудничеству?». Тест «Склонны ли вы к одиночеству?». Профигра «Спящий город».

Тема «Язык общения»

Цель: познакомить воспитанников с основными этапами деловой беседы, невербальными средствами повышения делового статуса.
Содержание: Основные составляющие установления контакта с собеседником. Основные правила для собеседования.  Практическая работа «Язык телодвижений». Деловая игра «Походка».

Тема «Умение общаться»

Цель: познакомить воспитанников с основными официальными документами, необходимыми для предоставления работодателю, правилами заполнения анкеты, резюме, эффективными способами поиска работы по телефону.
Содержание: Повышение способности соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями. Формирование умений моделировать элементы собеседования при приеме на работу, повышение уровня готовности к собеседованию. Игра «Автопортрет». Ролевая игра «А вот и я!». Практические советы по подготовке к собеседованию. Ролевая игра «На приеме у работодателя».

Литература для педагогов:

1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1988.
2. Майкл Бенни Как развить навыки делового общения / Челябинск: "Урал LTD", 1999
3. Пиз Алан, Данн Пол Язык письма. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения: Научно-попул. М.: Высш. шк.,1989.
5. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»

Литература для воспитанников:

1. М. Бендюков, И.Соломин. Дорога в будущее. Спб, 2000.
2. Кулинич Г.Г. Культура делового общения. Личностный рост. – М.: ВАКО, 2007.
3. Практическая психология в тестах. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.