Урок по кулинарии в игровой форме КВН на тему " Блюда из круп и макаронных изделий"

Разделы: Технология


Раздел:  кулинария.

Тема урока: Блюда из круп и макаронных изделий.

Класс: 6

Форма урока: интерактивное обучение, игровая форма – КВН.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • Образовательная: ознакомить учащихся с видами макаронных изделий, круп; научить учащихся приёмам приготовления блюд из них.
  • Воспитывающая: воспитывать эстетический вкус, внимательность, бережное отношение к продуктам, уважительное отношение к людям труда.
  • Развивающая: развивать умение работать коллективно, в составе группы; прививать навыки культуры труда, аккуратности, развивать исполнительские умения и творческие способности; закрепить полученные знания, умения и навыки в игровой форме – КВН.

Наглядные пособия: оформленная доска, карточки – задания, тесты, кроссворды, инструкционные карты.

Дополнительный материал: листы бумаги, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин.)

  • приветствие класса;
  • проверка готовности к уроку;
  • контроль посещаемости;

II. Текущий инструктаж (2 мин.)

  • Обозначение целей урока;
  • Определение формы урока – КВН;
  • Определение команд, выбор капитана;

III. КВН

Конкурс №1. «Знакомство» (3 мин.)

  • Приветствие команд;
  • Эмблема (в соответствии с темой урока);
  • Девиз (в соответствии с темой урока).

Конкурс №2 «Перестрелка» (5 мин.)

  • Домашнее задание – пословицы и поговорки  о хлебе, еде, пище;

Конкурс №3 «Конкурс капитанов» – во время «перестрелки» капитаны а) готовятся и работают по карточкам (см. Приложение 1); б) необходимо объяснить одну пословицу, подготовленную учителем: например, «хлеб батюшка, водица матушка!»; «гречневая каша - мать наша, хлебец-кормилец!»

Конкурс №3 «Тест» (7 мин.)

см. Приложение 2

IV. Изучение нового материала (20 мин)

Макаронные изделия – питательный и ценный продукт. Они содержат 10-11% белков, 74-75%углеводов и до 1% жиров. Эти изделия очень удобны как полуфабрикат, потому что долго сохраняются, а приготовление блюд из них требует мало времени.
Впервые макароны появились в Южной Италии. Уже в эпоху средневековья они пользовались популярностью у населения, были основным продуктом питания. Изготовляли макароны кустарным способом.

C XVIII века Италия наладила фабричное производство макарон и стала вывозить их на продажу в соседние европейские страны. Макароны разошлись по всему свету. Первую макаронную фабрику в России построили в 1797 году в г. Одессе.

Сейчас макаронные фабрики вырабатывают из различных сортов пшеничной муки разные виды макаронных изделий (демонстрация видов):

  • Трубчатые.
  • Нитеподобные.
  • Ленточные.
  • Фигурные.

Учащиеся, используя карточку,  распределяют предложенные виды макаронных изделий  по группам. Затем происходит проверка. (См. Приложение 3) Макаронные изделия должны отвечать  следующим требованиям:

  • Иметь однотонный цвет – белый с желтоватым оттенком.
  • Правильную форму.
  • Вкус и запах – без горечи, затхлости, кислого привкуса и других посторонних привкусов и запахов.

 Макаронные изделия варят двумя способами:

  • Сливной – применяют для гарниров.
  • Несливной – для запеканок и макаронников.

К качеству блюд,  приготовляемых из макаронных изделий,  предъявляют следующие требования:

  • Отварные макаронные изделия должны быть мягкими, несклеенными, неразваренными, без комков.
  • Запеканки должны быть мягкими, сочными, на поверхности подрумяненная корочка.
  • Вкус, цвет и запах блюда должны быть свойственны отварным макаронам, с привкусом того продукта, с которым оно приготовлено.

Крупы получают из различных зерновых культур. К зерновым культурам относятся зерновые злаки: пшеница, овёс, ячмень, рис, просо, кукуруза,  а также гречишное растение – гречиха. Из одних делают муку, из других крупу.

Крупы имеют большую пищевую ценность, они снабжают организм углеводами и растительными белками. Крупы содержат 68-77% углеводов,  до 12 % растительного белка. Больше всего белка содержится в манной, гречневой, овсяной крупах. В гречневой и овсяной  содержится 65-68 % углеводов, представленных в основном клетчаткой, поэтому гречневую и овсяную крупу рекомендуют использовать в питании пожилых людей. Манную крупу и рис, в которых углеводы представлены в основном крахмалом, рекомендуется использовать в детском питании. В крупах содержатся витамины группы В и витамины РР, особенно богаты ими овсяная и гречневая крупы.

По качеству крупы должны удовлетворять следующим требованиям:
иметь цвет, вкус и запах, присущие данному виду крупы, быть без посторонних привкусов и запахов.
Хранить крупы надо в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Для их хранении можно использовать полотняные мешочки. А также стеклянные или металлические банки, которые не следует плотно закрывать : крупу нужно проветривать. Чтобы она не приобрела затхлого запаха.
Крупы используют для приготовления различных блюд: закусочных, первых (супов), вторых  (каши, запеканки). Каши по консистенции варят: рассыпчатые, вязкие, жидкие.

Конкурс №4 «Техника безопасности» (2 мин.)

Повторение техники безопасности происходит по группам , по карточкам, с использованием цветных карандашей.

V. Практическая работа (30 мин.)

Учащиеся, пользуясь инструкционной картой, на выбор готовят различные блюда.

  • Контроль со стороны учителя за выполнением трудовых приёмов, правил техники безопасности;
  • дегустация;
  • уборка рабочих мест.

Конкурс №5 «Кроссворд» (8 мин.)

VI. Заключительный инструктаж (2 мин.)

  • подведение итогов.
  • отметить типичные ошибки
  • гласность оценок
  • домашнее задание