Раздел: кулинария.
Тема урока: Блюда из круп и макаронных изделий.
Класс: 6
Форма урока: интерактивное обучение, игровая форма – КВН.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- Образовательная: ознакомить учащихся с видами макаронных изделий, круп; научить учащихся приёмам приготовления блюд из них.
- Воспитывающая: воспитывать эстетический вкус, внимательность, бережное отношение к продуктам, уважительное отношение к людям труда.
- Развивающая: развивать умение работать коллективно, в составе группы; прививать навыки культуры труда, аккуратности, развивать исполнительские умения и творческие способности; закрепить полученные знания, умения и навыки в игровой форме – КВН.
Наглядные пособия: оформленная доска, карточки – задания, тесты, кроссворды, инструкционные карты.
Дополнительный материал: листы бумаги, цветные карандаши.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (1 мин.)
- приветствие класса;
- проверка готовности к уроку;
- контроль посещаемости;
II. Текущий инструктаж (2 мин.)
- Обозначение целей урока;
- Определение формы урока – КВН;
- Определение команд, выбор капитана;
III. КВН
Конкурс №1. «Знакомство» (3 мин.)
- Приветствие команд;
- Эмблема (в соответствии с темой урока);
- Девиз (в соответствии с темой урока).
Конкурс №2 «Перестрелка» (5 мин.)
- Домашнее задание – пословицы и поговорки о хлебе, еде, пище;
Конкурс №3 «Конкурс капитанов» – во время «перестрелки» капитаны а) готовятся и работают по карточкам (см. Приложение 1); б) необходимо объяснить одну пословицу, подготовленную учителем: например, «хлеб батюшка, водица матушка!»; «гречневая каша - мать наша, хлебец-кормилец!»
Конкурс №3 «Тест» (7 мин.)
см. Приложение 2
IV. Изучение нового материала (20 мин)
Макаронные изделия – питательный и ценный
продукт. Они содержат 10-11% белков, 74-75%углеводов и
до 1% жиров. Эти изделия очень удобны как
полуфабрикат, потому что долго сохраняются, а
приготовление блюд из них требует мало времени.
Впервые макароны появились в Южной Италии. Уже в
эпоху средневековья они пользовались
популярностью у населения, были основным
продуктом питания. Изготовляли макароны
кустарным способом.
C XVIII века Италия наладила фабричное производство макарон и стала вывозить их на продажу в соседние европейские страны. Макароны разошлись по всему свету. Первую макаронную фабрику в России построили в 1797 году в г. Одессе.
Сейчас макаронные фабрики вырабатывают из различных сортов пшеничной муки разные виды макаронных изделий (демонстрация видов):
- Трубчатые.
- Нитеподобные.
- Ленточные.
- Фигурные.
Учащиеся, используя карточку, распределяют предложенные виды макаронных изделий по группам. Затем происходит проверка. (См. Приложение 3) Макаронные изделия должны отвечать следующим требованиям:
- Иметь однотонный цвет – белый с желтоватым оттенком.
- Правильную форму.
- Вкус и запах – без горечи, затхлости, кислого привкуса и других посторонних привкусов и запахов.
Макаронные изделия варят двумя способами:
- Сливной – применяют для гарниров.
- Несливной – для запеканок и макаронников.
К качеству блюд, приготовляемых из макаронных изделий, предъявляют следующие требования:
- Отварные макаронные изделия должны быть мягкими, несклеенными, неразваренными, без комков.
- Запеканки должны быть мягкими, сочными, на поверхности подрумяненная корочка.
- Вкус, цвет и запах блюда должны быть свойственны отварным макаронам, с привкусом того продукта, с которым оно приготовлено.
Крупы получают из различных зерновых культур. К зерновым культурам относятся зерновые злаки: пшеница, овёс, ячмень, рис, просо, кукуруза, а также гречишное растение – гречиха. Из одних делают муку, из других крупу.
Крупы имеют большую пищевую ценность, они снабжают организм углеводами и растительными белками. Крупы содержат 68-77% углеводов, до 12 % растительного белка. Больше всего белка содержится в манной, гречневой, овсяной крупах. В гречневой и овсяной содержится 65-68 % углеводов, представленных в основном клетчаткой, поэтому гречневую и овсяную крупу рекомендуют использовать в питании пожилых людей. Манную крупу и рис, в которых углеводы представлены в основном крахмалом, рекомендуется использовать в детском питании. В крупах содержатся витамины группы В и витамины РР, особенно богаты ими овсяная и гречневая крупы.
По качеству крупы должны удовлетворять
следующим требованиям:
иметь цвет, вкус и запах, присущие данному виду
крупы, быть без посторонних привкусов и запахов.
Хранить крупы надо в сухом, хорошо
проветриваемом помещении. Для их хранении можно
использовать полотняные мешочки. А также
стеклянные или металлические банки, которые не
следует плотно закрывать : крупу нужно
проветривать. Чтобы она не приобрела затхлого
запаха.
Крупы используют для приготовления различных
блюд: закусочных, первых (супов), вторых (каши,
запеканки). Каши по консистенции варят:
рассыпчатые, вязкие, жидкие.
Конкурс №4 «Техника безопасности» (2 мин.)
Повторение техники безопасности происходит по группам , по карточкам, с использованием цветных карандашей.
V. Практическая работа (30 мин.)
Учащиеся, пользуясь инструкционной картой, на выбор готовят различные блюда.
- Контроль со стороны учителя за выполнением трудовых приёмов, правил техники безопасности;
- дегустация;
- уборка рабочих мест.
Конкурс №5 «Кроссворд» (8 мин.)
VI. Заключительный инструктаж (2 мин.)
- подведение итогов.
- отметить типичные ошибки
- гласность оценок
- домашнее задание