Тема урока: «Мягкий знак после шипящих в глаголах».
Цели урока:
- учить написанию ь после шипящих в глаголах;
- систематизировать знания учащихся о правописании ь после шипящих в словах разных частей речи;
- развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные способности;
- воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес, любовь к родному языку.
Оборудование урока: учебники, тетради, интерактивная доска, мультимедийная аппаратура, карточки для работы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, все готовы к уроку? Мы продолжаем наше путешествие по стране Русского языка. В каком городе мы находимся?
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам… ГЛАГОЛ.
– Посмотрите, в нашем стихотворении вдруг пропали гласные в личных окончаниях глаголов. Восстановим их и объясним написание.
2. Словарная работа
– В своих тетрадях запишите число, классная
работа.
– Посмотрите, какие-то странные слова
встретились нам , они почему-то перевернулись.
– Прочитайте их наоборот и запишите в своих
тетрадях.
– Проверим записанные слова и объясним
орфограммы.
– Что объединяет эти слова? (На конце слова
– шипящий согласный. Все слова пишутся без ь).
– Дополните запись словами с ь на конце после
шипящих (сущ.3 скл. Ж.р.) рожь, молодёжь, вещь,
мышь, дочь.
Вывод: Расскажите, что же мы знаем о правописании ь после шипящих на конце слов?
ь
дружит
не дружит
сущ. 3
скл. 1. Сущ.
м.р.
2.
Сущ. ж.р. мн. ч. р.п.
3.
Кратк. прил.
– Какая чась речи не попала в таблицу? (Глагол)
– Определите тему урока, как она звучит? (Мягкий
знак после шипящих в глаголах.)
3. Изучение нового материала
– Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли
ь после шипящих на конце глаголов, давайте
подумаем!
– Внимательно прочитайте предложения. Это
просто предложения или что-то иное? (Пословицы)
– В них содержится народная мудрость!
– Определите, какой частью речи являются
выделенные слова, в каких формах они стоят.
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
- Тише едешь – дальше будешь.
- Без теста пирога не испечёшь.
- Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
- Семь раз отмерь, один отрежь.
(Глаголы в н.ф., во 2л. ед.ч., повел накл.)
– Что интересного вы заметили в написании
глаголов? (На конце после шипящих пишется ь)
– Что наш учебник говорит о написании ь в
глаголах? §110.
– Как мы можем дополнить это правило?
Сделаем вывод: Во всех глагольных формах после шипящих пишется ь.
4. Первичное закрепление
– А сейчас закрепим наши новые знания на практике.
Распределительный диктант
Записать глаголы в 3 столбика.
Н.ф. 2л.ед.ч.
повел.накл.
(Попутная работа над гласными в корне слова)
Приберечь к обеду
Стучишься в окно,
Истолочь в порошок, украсишь комнату,
Остричься наголо,
Намажь масло на хлеб,
Уберечься от опасности,
Расположиться у опушки,
Отрежь ровно.
5. Физминутка
А теперь немного отдохнём.
Я буду называть слова. Если в слове надо писать ь,
вы приседаете, если ь писать не нужно – делаете 1
хлопок над головой.
Рожь, шалаш,скрипач, спишь, дружишь, беречь,
кирпич, могуч, пишешь, думаешь, желаю удач.
– Итак, повторим , когда же пишем ь знак после
шипящих, когда – не пишем.
6. Вторичное закрепление (интерактивная доска)
Прочитайте отрывок. Из какого произведения эти строки? Кто их автор?
Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч….
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного…
– Всавьте пропущенные буквы, объясните
написание.
– Какие изобр. выр. средства использует автор? (Олицетворение,
метафора – «стая туч»)
– Объясните знаки препинания. (Обращение,
сложное предложение, однородные члены)
Теперь немного поиграем. «Четвёртый лишний»
- Ночь, луч, тишь, вещь.
- Кирпич, колюч, могуч, похож.
- Без туч, пять задач, шустрая мышь, исчез с крыш.
Вывод:
– Когда же пишется ь после шипящих на конце слов?
(Интерактивная доска) Соедини линией, когда нужно писать ь.
Сущ. ж.р. 3
скл кр.прил
Сущ. м.р.
Ь глаг.
Н.ф.
Глаг 2
л.ед.ч.
глаг повелит.наклон.
7. Самостоятельная работа
– А теперь снова обратимся к мудрости народа.
Дописать пословицы. Обозначить орфограмму ь в глаголах.
- С кем поведёш..ся, от того и … .
- Шила в мешке не ….
- Слово – не воробей, вылет..т не…
- Что посееш.., то и … .
8. Итоги урока
– А теперь, заканчивая наше путешествие,
подведём итоги урока.
– Что узнали мы, путешествуя по городу Глагол?
– Чему научились?
– Кому на уроке было интересно и всё понятно –
поставьте на полях (!). Если были затруднения (?).
– Не переживайте, завтра мы продолжим разговор
на эту тему.
– Передайте вперёд свои тетрадочки. откройте
дневники, запишите домашнее задание.
9. Домашнее задание: §110, упр.685.
Приложение 1 (презентация урока)