Задачи на развитие познавательных способностей:
- закреплять знание о видовых признаках птиц; вырабатывать навыки классификации по определённым признаку;
- тренировать быстроту мышления, умения логически мыслить, рассуждать;
- развивать мелкую моторику.
Задачи на развитие речи:
- обучать детей навыкам составления сравнительных рассказов;
- тренировать детей в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
- обогащать лексику родственными словами, а также словами, обозначающими признаки и действия предметов;
- совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе; учить детей доброте;
- приучать их заботиться о птицах.
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи «Голоса птиц», «Вальс цветов» из балета-сказки «Щелкунчик» (П.Чайковский), предметные картинки с изображением птиц, панно «Небесные прятки», картон для поделок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организация начала занятия
Логопед: Ребята, посмотрите какой сегодня солнечный денёк за окном. Какое время года у нас сейчас?(Весна).Давайте вдохнём глубоко весенний свежий воздух.
Работа над дыханием: вдох через нос, длительный выдох через рот…
Логопед: Весна, прилетают с юга птицы..Хочу отправиться в лес на солнечную полянку, познакомиться с птицами поближе. Хотите присоединиться? Тогда отправляемся на поезд.
Выделение первого гласного звука – каждый ребёнок – вагончик придумывает себе название, которое начинается на звук «С».
Логопед: Вот мы с вами и приехали на лесную полянку. Вокруг себя повернись и в птичку превратись.
Дети называют признаки весны и садятся каждый в своё гнёздышко – коврик.
2. Выразительное чтение стихотворения
Логопед:Ребята, к нам в гости прилетела ворона. Она опять чем-то недовольна. Сейчас она нам расскажет – чем.
Дети читают стихотворение «Ворона» с использование кукол.
3. Упражнение на закрепление слов – антонимов
Логопед: Опять ворона на весь лес раскаркалась и всё перепутала. Оказывается злая зима не хочет уходить и уступать место Весне, поэтому она поймала всех птиц и посадила их в клетку. Что же нам делать, как помочь птичкам? (Ответы детей)
Логопед: Зима согласна выпустить птиц на волю из клетки, но для этого нам с вами надо выполнить её задания.
А вы ребята трусливые? – Храбрые.
Старые? – Молодые
Страшные? – Красивые
Грустные? – Весёлые
Грязные? – Чистые
Глупые? – Умные…
Тогда давайте попробуем.
4. Разгадывание загадок
Приходит Бабушка-Загадушка и приносит детям загадки о птицах. Дети отгадывают загадку, объясняя, как ни нашли отгадку и получают от бабушки птичку.
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Верещунья белобока, а зовут её ... (сорока)Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Всё равно он будет мой! (Дятел)Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ... (снегири)И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и ... (совы)Спереди – шильце, сзади – вильце,
Сверху – чёрное суконце,
Снизу – белое полотенце. (Ласточка)Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
5. Развитие зрительного восприятия
На двух листах ватмана нарисованы берёзы с изображёнными на них контурами птиц. По контурам дети своих птичек рассаживают на ветки берез.
6. Составление сравнительных рассказов
На мольберте выставлены птицы: СНЕГИРЬ – СКВОРЕЦ. Дети отвечают на вопросы логопеда:
Чем похожи снегирь и скворец? Чем отличаются?
Снегирь – зимующая птица, а скворец –
перелётная… и т.д.
Уточнение знаний детей о перелётных и зимующих птицах.
7. Речевая игра «Грачи» (игра на развитие зрительного гнозиса)
Дети берут в руки разноцветные пластмассовые кольца-«калачи» и ходят по кругу, приговаривая:
Бай, бай, качи, качи,
Вот баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи,
Так румяны, горячи…. Подуем на них … (Дети останавливаются, дуют на воображаемые калачи и складывают их в середину круга)
Прилетели вдруг грачи, растащили калачи..
Кар, кар, кар! («Прилетают» двое грачей-детей, поднимают колечки-калачи и раскидывают их за кругом. Задача детей :найти свои «калачи».)
А теперь ищи свои калачи!!!
8. Речевая гимнастика (с филином) на эмоции:
Серый филин, пыльный филин
Филин:Гу-гу-гу (спокойно)
А хочешь чистым будешь, филин?
Филин:Гу-гу-гу (одобрительно)
Мы тебя польём водою
Филин: Гу-гу-гу (раздумывает)
С порошком тебя помоем
Филин: Гу-гу-гу (удивлённо)
Накрахмалим, выжмем крепко
Филин:Гу-гу-гу (хмурится)
И повесим на прищепку
Филин: Гу-гу-гу (злобно)
Будешь , филин, ты не пылен!
Слышишь, филин? (Филин думает)
Где ты, филин? (Филин прячется под крыло)
Ни в лесу, ни на лугу... Ни гу-гу.
(Дети прикладывает палец к губам в знак
молчания)
9. Вопросы Мудрого Филина
– Какая птица первая прилетает с юга?
– Какая птица не высиживает птенцов?
– Какая птица выводит птенцов зимой?
– Какая птица хорошо бегает и совсем не умеет
летать?
– Какая птичка самая маленькая в мире?
10. Игра «Накорми птичек»
Уточнить, чем питаются птицы. Закрепить знание о том, что колибри питаются нектаром цветов).
11. Развитие зрительного восприятия
Складывание разрезных картинок с изображение птиц.
12. Совместная работа родителей с детьми: собирание птичек Счастья
13. Организация окончания занятия
Логопед:Где мы побывали сегодня? (В
лесу)
– Чем мы занимались сегодня?
Ответы детей: Спасали птиц от злой Зимы,
слушали стихи, разгадывали загадки, делали
поделки.
Логопед: Если вам понравилось наше
занятие, попробуйте дома нарисовать птицу,
которая вам понравилась. Завтра мы устроим
выставку птиц, будем рассматривать и обсуждать
ваши работы.