Физико-технический турнир "Физика вокруг нас"

Разделы: Физика


Цели мероприятия:

  • повторить в нетрадиционной, занимательной форме основной программный материал;
  • развивать познавательную активность и творчество учащихся, их смекалку, наблюдательность и чувство юмора;
  • расширить технический кругозор.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Вступительное слово учителя

– Добрый день,дорогие ребята, уважаемое жюри! Каждый, кто находится в этом зале, может сказать, что ему знаком школьный предмет – физика. Физика – это наука о природе. В настоящее время, трудно назвать такую область человеческой деятельности, где бы не применялись законы и явления физики. Физика не существует сама по себе, она постоянно сотрудничает с другими не менее важными науками, такими как математика, химия, биология, история, география и т. д. Но сегодня день посвящен ФИЗИКЕ! И нам хотелось бы, чтобы у всех собравшихся здесь, было доброе, веселое настроение.
Сегодня мы проводим физико – технический турнир «ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»

Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле, –
Телевизору голосу раций,
Вентилятору на столе.
Как придумать могли такое,
Что пластинка песню поет,
Что на кнопку нажмешь рукою –
И средь ночи день настает?
Я вверяю себя трамваю,
Я гляжу на экран кино.
Эту технику понимая,
Изумляюсь ей все равно.
Ток по проволоке струится
Спутник ходит по небесам!..
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам.

(В. Шефнер «Техника»)

Электрический ток… Можете ли вы назвать область жизнедеятельности человека, где не применялся бы электрический ток? (Уч-ся отвечают –нет)
В нашем конкурсе принимают участие 2 команды – «Сияние» и «Молния» – это учащиеся 8-х классов А и Б.
Члены команд заняли свои места. Представляю членов  жюри – директор лицея – Ж.Н.М., завуч – Ф.Т.П., учитель физики – Т.Н.П. Консультант – студент инженерно-физического фак-та 4-го курса – Р. П.
Впереди у нас несколько конкурсов.
Представляю слово учащимся 8А класса.

Мы сейчас пришли к вам
Чтобы рассказать,
Что Физику – науку
Нельзя не изучать
Вот возьмем мы Ома,
Законы все его.
Их применяют дома,
И в школе, и в кино.
Силой Архимеда,
Мы держимся в воде.
И три закона Ньютона,
Конечно, знают все!
Физика – наука
Всегда, везде нужна!
Мастер на все руки!
Незаменимая она

– Ребята! Настроились и приготовились к представлению команд.

1 конкурс: «Визитная карточка»

– Уважаемое жюри вам предстоит оценить название, газету, девиз, эмблему каждой команды. Капитаны команд сдайте в жюри ваше домашнее задание.

(Выступление команд)

«Домашнее задание»

1. Разработайте схему автоматической подачи звукового сигнала при достижении предельной температуры.

2. Предложить схему автоматической подачи звукового сигнала при достижении жидкостью предельного уровня

(Выступление жюри)

2 конкурс: «Разминка»

– Внимание на экран!

1. Органы государственного пожарного надзора не рекомендуют перевозить бензин и иные легковоспламеняющиеся жидкости в полиэтиленовых канистрах, а предлагают пользоваться металлическими. Чем это вызвано?
Ответ: на поверхности полиэтиленовой канистры накапливаются статические электрические заряды, которые возникают вследствие трения бензина о стенки сосуда. В металлической ёмкости это не происходит; благодаря хорошей электропроводности облегчён переход заряда в землю.
2. На текстильных предприятиях, если не принять соответствующих мер, нити могут прилипать к гребням чесальных машин, путаются и рвутся. Что следует сделать, чтобы свести до минимума эти неполадки?
Ответ: детали ткацких станков надёжно заземлить, в цехах создать повышенную влажность воздуха.
3. Напряжение, подаваемое на электроды сварочного аппарата, зависит от давления на эти электроды. Если оно небольшое, то напряжение между ними должно быть значительным, и наоборот. Чем можно это объяснить?
Ответ: при большом давлении вследствие деформации площадь контакта электрода с металлом, а также свариваемых между собой деталей становится больше. Благодаря этому через контактную зону проходит сильный ток даже при низком напряжении между электродами.
4. Почему при работе на токарном или сверлильном станке неправильно заточенным или затупленным инструментом увеличивается расход электроэнергии
Ответ: при работе тупым инструментом нужно прикладывать большое усилие резания; это вызывает рост нагрузки на двигатель и увеличение времени обработки; следовательно, растёт и расход электроэнергии
5. Объясните, какие физические явления лежат в основе профессиональной поговорки электромонтеров: «Горячее соединение всегда холодное, а холодное – всегда горячее».
Ответ: спаянные провода прочно соединены, поэтому в месте спая они имеют малое электрическое сопротивление и не нагреваются. Скрученные же («холодное соединение») из-за большого сопротивления в точках сопротивления быстро раскаляются
6. В автомобиле от аккумулятора к лампочкам проведено только по одному проводу. Почему нет второго провода?
Ответ: вторым проводом служит корпус автомобиля.

3 конкурс: «Электрик»

1. Придумайте схему проводки, которая позволяла бы звонить из одного места, например от двери в подъезде, в три квартиры (неодновременно) и требовала минимального расхода материалов

2. Предложите схему, посредством, которой при открывании двери в квартире включалась бы сигнальная лампа.

4 конкурс: «Состязание смекалистых»

Оборудование: лампочка, 3 закрученных провода, у одного из них известно начало, источник тока.

Как можно с помощью источника тока и лампы определить конец провода, если задано его начало.

Кто выполнит быстрее?

5 конкурс: «Вперед , болельщики!!!»

Уважаемые болельщики, мы предлагаем вам такое задание:

1. Внимание на экран!

Вопрос: Какие меры безопасности необходимо соблюдать при работе с током?

 

2.  Продолжи фразу. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. Победителя мы определим по итогам общего количества жетонов.

  1. Электрическим током называется …
  2. Единица электрического сопротивления
  3. Формула закона Ома для участка цепи
  4. Действия электрического тока …
  5. Мощность равна отношению работы к …
  6. Как искать общее сопротивление цепи, в которой потребители соединены  последовательно? …
  7. Электрическое сопротивление зависит от …
  8. Все потребители находятся под одним и тем же напряжением  при …
  9. Электрическое напряжение измеряется …
  10. Формула работы электрического тока…
  11.  Амперметр  включается в цепь …
  12. Формула закона Джоуля –Ленца …
  13. Положительный ион- это ….
  14. При трение стекла — шёлк электроны переходят …
  15. В ядре атома находятся …
  16.  Отрицательный ион –это …
  17.  Электроскоп – это прибор для …
  18.  Единица силы тока -…
  19. Эдектрический ток направлен от …
  20.  1 кОм = ..
  21.  Формула сопротивления проводника …
  22.  В фотоэлементе—…энергия превращается в электрическую.
  23.  Одноимённые заряды …
  24.  Разноимённые заряды …

6 конкурс: «Кто лучше знает приборы?»

Учащимся предлагаются приборы: Амперметр, вольтметр, реостат, ключ, резистор, катушка, лампочка.

Кто быстрее назовет прибор и скажет для чего он применяется?

7 конкурс: «Твердая рука» (конкурс капитанов)

Наступает очень ответственный момент, скоро результат команд будет зависеть от ловкости их капитанов.
А пока перед вами выступит ученик 8 б класса.

Вам надоело скучно жить,
И надоело всего бояться?
Тогда вам можем предложить
Делом полезным заняться.
Вы верите в мистику и всякую ерунду,
Боитесь вы грома, боитесь грозу,
Вам страшно, когда начинается дождь,
Но вы не отчаивайтесь,
Мы можем помочь!
Не стоит ходить к шаманам, магистрам,
Не стоит целителей вам навещать,
Совет наш прост – не нужно бояться,
А лучше физику начать изучать

Каждый капитан в этом конкурсе может принести 10 баллов своей команде, если у него ни разу не загорится лампочка. Каждое возгорание лампочки снимает один балл.

8 конкурс: «Отгадай кроссворд»

1. Источник тока, в котором в внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую.
2. Источник тока, в котором световая энергия превращается в электрическую.
3. Чертёж, на котором изображён способ соединения приборов.
4. Явление упорядоченного движения свободных заряженных частиц.
5. Итальянский учёный, создавший первый источник тока.
6. Часть электрической цепи, служащая для соединения других её частей.
7. Часть электрической цепи, в которой потребляемая энергия превращается в другой вид энергии.
8. Часть  электрической цепи. служащая для замыкания и размыкания цепи.
9. Соединение электрических проводов.
10. Одно из мест на источнике тока, к которому присоединена клемма для включения  в электрическую цепь.
11. Материал пластины простейшего химического источника тока. которая заряжена отрицательно.
12. Итальянский учёный, в честь которого названы элементы – химические источники тока.
13. Источник тока, требующий  предварительной зарядки. 

9 этап: «Подведение итогов»

– Итак, подведем итоги. Физико-технический турнир подошел к концу. Жюри подсчитывает набранное командами количество баллов. Болельщики сдают жетоны для определения 1, 2 и 3 места среди болельщиков.

Выступление жюри.
Награждение победителей.

Заключительное слово учителя:  Большое спасибо участникам турнира. Большое спасибо нашему жюри.

Физика!
Какая емкость слова!
Физика!
Для нас не просто звук.
Физика – основа и опора всех без исключения наук!

– До свидания!

Приложение